«Покупка в группах» по-украински: «Автоплан» или «Лохоплан»?

С конца 90-х на рынке Украины действует относительно новый, для населения, способ приобретения товаров – «Покупка в группах». Такая схема уже давно существует во многих странах мира, однако в Украине она себя пока не оправдывает, ибо деятельность компаний-администраторов постоянно связана с нарушением прав потребителей, клиенты системы все чаще обвиняют компании в мошенничестве, а в народе такие компании справедливо окрестили «Лохотронами». По сути, схема выглядит так, несколько человек, желающих купить в один и тот же товар – к примеру, автомобиль – но не имеющих в данный момент для этого достаточных средств, объединяется в группу и покупают вожделенный товар «вскладчину». Все участники такой группы регулярно, на протяжении некоторого времени, выплачивают денежные взносы, размер которых зависит от стоимости товара и определяется как процент от этой стоимости. Вся система работает до того момента, пока каждый из участников этой группы не станет владельцем товара.

Дабы все проходило организованно управляют такими группами компании-администраторы. С помощью компании-администратора покупатели объединяются и начинают платить регулярные взносы согласно графику. На деньги, собранные с группы, администратор покупает товар и передаёт его одному из участников группы, который определяется количеством набранных баллов или жеребьёвкой.

В Украине уже действует более чем два десятка предприятий-администраторов систем «Покупка в группах», которые активно привлекают средства населения. Некоторые из них действуют уже больше десяти лет.

Как водится без нарушений не обходится, вследствие чего банальная складчина начинает превращаться в не менее банальную «пирамиду». Невозможно описать все нарушения которые встречаются, но попытаюсь обозначить наиболее важные которые может допускать сторона компаний-администраторов. Основные несоответствия деятельности предприятий-администраторов законодательству о защите прав потребителей будут рассмотрены на примере ЗАО «AICE Украина», администратора системы «Автоплан», пожалуй самая раскрученная и одиозная из компаний.

На сегодняшний день участники вступают в систему по 4 основным причинам:

-желание иметь собственный автомобиль;

-влияние привлекательной рекламы фирм-администраторов;

-навязана администратором уверенность в том, что участие в «Покупке в группах» выйдет более дешево чем взять автомобиль в кредит;

-незнание условий участия в системе.

Согласно исследования Интернет-издания «Эксперт.UA», покупка автомобиля через администратора обходится почти вполовину дороже, чем при получении банковского кредита. Об этом свидетельствует приведенная ниже таблица.

Относительно незнания условий. Например, лицо, которое вступает в «Автоплан», подписывая договор, в большинстве случаев, не знает следующие вещи:

-он стал участником системы «Покупка в группах»

-он является участником группы из 168 человек;

-вступительный взнос и плата за право на получение автомобиля не засчитывается в общую задолженность участника.

-к цене автомобиля, указанной в Дополнении №1 к Соглашению добавляются ежемесячные Административные расходы, ежемесячный Страховой взнос, который создает около 35% надбавки к цене автомобиля.

-за каждый взнос он получает определенное количество баллов.

-автомобиль будет приобретен за счет взносов участников группы и будет предоставлен потому участнику, который набрал больше баллов или путем жеребьевки или аукциона при наборе несколькими лицами одинакового количества баллов.

-право на получение автомобилю предоставляется 1 раз в месяц максимум двум участникам группы путем проведения «Ассигнационного акта».

-последний участник группы получит свой автомобиль приблизительно через 7 лет.

-при расторжении соглашения с просрочкой срока предоставленного для этого, заплаченные деньги с учетом штрафных санкций, администратор вернет по окончании участия всей группы, то есть приблизительно через 7 лет, однако будет ли при этом учтена инфляция – это уже отдельный вопрос.


Напомню, что этих фактов большинство участников не знают и узнают лишь, когда возникают проблемы.

Согласно данных Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг ЗАО «AICE Украина» – обязывается обеспечить своих участников автомобилями на общую сумму два миллиарда гривен. Кроме этого компания должна вернуть участникам, которые разорвали договор, 31,7 млн. гривен. При этом задолженность участников перед компанией исчисляется 101,4 млн. гривен, а в фонде участников, которые ожидают авто, – 76 млн. гривен. Несложные расчеты показывают, что такому администратору для выполнения уже взятых на себя обязательств необходимо привлечь еще свыше 1,85 млрд. гривен! Это значит, что такая система может существовать только при условии привлечения все новых платежей. А это классическая пирамида, которая подпитывается небогатыми гражданами, которые ищут дешевизну.

