Уйти из жизни на глазах у всех: суициды в киевском метро

Уйти из жизни так, чтобы об этом говорило пол-Киева, сегодня просто: надо пойти в час пик в метро и броситься под поезд. Итак, самоубийцы в киевском метро – эксклюзивное интервью с машинистом подземки. Людей в столице все прибывает, склонных к эффектному суициду, соответственно, тоже. Отсюда – внезапные «пробки» в метро, переполненные перроны и тревожные сообщения информагентств: на станции такая-то парализовано движение поездов. Куда при этом деваться сбившимся в кучу пассажирам, которым жить не надоело, да и ехать хочется – об этом самоубийца вряд ли задумывается.

После недавнего нашумевшего суицида корреспонденты портала 24.UA встретились с машинистом киевской подземки, под колеса которому неоднократно бросались самоубийцы. Николай водит составы около шести лет и знает под землей все до мелочей. В метро, по его словам, мечтал работать с детства. Крепкая психика помогает ему переживать стрессы, которыми изобилует подземка.

«ПРЫГАЮТ В ЧАС ПИК И С ТОРЦА ПЛАТФОРМЫ»

-Как часто бросаются под поезд. Есть ли здесь какая-то закономерность?

-С начала года это пятый случай. В том году было 6 случаев, из них 4 смертельных. В этом, кажется, 4 смертельных*

-Можно обобщить портрет самоубийцы?

-Без понятия. У каждого свое на уме.

-На каких станциях обычно бросаются под поезд?

-«Вокзальная», «Крещатик», «Майдан», «Арсенальная», «Дарница».

-А когда чаще прыгают? В период весенне-осенних обострений?

-Без разницы. Прыгают когда угодно.

-А по времени? Утром? Вечером?

-Обычно в час пик.

-Может, их просто кто-то толкает?

-Единственный случай, когда парня толкнули, был, кажется, в 2001 году на «Театральной».

– А все остальные – «самопрыги» значит?

-…

-С какого места платформы, как правило, прыгает самоубийца?

-С торца. Вот приезжает состав, а они уже стоят.

-В начале платформы?

-Да.

-То есть, когда машинист заводит на платформу состав, он их уже высматривает? Или их невозможно высмотреть?

-Я, допустим, два раза высмотрел. И остановился вовремя.

-Как реагируют машинисты на такие ЧП?

-Человека «проводят» через медкомиссию, констатируют стрессовое состояние и дают ему три дня отдыха.

-Денег не дают?

-Дают. До тысячи гривен, если с летальным исходом и тело доставать пришлось.

-По какой статье?

-Ну, типа поощрение за то, что проявил бдительность, включил экстренное торможение с одновременной подачей звукового сигнала.

А вот если я звуковой сигнал не подам – всё! Мне тюрьма.

–А сложно не подать этот сигнал?

–Все зависит от реакции. Тифон (устройство звукового сигнала – ред.) находится под ногой. При въезде на станцию моя нога должна быть на тифоне.

Если состав остановился «до человека», его извлечь гораздо быстрее, чем если его зажмет под вагоном. Когда я сам человека вытащить не могу, вызываю аварийно-восстановительное формирование. Приезжает бригада, смотрит: если нельзя достать, отцепляют вагон, поднимают домкратами, вынимают тело, ставят обратно вагон, сцепляют… Состав после этого едет в депо. Проверяется тормозной путь, приезжает милиция, составляется акт, берется письменное объяснение машиниста…

–Допустим, я прыгнул под поезд, а потом передумал погибать. Спрятаться где-то можно?

–Можно. В желоб (канаву) между рельсами. Просто лечь. Там достаточно места.

–А где те рельсы с высоким напряжением, о которые, если коснуться, якобы обуглишься?

–Поезд идет по обычным рельсам, а под платформой находится контактный рельс, под напряжением 825 вольт. Сверху он закрыт, к нему подходит «башмак» – токоприемник состава. Контактный рельс находится под коробом, сверху он защищен.

–Но у человека может возникнуть естественное желание забиться именно под платформу. Там он под этот короб, очевидно, и попадет…

–Были такие случаи. Если поезд подходит и задевает человека, его начинает крутить, и он может вырвать короб и оголить контактный рельс. И тогда гахнет…

–А почему контактный рельс проложили с этой стороны, а не с противоположной?

-Не знаю.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ

–Как люди становятся машинистами? Что их влечет под землю?

–Я допустим, фанатик своей работы. В метро хотел с детства. Есть люди, которых устраивает зарплата…

–Какая?

–Начинающий машинист, без класса, без выслуги, получает чистыми три двести (3200 гривен.- прим ред.)

