Восточно-Европейский банк: эксплуатация детей и вмешательство в частную жизнь

В сознании рядового гражданина такие словосочетания, как «торговля людьми» или «эксплуатация детского труда», ассоциируются, как правило, с отечественной кинохроникой периода советского «застоя», повествующих об «их» нравах. В кадре – одетые в камуфляж мордовороты с нагайками терзают горстку копошащихся под палящим солнцем на тростниковом или рисовом поле негров (вьетнамцев)… Однако современная торговля людьми и эксплуатация детского труда получили несколько иное развитие и воплощение. Но менее гнусными от этого не стали.

Современная жизнь вносит свои коррективы, делая методы работы и бизнеса новоявленных торговцев «живым товаром» не то чтобы цивилизованными, но более глянцевыми, что ли, завуалированными. Однако от внешней мимикрии гнусность и циничность самого явления эксплуатации детского труда не становится менее гнусной и терпимой для общества.

Рассмотрим ситуацию на одном – простом – примере, который можем для наглядности проиллюстрировать:

Предлагаем сравнить и сопоставить предложенные фотографию ребенка (на ней изображена малолетняя Настя С.) и рекламное объявление о депозитных ставках Восточно-Европейского банка (на котором изображена все та же Настя).

Идентичность изображения одного и того же ребенка не вызывает сомнений (хотя снимки несколько различаются по расположению объекта съемки и ракурса съемки в пределах серии снимков и интервала фотоизображений в несколько секунд). Однако вся пикантность ситуации заключается в том, что изображение девочки размещено в рекламном объявлении банка без ведома, согласия и разрешения родителей Насти С. (а именно родители, согласно статье 242 Гражданского кодекса Украины являются законными представителями несовершеннолетнего ребенка).

При этом, по общему правилу, согласно ст. 308 Гражданского кодекса Украины фотографии, на которых изображено то или иное лицо, могут быть публично показаны, воспроизведены, распространены исключительно с прямого согласия такого лица.

Статьей 8 Закона Украины «О рекламе» эта же запретительная норма (запрет распространять изображение лица без его согласия» продублирована.

А статья 20 того же Закона «О рекламе» прямо запрещает распространение рекламы с изображением детей (даже если разрешение на это от родителей получено), если рекламируется продукция, предназначенная исключительно для взрослых… Напомним, что реклама касается депозитных размещений средств в банке, то есть касается финансовой продукции (как результата деятельности банка) – согласитесь, крайне мало пригодной для непосредственного детского использования и потребления.

Родители Насти были в шоке, когда в один прекрасный день, едучи на работу, в метрополитене увидели в вагонах фотографию дочурки на фоне рекламы банка. Зазывающего вкладчиков доверить свои сбережения под высокий процент. А шоковое состояние еще более усугубилось после нахождения аналогичной рекламы в газетах, раздаваемых в том же метрополитене…

Каким же образом в распоряжении банка оказалась фотография Насти С.?

На этот вопрос достоверно сможет ответить только сам банк. Так как, еще раз напомним, родители Насти С. фотографирование ребенка никому не доверяли, тем более – для публичного показа, и уж тем более – для получения прибыли.

Все же одна из версий имеется: не так давно в детском садике, который Настя посещала, был фотограф, который всех желающих фотографировал «на память». Несколько фотографий Насти С. родители оплатили и забрали для семейного альбома, судьба же носителей изображения (негативов и пр.) родителей не интересовала. Как оказалось, зря…

Желая разместить привлекательную для потребителей и, главное, броскую (при своей откровенной аляповатости), рекламу, Восточно-Европейский банк, очевидно, каким-то образом решил сэкономить на услугах рекламного агентства. И пошел на сотворение рекламы «самохозяйственным» способом, неизвестно где найдя фотографа с так кстати подвернувшимися «бесхозными» чужими фотографиями.

И вопрос: неизвестно, для каких еще целей (возможно, более извращенных) могли быть использованы другие фотографии Насти С…

А уж составление рекламы не составляло труда. Как говорится, дело техники: компьютерный набор текста, «фотошоп» и… считайте, произведение рекламного искусства, по замыслу новоявленных рекламных гениев могущее привлечь в Восточно-Европейский Банк толпу отягощенных лишними деньгами вкладчиков – готово!

Сейчас многое – по бедности – принято делать собственными силами, если изготовляют «фуфловую» водку из смеси водопроводной воды и жидкости для обмывания стекол или колбасу из просроченного корма для собак, сухарей и туалетной бумаги – почему бы не делать подобного характера и «рекламу»?

Занятие, весьма малодостойное для банка, согласитесь.

Напоследок отметим, что согласно статье 150, теперь уже Уголовного кодекса Украины, эксплуатация детей путем использования их труда для получения прибыли, и согласно статье 182 того же УК Украины нарушение неприкосновенности частной жизни – являются уголовными преступлениями. Такими же гнусными, опасными и циничными, как грабежи, мошенничество и сводничество.

И это далеко не зря. Каждому читателю несложно представить себя в ситуации, когда зайдя в метро или трамвай, он обнаружит свое изображение на рекламном объявлении, к примеру, о продаже корма для собак, отравы для тараканов или презервативов. Либо, еще хлеще – увидит свое безобидное, казалось бы, изображение, сделанное в бане в кругу друзей – на некоем порносайте, сопровождаемое рекламным слоганом «Они выбрали членство в Гей-клубе «Петушок», и ты присоединяйся»…

Исходя из вышеизложенного, «УК» надеется, что общество, клиенты, контрагенты, собственники достойно оценит жалкие потуги менеджмента Восточно-Европейского банка на пути привлечения вкладчиков и клиентов путем совершения банальных, но, вместе с тем, гнусных преступлений.

Мы также надеемся, что свое веское слово по расследованию ситуации с кражей изображения ребенка скажут правоохранительные и контролирующие органы, к которым мы обязательно обратимся за комментарием скандальной ситуации.

Традиционно, по результатам начатого нами журналистского расследования мы будем информировать наших читателей.

P.S. Когда материал был готов к публикации, мы получили информацию, что в «грешке», идентичному описанному, недавно замечен и «Правекс-Банк». Также разместивший свою коммерческую рекламу сопровождением детского изображения без ведома родителей ребенка. Но об этом случае – особый разговор, к которому мы тоже вернемся.

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

You may also like...