Как видно из вышесказанного, администрирование системы «Покупка в группах», очень выгодный бизнес, который всегда нуждается в привлечении новых платежей. Но как же существовать такой системе, когда нормальный человек ни за что не вступит к ним, если будет знать насколько их условия невыгодные для него? Будет ли администратор об этом предупреждать, четко рассказывать условия договора потенциальному участнику, когда на кону миллионы гривен? Конечно нет! Для этого необходимо тщательнейшим образом завуалировать и скрыть все недостатки этой схемы. Все начинается с салона или другого места, где администраторы осуществляют заключение договоров с участниками.

Длительное время в супермаркете «Амстор» в Макеевке на отделе «Автоплана» висела табличка «Кредит без справки о доходах», что в сущности является, мягко говоря неправдой. «Автоплан» не продает автомобили в кредит. Оплата предусматривается графиком взносов, который включает 84 взноса. Размер взноса изменяется в зависимости от актуальной цены автомобиля каждый месяц. Относительно справки о доходах. Она не нужна при подписании договора, но ее предоставление является обязательным для получения автомобиля. Таким образом, «Автоплан» уже нарушил ст.15 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которой «Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация о продукции должна содержать: …данные о цене (тариф), условия и правила приобретение продукции…».

Следующее нарушение происходит со стороны менеджера при разговоре с потенциальным участником. Массовым явлением является следующая байка: «Для приобретения машины в кредит не нужно было ни справки с места работы, что при наших зарплатах «в конвертах» достаточно проблематично, ни залога, — только паспорт и идентификационный код. Да и условия показались Алексею достаточно привлекательными — первый взнос свыше 800 гривен и ежемесячные в размере 350. Уже через 30 календарных дней можно получить «Славуту». Квитанцию на оплату первого взноса плюс взноса за месяц Алексею дали к уплате сразу, мол, пока он пойдет в банк, подготовят договор. В компании не подвели — действительно протянули 9 страниц, полностью усыпанных мелким шрифтом. Правда, ознакомиться с текстом давали по одной странице, сразу же принуждая ставить подпись. После нескольких абзацев, ничего толком не поняв и устав, Алексей начал подписывать последние листы, не читая — мысленно он уже был в салоне собственного автомобиля.» Подобная история происходит почти с каждым участником «Автоплана» или другого администратора.

Как мне стало известно, администраторы создали систему поощрений для менеджеров в зависимости от количества заключенных договоров. В среднем менеджер получает заработную плату 2500 грн., которую сам себе может повысить заключая больше договоров. Потому ради высокой заработной платы менеджер рассказывает участнику все что угодно, в самых красивых цветах, но только не правду.

Таким образом, наивный гражданин, подписывая договор, но почти не читая его, уверенный в следующем:

-автомобиль он покупает в кредит или в рассрочку с минимальным количеством документов с самыми выгодными условиями;

-автомобиль он получит не более чем через месяц.

Это все является результатом «работы» менеджера, который предоставил недостоверную информацию и нарушил таким образом отмеченную выше ст.15 Закона Украины «О защите прав потребителей». Менеджер преднамеренно вводит участника в заблуждение относительно обстоятельств, которые имеют существенное значение, а именно: предмет (не автомобиль а услуги по его получению), сроки (сроки неопределенны), порядок расчетов (не только цена автомобиля, но и другие выплаты). А это является основанием на признание договора недействительным на основании ст.230 ГК Украины, которая содержит положение:

«Если одна из сторон сделки преднамеренно ввела вторую сторону в заблуждение относительно обстоятельств, которые имеют существенное значение (часть первая статье 229 этого Кодекса), такоя сделка признается судом недействительным.

Обман имеет место, если сторона отрицает наличие обстоятельств, которые могут помешать совершению сделки, или если она замалчивает их существование.

Сторона, которая применила обман, обязана возместить второй стороне убытки в двойном размере и моральный вред, что нанесенные в связи с совершением этой сделки.»

На сегодняшний день форумы в Интернете усыпаны тысячами сообщений возмущённых участников о том, как их развели менеджеры «Автоплана». Например, моим знакомым молодая девушка-менеджер предложила заплатить первый взнос и подождать автомобиль «недели две», пока он придёт в Донецк. Очень хитрый ход: всего неделя предоставляется участнику для того, чтоб он мог «безболезненно» расторгнуть договор и быстро вернуть уплаченные деньги. В течении недели обманутый участник наверняка не расторгнет договор, ведь согласился ждать машину две недели.

Следующее нарушение – договор. Договор составлен мелким шрифтом и почти не понятен для рядовых граждан. Когда они обращаются к юристам за помощью, юристы тратят не один час на то, чтоб разобраться в условиях. Договор состоит из частей, которые идут в следующем порядке:

Дополнение № 1 к Соглашению. Указываются реквизиты участника, марка автомобиля, модель, цена автомобиля, размеры взносов и расходов в процентах, и тому подобное.