–А какой режим работы?

–Разный. Вот я сегодня – с ночи, а завтра заступаю утром.

–Продолжительность смены?

–От шести до восьми часов. Есть 6.01, есть 7.20, есть 8.00. Все по минутам.

–А направление движения? Ездите по разным веткам или по одной и той же?

–У нас на каждую ветку есть свое депо. И если устроился, скажем, в депо «Харьковская», то будешь работать сугубо на Сырецко-Печерской линии.

–Какая линия считается престижнее? Где легче работать?

–На всех тяжело.

–Ну, предпочтения есть какие-то?

–Если брать по пассажиропотоку, то самая загруженная у нас Святошинская. Оболонская – так себе. А на Сырецкой обычно сильно в пик давит.

–В метро сложно устроиться?

–В данный момент нет. Людей не хватает катастрофически. Раньше брали или по знакомству или при условии, что ты закончил одно из трех училищ: ПТУ-17, КТЖТ или КЭМТ**.

–Там хорошо учили?

–Это учебные заведения, которые непосредственно привязаны к железной дороге. А сейчас может прийти человек с дипломом повара, его переучат и посадят на поезд.

–Бывает, что человеку, который стал машинистом, психологически тяжело работать под землей?

–Бывает. Человек загорелся, отучился, помощником (машиниста) покатался. Наконец, сел ездить в одно лицо (один в кабине – прим. ред.) Пару смен провел – и все: документы на стол, я увольняюсь…

–Одному трудно ездить?

–Мне лично по большому счету все равно. А есть такие, кто с ума сходит (смеется). Представь: восемь часов отсидеть самому.

–Бывает, что машинисты кончают самоубийством?

–Да, было у нас. Машинист повесился.

–Машинист под поезд никогда не бросится?

–Одного поезд сбил, но на железной дороге…

(*Уточнить данные в пресс-службе метрополитена не удалось: там потребовали письменный запрос. **КТЖТ – Киевский техникум железнодорожного транспорта. КЭМТ – Киевский электромеханический техникум).

«НЕТ НАС ПОД ЗЕМЛЕЙ, И ВСЕ!»

–В кабине можно музычку включить, как в маршрутке?

–Такого нет.

–А включают?

–… В кабине ничем нельзя заниматься вообще, даже по телефону разговаривать. Только смотреть на приборы и вперед.

–Ловят таких, кто выпивает «за рулем»?

–О-очень редко. В основном, когда приходишь на смену

-Бывает, что станции просыпают?

-Бывает. Человек пришел на смену плохо отдохнувшим, отправился, разогнался и закемарил. В основном происходит так, что просыпается он посреди платформы, а несется он со скоростью шестьдесят километров в час. Тормозить уже поздно.

–Чего еще не хватает в кабине водителя?

–У нас, во-первых, постоянные сквозняки. Затем, сидения, которые поставляет завод-изготовитель, очень плохие, изнашиваются за полгода. Взамен ставят старые, которым по 30-40 лет. Закупили, правда, испанские сидушки, обалденные, но их на все составы не хватает.

–Сквозняки, плохие сидения. Что еще?

-Запретили курить в составе.

-А раньше можно было?

-В каждой кабине по инвентаризации находится пепельница, на нашей линии их поснимали, на Куреневской еще есть. Поснимали потому что, видите ли, пассажиры жалуются, что им воняет, тянет дымом. А жалобы писал один и тот же человек, дедушка. Старый пердун, ему делать нечего.

Запретили нам курить, а дедушка придумал себе новую хохму: стоит на метро «Днепр» у головного вагона и смотрит, курит машинист или не курит. Если курит, он сразу набирает телефон довиры метрополитена и называет точное время, номер маршрута и все остальное… С чувака, соответственно, снимают премию. А она составляет семьсот гривен.

-Как у вас со льготами?

-Раньше была такая льгота, как выход на пенсию в 55 лет. Сейчас это убрали. Нас вообще хотели к наземному транспорту привязать. И как таковой профессии «машинист метрополитена» сейчас не существует. В трудовой пишут: «машинист электропоездов». Нет нас под землей, и всё!

Еще сейчас начальство подало на рассмотрение в Институт медицины предложение об увеличении продолжительности смены машинистов до 10 часов.

-Это много?

-Много. Десять часов, считаю, перебор при нашей работе.

–Какой средний возраст машиниста?

–30-35 лет. До сорока.

–И долго работают? Или уходят?

–В принципе, нет. Не уходят. Хотя за такую зарплату можно спокойно работать и в другом месте, безо всякого геморроя. После нашей работы в любую организацию берут с ногами и руками. Знают, что если человек работал машинистом, то у него уже есть какая-то ответственность. Что он совестливый, организованный, знает, что такое оперативность и так далее.

