Как гаишники воруют деньги из карманов водителей

Озарив пункт инструментального контроля сияющим выражением лица по случаю грядущего — ура! — получения талона техосмотра, мы осторожненько, так, чтобы инспектор не передумал, протянули руку за талончиком и попросили вернуть оплаченные квитанции. Суровый капитан с недоумением смерил нас взглядом с ног до головы, вынул из пачки два мятых квиточка и положил на край стола. — А у нас вроде как три было… — с кислой миной переглянулись мы.

— Да хоть десять! — вспылил капитан. — Третья останется у нас.

Квитанция на оплату таинственного сбора «для нужд ГАИ» в 28 рублей 50 копеек к нам так и не вернулась.

Почуяв неладное, мы тотчас же перетряхнули милицейские инструкции, судебные решения и правительственные постановления…

И худшие опасения подтвердились: нас обворовали!

Рэкет по-гаишному

Лет эдак 15 назад из кабинета российского правительства выпорхнуло постановление №228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта», которое дало право главным чиновникам республик, краев, областей и городов всея Руси самостоятельно назначать цену за прием экзаменов, выдачу водительских удостоверений, регистрационных знаков, талонов техосмотра и другой спецпродукции. Поскольку местные чиновники получили возможность устанавливать размеры поборов в зависимости от местных (а может быть, и личных) нужд, их, как Остапа, неудержимо несло: каждый субъект Федерации драл с нашего брата-автовладельца кто по три, а кто сразу и по пять бараньих шкур.

Хочешь получить регистрационные знаки? Заплати «святой» троице: Гознаку за их изготовление, государству — пошлину за обращение в ГАИ, а самой ГАИ — отдай честно заработанные… ни за что. Просто так.

Без платы «ни за что» в придорожном ведомстве нельзя было получить не то что знаки или «права» — нельзя было получить даже по морде.

Прибыльный милицейский бизнес процветал. И впредь давал бы многомиллионные барыши, если б в конце 2006 года нежданно-негаданно не пришла беда…

Караул! «Оборотней» грабят!

Не пожелавший содержать гаишников на свои деньги гражданин Ч., занявшись поиском уважительных причин, выудил из ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» спасительную мысль: физлица и организации не должны уплачивать иные платежи, кроме государственной пошлины.

А открыв Налоговый кодекс, заодно уяснил, что статья 333.16 называет государственную пошлину (в переводе на шоферский язык и применительно к нашему брату) сбором, взимаемым при обращении в ГАИ за выдачей, в частности, документов. И запрещает сотрудникам ГИБДД требовать еще какие-либо (читай — левые) платежи.

Со своим открытием Ч. тихой сапой добрался до самого главного российского суда — Верховного.

Революционный настрой товарища Ч. так легко и быстро передался судьям, что уже 2 ноября 2006 года Верховный суд признал незаконной и недействующей возложенную правительством на организации и граждан обязанность оплачивать (помимо пошлины) телодвижения сотрудников ГИБДД, направленные на выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации, водительских удостоверений, временных разрешений, паспортов транспортного средства, актов технического осмотра, талонов о прохождении техосмотра, прием экзаменов и прочие аналогичные действия.

Суд, иными словами, без обиняков заявил: да плюньте вы, товарищи-граждане, на всякие там квитанции по 28 рублей 50 копеек. Пустое…

Решение Верховного суда привело обитателей милицейских кабинетов в полное замешательство: на что жить дальше, если (как гласит то же постановление правительства №228) денежки эти (миллиарды рублей по всей стране!) используются на… совершенствование деятельности подразделений ГИБДД и приобретение ими технических средств! А может быть, и на строительство генеральских дач…

Им впору было благим матом заорать: «Караул! «Оборотней» грабят!»

Но придорожное ведомство решило молча высморкаться на судебный вердикт: брали и будем брать — на том ведь стоим!

Говорят, что во исполнение саботажного циркуляра государственным инспекторам на местах даже было предложено не желающим платить козни не чинить (вроде как дело-то добровольное…), а уже оплаченные квитанции на левый милицейский доход отбирать.

Ну, чтобы концы в воду…

Врагу не сдается наш гордый бурят

Падкими на чужие деньги до победного конца, впрочем, оказались не все подразделения всенародно любимой российской ГИБДД.

В Пермском крае, например, местный начальник ГАИ, получив предписание прокуратуры (возбужденной моторизованными гражданами) устранить нарушения законодательства и незаконные платежи не взимать, сопротивляться не стал. Устранил.

Такого же подвига от своих милиционеров добились и морозостойкие жители Бурятии.

О неизбежности кончины подпольного бизнеса смекнули (и готовы его свернуть) сотни других гаишных подразделений всея Руси.

Как сохранить хорошую мину при плохой игре и не лишить подконтрольный милицейский орган доходов, крепко задумалась, в частности, прокуратура той самой области, что прилегает к Москве.

В ответ на обращение сограждан подмосковные надзиратели над соблюдением законности нарушений в действиях ГИБДД (в отличие от своих коллег в других субъектах Федерации) не нашли. Они лихо прикрылись разъяснением Министерства финансов, утверждающим, что пошлина берется не за обращение граждан в ГАИ, а… «за выдачу». Иными словами, за то, что сотрудник РЭПа сковырнул свой зад со стула, доковылял до окошка и — о, чудо! — выдал!

Прокуратура даже не заметила очевидную несуразицу: за сам факт обращения в ГИБДД для снятия автомобиля с учета или постановки на учет должна взиматься пошлина, в состав которой (судя по ответу прокуратуры) не входит стоимость изготовления, транспортировки и хранения регистрационных знаков. (Как установил тот же Верховный суд тем же решением, вообще не существует закона, который обязывал бы граждан возмещать затраты на изготовление спецпродукции!)

И прозевала неувязочку: за выдачу бумажных знаков пошлина составляет 50 рублей, а за выдачу железных — 400. А почему такая разница? Ведь совершается ОДНО действие — выдача! Неужели сотруднику РЭПа оторваться от табуретки с железными знаками в восемь раз тяжелей, чем с бумажными?

То же недоразумение и с водительским удостоверением: пластиковые «права» по стоимости пошлины оказываются на 100 рублей тяжелее картонных…

Не странно ли?

С пенсионера по нитке — генералу мундир!

Казалось бы, точка поставлена: решение Верховного суда вступило в законную силу. Незаконные платежи велено отменить.

Но наивен тот, кто верит.

Бюджеты субъектов Федерации сверстаны, утверждены и обрели статус законов. Левые доходы в них уже заложены на год вперед. Значит, их надо найти и освоить, а проще говоря — прибрать к рукам!

От поползновений суда в случае чего прикроет (проверено!) местная власть.

И малоимущий пенсионер (ну, не повезло ему работать в ГИБДД!), к старости лет накопивший деньжат на разваливающийся рыдван, сам того не подозревая, почем зря отдаст дрожащими руками «неизвестно кому» половину своей бесстыдно жалкой пенсии.

Пока народ нищает и молчит — гаишная страна втихомолку богатеет…

Дмитрий АРТЕШУК, Виктор ТРАВИН, «Московский комсомолец»

You may also like...