Дополнение № 2 к Соглашению содержит «Правила деятельности Автоплана», изложенные на четырех страницах мелким шрифтом в две колонки на каждой странице.

Само Соглашение, составленное на одной странице, содержит основные положения.

Дополнение № 3 к Соглашению подписывается по получении права на получение автомобиля, который является обязательным для получения автомобиля. Отображает единым числом на момент подписания общую сумму денежных обязательств участника системы, сумму, которую участник уже оплатил, а также сумму, которую ему осталось оплатить.

Нарушение законодательства происходит следующим образом. Во-первых, цена. В кассовых чеках, к которым привыкли все, обычно пишется цена на продукцию, которая включает НДС, а ниже – сумма НДС, которую продавец включил в цену. Так, взглянув в Дополнение №1 к Соглашению участия в системе «Автоплан», рядовой гражданин, цену договора поймет так: ценой договора является сумма, указанная в графе «Цена автомобиля» (так как уверенный, что предметом договора является автомобиль), а другие расходы, написанные ниже (Административные расходы и т.д.) поймет как такие, которые входят в цену автомобиля. То есть, сумма задолженности в Дополнении №1 написана очень сложно или вообще непонятно для потенциальных участников, ее расчет возможен только при понимании потенциальным участником условий относительно оплаты, а также владении определенными знаниями и навыками.

И только тогда, когда он выиграл право на получение автомобиля, представитель Администратора подписывает с ним Дополнение №3 к Соглашению, где полная сумма задолженности участника со всеми расчетами написана одним числом. Обычно, полная сумма на 35% выше цены автомобиля и это вызывает шок у участника. Здесь же возникает вопрос: Для чего в Дополнении № 1 к Соглашению отмечена только цена автомобиля, ниже – другие расходы, которые участник может неверно понять, а полная сумма – только в Дополнении № 3 к Соглашению тогда, когда участник уже получил право на получение автомобиля, а не наоборот? Ответ понятен. Для привлекательности договора, который участник подписывает и для того, чтобы избежать ситуации расторжения договора когда участник узнает реальную сумму. Это все, конечно, прописано в договоре, но участник обычно подписывает договор, не зная этого принимая цену автомобиля за цену договора. Подписал бы участник договор, где вместо общепринятой цены автомобиля, например 70000грн, стоит на первой странице 94500грн? Участник опять попал в ловушку Администратора, он был опять введен в заблуждение.

Кроме того, обычно, только в этот момент участник узнает о том, что предусмотренные договором Вступительный взнос и Плата за получение автомобиля в сумму задолженности не засчитываются и являются отдельными платежами. Размер их – по 3% от цены автомобиля, то есть кроме названной выше суммы, учасник доплачивает ещё 6%. Таким образом, суммарная надбавка, относительно ожидаемой цены, составляет не менее 41%!

Система «Автоплан» не предусматривает чётких сроков получения автомобиля. Через обещанный менеджером срок, заветную машину получают около 1 % участников. Остальные вынуждены ждать неопределенный срок. И исчисляется он не днями, а месяцами. Некоторым участникам вообще не повезло – они уже несколько лет ожидают машину, при этом добросовестно платят взносы. И когда-то, наконец наступает день, когда участник получает право получить автомобиль. Но даже при получении автомобиля участник опять сталкивается с проблемами.

Получив право на получение автомобиля, участник получает бланк заявления, на котором он должен отметить в порядке преимущества пять желаемых цветов автомобиля. Администратор выдаст на основании этого автомобиль один из отмеченных цветов, которые есть в наличия у Администратора или предложит автомобиль другого цвета. Таким образом, участник имеет шанс получить автомобиль нежелательного цвета или же ожидать дальше, пока у Администратора не появится автомобиль желаемого цвета. Подписывая договор, участник планирует для себя получить автомобиль определенного цвета, а не того, что предложит Администратор. Условие относительно заполнения данного бланка является обязательным, но участник не имеет реальной возможности ознакомиться с возможностью такого события перед заключением договора, что снова является нарушением ст. 18 Закона Украины «О защите прав потребителей».