–Какие специальности в метро «блатные», где можно сачка давить и зарплату получать?

–Если брать по слесарной работе, то это осмотрщик ПТО (подвижного техсостава). Состав загоняют на техосмотр, прошелся, молоточком постучал – и все.

–А подхалтурить где можно? Рекламу, например, расклеить?

–Рекламой у нас занимаются мастера ПТО.

–Те же, что с молоточками?

–Нет. Есть слесарь ПТО, а есть мастер ПТО. У них зарплата две с чем-то и за рекламу еще получают – как они говорят – 200 долларов. Хотя я сомневаюсь…

–В чем их рекламная деятельность заключается?

–Когда приходит новая реклама, они старую должны в вагонах содрать, а новую наклеить.

–Иногда на станции подают совершенно «голый состав», без рекламы. Такое впечатление, что в советское время попал. Откуда эти вагоны?

–Это новые составы, они находятся на гарантийном обслуживании, и на них ничего нельзя клеить. Год, по-моему.

ПОПРОШАЙКИ, КРЫСЫ, ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ И ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД

–В метро много попрошаек. Интересно, что когда едешь по «красной ветке» (Святошинско-Броварская линия – авт.), то на «закрытом» ее участке, до станции «Днепр», их в вагонах сравнительно немного. А потом, на поверхности, начинается прямо-таки набег калек, цыган, певцов, продавцов всякой дребедени и т.п.

–У них работают бригады, по определенным станциям. А в центре, на «Крещатике», «Театральной», «Дворце спорта» работают карманники. Карманников «крышуют» мусора.

–Есть загадка, которая давно всех мучает, но разгадки ей нет. Почему в районе метро «Петровка» под землей всегда воняет.

-Чем?

-Тухлыми яйцами. Сероводородом.

–А в какое время?

–Все время.

–Единственное, что может быть – слив канализации. Похожий запах бывает на станции «Дружба народов», там находится коллектор. И в утренний пик, около 8.30-9.00 как раз сливают фекалии.

–А правда, что с любой ветки можно выехать на другую при желании?

–Правда. Есть служебно-соединительная ветка: «Майдан»-«Крещатик»-«Кловская». Заезжаешь на «Майдан» и можно выехать либо на «Крещатик», либо на «Кловскую».

-А верно, что на «Арсенальной» есть прямой выход с Кабмина и Верховной Рады?

-Есть. А на перегоне «Лыбедская» – «Дворец «Украина», в тоннеле есть комнаты гражданской обороны.

–Часто бывает так, что в час пик мимо платформы пролетает пустой состав, и дежурная кричит, что посадки не будет. Это он куда идет? Разгрузить более забитую станцию?

–Обычно это обкатка нового состава после ремонта. Или состав перегоняют на Дарницу, на вагоноремонтный завод.

–А чтобы станцию разгрузить?

–Это бывает, когда футбол или на Новый год. В тупиках стоят резервные составы, и их выгоняют. Но очень редко.

–Какие ходят слухи по поводу увеличения платы за проезд?

–Пока никаких. Я знаю, что себестоимость проезда в метро – гривна пятьдесят восемь. Метро всю жизнь было убыточным предприятием. Нам город каждый год дает дотацию, правда, не всю. В прошлом году из шестисот миллионов дали около четырехсот.

–Есть какие-то суеверия у работников метро?

–Не знаю. У меня, допустим, нет.

–А легенды какие-то? Крысы-убийцы, мутанты…

–Я за все время работы двух крыс видел. Но не гигантов. А по поводу легенд – когда-то на «Республиканском стадионе» барышня бросилась под поезд, по-моему, с ребенком даже. После этого на станции слышали пение всякое, голоса. Станцию освятили и голоса прекратились…

-Да ну!

-Это мне рассказывали сами работники. Им жутко было.

Интервью вели Владислав Перевозченко, Владимир Недилько, 24

УЙТИ, ЧТОБЫ НЕ ВЕРНУТЬСЯ

В последнее время в СМИ постоянно появляются сообщения о самоубийствах в метро. Неделю назад на станции «Вокзальная» под поезд бросилась женщина. И ни для кого не секрет, что эпизоды самоубийств значительно участились, особенно в мегаполисе. «Самоубийство — огромная, но в значительной степени предотвратимая проблема здравоохранения, ответственная почти за половину всех насильственных смертей на планете», — сообщают эксперты ВОЗ. По их оценкам, к 2020 году в результате суицида ежегодно будут погибать уже 1,5 миллиона человек .

Президент Международной ассоциации по предотвращению суицида Ларс Мехлам считает, что бедность, насилие в семье, депрессии, алкоголизм, такие заболевания, как СПИД, — стандартный фон для человека с неустойчивой психикой. Причем страны с нестабильной экономикой подвержены этой проблеме, по мнению экспертов, в большей степени, чем высокоразвитые.

В Киеве сложнейшая тема обсуждается не только специалистами, но и на различных сайтах и форумах, особенно молодежью. Недавно на одном из них появилось такое сообщение: «Мой друг, которому отказала девушка, решил свести счеты с жизнью. Он порезал себе вены, но не до конца. Парня удалось спасти, его отправили на лечение в стационар больницы имени Павлова. Вторую попытку он совершил в метро, и тоже неудачно». «Ну так или добивай уже эту тему, или кончай с этим делом», — советовали ему посетители форума.

Почему человек хочет уйти из жизни, что толкает его на этот страшный шаг, корреспондент выясняла у специалистов.

— Вообще добровольный уход из жизни — это одна из наиболее трудноразрешимых задач общества, не только психиатрии. Самоубийц отвергала Церковь, еще в позапрошлом веке их не хоронили вместе со всеми на кладбищах, по самоубийцам не правили, и до сих пор, кстати, не правят службу в православных церквях. Канонически, Церковь считает самоубийство страшным грехом, — рассказывает главный врач психоневрологического диспансера Соломенского района Ирина Лоскутова. — В молодости чаще всего попытку самоубийства совершают мужчины. В более зрелом возрасте — женщины, и они, как правило, идут на это под давлением трагедии в семье, часто из-за невозможности развестись с мужем. В нашей стране это нередко женщины, страдающие от насилия и издевательств не только мужей, но и собственных детей. Сегодня мы видим тенденцию к росту суицидальных попыток, объяснить причины которых не так уж трудно. Людей часто на этот шаг толкает грубое расслоение общества, социальное неравенство. Мне нравится один бигборд-предупреждение, который часто вижу в городе: «На небеса уйти просто, главное понять, что это может быть навсегда».

По мнению руководителя Центра психотерапии пограничных состояний больницы им. Павлова Леонида Юнды, человека на суицидальную попытку толкает чаще всего его болезненное состояние: «Во многом это депрессии, страхи, фобии, которые, безусловно, имеют сезонный характер. Довольно часто встречаются случаи суицида, когда световой день очень непродолжительный, нередко такие состояния становятся особо выраженными весной, в частности, у людей с уязвимой психикой, предпосылками к болезни».

По словам специалиста, важно понимать, что такие состояния излечимы, поскольку психиатрия ничем не отличается от терапии и стоматологии. Ни в коем случае нельзя стесняться болезненных изменений психики, характера и нужно своевременно обращаться к медикам. Человеку следует объяснить, что сейчас лечатся все тонкие биохимические процессы, которые происходят в психике, эти процессы вполне управляемы. Конечно, статистика суицидальных попыток жесткая во всем мире, она у нас ничем не отличается от мировой, здесь мы не впереди и не позади «планеты всей», но при этом существует масса способов уберечь человека от опасного шага. Сегодня в Киеве есть телефоны доверия, кризисные центры, где оказывают помощь таким людям. С ними просто необходимо общаться, не давать им замыкаться в себе.

Весной особенно часты волны так называемых любовных подростковых суицидов, внимание родителей к своим детям в это время года должно быть наиболее пристальным, здесь очень важно занимать подростков, уметь сориентировать их в реальных жизненных целях, но главное, важно понимать свое дитя, считает специалист.

— К сожалению, взрослые зачастую не хотят понимать, а тем более — принимать искаженный детский максимализм, и при этом практика показывает, что даже вполне благополучные семьи не застрахованы от риска подросткового суицида. Представление о ценности жизни у детей и подростков совершенно иное, — замечает Леонид Иванович, — их жизненный опыт очень мал и часто ограничивается впечатлениями от телевизионных фильмов, общения с одноклассниками и учителями, которые подчас могут сделать им очень больно, нанести непоправимую душевную травму. Увы, но многие родители практически не разговаривают со своими чадами. Ни в коем случае нельзя пропустить момент замыкания подростка в себе, а то время, когда он перестает доверять родителям, становится крайне опасным. Что касается юридических моментов, то по закону о психиатрии никто не должен ущемлять права пациента, а уж тем более отказать человеку в трудоустройстве, при этом существует понятие врачебной тайны, которую психиатры не имеют права разглашать.

Алина Сергеева , СН

You may also like...