Если участнику что-то не понравилось в этой «замечательной» системе, и он захотел расторгнуть соглашение с Администратором и возместить убытки, он имеет право обратиться в суд. Согласно ст. 24 Приложения к соглашению, любой спор, который возникает из Соглашения, и который необходимо решать в судебном порядке передается на рассмотрение суда в г. Киеве по местонахождению Фирмы, в соответствии с действующим законодательством Украины. Таким образом, участник, который считает, что его права потребителя были нарушены и желает расторгнуть соглашение и возместить убытки, должен приехать в Киев. Для этого он вынужден отпроситься с работы, нести незапланированные затраты на дорогу, временное жилье, питание и преодолевать другие неприятные обстоятельства для защиты собственного права вместо того, чтобы на основании п.5 ч.1 ст.110 ГПК Украины обратиться в суд по месту жительства. Таким образом, потребитель фактически ограничивается в защите собственных прав в отличие от Администратора. Потому данное условие договора является несправедливым и подлежит отмене или изменению.

Компании-администрации давно привыкли к искам неудовлетворенных участников о признании договора недействительным, возмещении убытков и морального вреда. Неоднократно заводились уголовные дела относительно сотрудников таких компаний. Например, по данным Интернет-издания «Деньги-UA», в 2007 году были возбуждены уголовные дела против сотрудников компании «Украинская группа «Капитал», которая также являлась администратором системы «Покупка в группах». Более того, по данным уголовным делам числится 16326(!) пострадавших, которых обманули на 168 млн. грн.

Как видно из вышеперечисленных фактов, существует множество оснований для расторжения договора. Однако, очень сложно доказать несправедливость условий договора, которые являются основаниями для расторжения. Почти невозможно в суде доказать обман или мошенничество со стороны сотрудников компаний-администраторов, и я не первый, кто об этом пишет.

Неужели нет способа и убедительного основания для расторжения договора и защиты своих прав? Самый реальный путь к разрешению этой проблемы я вижу в следующем. По сути, компания-администратор оказывает услуги, которые соответствуют понятию «финансовые услуги». Государственная Комиссия по регулированию рынков также подтверждает то, что услуги имеют все признаки финансовых услуг. Кроме того, Верховный Суд в одном из своих решений признал то, что компания-администратор ЗАО «AICE Украина» оказывает именно финансовые услуги. Отсюда следует, что компании-администраторы предоставляют финансовые услуги без определённого разрешения, следовательно, не имеют права без разрешения заключать договор с участниками. Это и является основанием для расторжения договора.

Описанный в данной статье «Автоплан» является далеко не единственной системой «Покупки в группах», в которой допускаются грубые нарушения прав потребителей. Для успешного существования систем «Покупка в группах» в Украине, данная сфера должна быть в первую очередь, четко урегулирована законодательством, где должны обеспечиваться права и интересы администраторов, государства, и участников-потребителей. До того, пока данная сфера не будет урегулирована, произвол со стороны администраторов будет продолжаться и страдать от этого будут в первую очередь потребители. Бесспорно, система «Покупка в группах» имеет право на жизнь в Украине, но не в том виде, в котором она есть в настоящий момент.

В настоящем виде такую систему можно охарактеризовать скорее как юридически выверенный «развод». Юристы говорят, что договор составлен настолько грамотно, что придраться к чему-либо практически невозможно. Чему подтверждением может служить, огромное число пострадавших от деятельности таких компаний. Число возмущенных граждан растет во всех уголках Украины. Хотя, при желании, особо настойчивые могут попробовать побороться, заручившись поддержкой хорошего адвоката.

И хотя согласно ГПК, дела по защите прав потребителей могут рассматриваться и по месту жительства потребителя, в договоре «Автоплана» установлена договорная подсудность по месту расположения фирмы, то есть Киев (тот же ГПК разрешает устанавливать договорную подсудность). Но с другой стороны данное условие можно расценить как несправедливое по отношению к потребителю.

На практике это выглядит так. Потребитель подаёт иск по месту жительства. В случае, если судья выносит определение про открытие судопроизводства по делу, представители «Автоплана» сразу же обжалывают его в Апеляционном порядке и тебуют передать дело на рассмотрение в Киев. Далее суд удовлетворяет жалобу или отказывает в удовлетворении. Если посмотреть реестр судебных решений, то можно увидеть там несколько решений Апеляционных судов по этому вопросу. В половине из них суд отказывает, а в половине – удовлетворяет.
Выводы можно сделать следующие:
1. Законодательство не даёт однозначного ответа о том, где должен рассматриваться спор, что на руку «Автоплану».
2. Лучше сразу начинать с Киева, дабы не мучаться с такими вопросами.

Поэтому учитывая то, что судится чаще всего нужно в Киеве, а денег у таких контор с доверчивых граждан уже собрано достаточное количество, да и суды наши ой как их любят, шансы у вас незначительны. Лучше конечно в дерьмо не вступать, чем потом долго и упорно отмываться.

При написании статьи также были использованы материалы, Юридической практики, «Именем закона»

СЕРГЕЙ ПРОСКУРИН, юрист, специально для УК

You may also like...