АВИАЦИЯ УКРАИНЫ: «ВЫШКА» ДЛЯ КАМИКАДЗЕ. Часть 1

Попробуйте в любой поисковой системе Интернета набрать словосочетание «украинские летчики». В первых же сообщениях, которые выдаст «поисковик», рассказывается о том, как украинские пилоты разбились или погибли в Судане, Марокко, Конго, Китае, Турции, Бурунди, Грузии и т.д. Трагическое совпадение? Сговор хакеров? Вряд ли. Честно сказать, наши соколы иначе летать и не могут, потому что в Украине им не на чем тренироваться. В Кировограде из Государственной летной академии за последние несколько лет тайным образом исчезли более 100 учебных самолетов. Студентам для «обкатки» остались одни тренажеры.Кировоград – небольшой город, половину которого занимает частный сектор. Поэтому слухи и скандалы распространяются по областному центру с космической скоростью. Достопримечательностей мало. Дабы привлечь хоть какие-то туристические инвестиции, общественно активные жители в свое время создали инициативную группу с требованием вернуть Кировограду историческое название – Елисаветград. Но акция стушевалась. Преобладающий над интеллигенцией кировоградский пролетариат давно забыл, кем была августейшая Елизавета, и создал свою версию нового названия города – «Коровоград». Мол, село оно и в Африке село.

Промышленная инфраструктура города слабенькая. Недаром в проектах админреформы область постоянно делят между соседними регионами. Пожалуй, единственное, чем славился Кировоград во времена СССР – это пишущими машинками «Ятрань» – обязательным атрибутом приемной каждого советского партийного бюрократа. Но, в начале 90-х годов, завод не выдержал конкуренции в виде тотальной комьютеризации всех отраслей народного хозяйства. А еще Кировоград известен погаными дорогами…

70 промпредприятий города фактически в первые же годы независимости были поделены, а потом и приватизированы местными «красными директорами», бывшими парторгами и ухватистыми бизнесменами. То, что присвоить не удалось, «втихаря» разворовывалось. Тем более, если имущество было государственным. Не обошел стороной «дерибан» и Государственную летную академию Украины, прописанной в Кировограде по улице Добровольского, 1. За годы независимости ГЛАУ успела «засветиться» во многих международных скандалах, последствия которых до сих пор учебному заведению и его руководству выходят боком. Не исключено, что для некоторых эксплуататоров и «прихватизаторов» имущества государственного вуза светит срок…

ГЛАУ – один из немногих специализированных учебных заведений Украины, где готовят летчиков международного класса. Вуз создан в 1951 году на базе военного авиационного училища дальнего действия, в последствии реформированного в школу высшей летной подготовки гражданской авиации. В 1978 году школа высшей летной подготовки была реорганизована в Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации, на базе которого в 1993 году создано Государственную летную академию Украины.

ГЛАУ осуществляет подготовку летчиков на отечественные самолеты: Як-18, Як-18Т, Як-52, Л-410, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-74, Ил-76.

По мере международного признания, повышения качества подготовки авиаспециалистов и методического обеспечения, в ГЛАУ закончено подготовительную работу для вступления в 2000 году в систему TRainair (международную программу подготовки персонала гражданской авиации по стандартным учебно-методическим разработкам). На сегодняшний день, подготовка высококвалифицированных авиационных специалистов является основными направлениями деятельности ГЛАУ. За период существования академии подготовлено более 110 тысяч украинских специалистов и более 4 тысяч специалистов из 50 государств.

Это, так сказать, красивая обертка. Начинка с гнильцой…

Впервые Государственная летная академия Украины попала в поле зрения международной журналистики и прокуратуры в далеком 1999 году в связи с очередным «оружейным» скандалом. История была запутанная, тайная и, в итоге, успешно похороненная.

В апреле 1999 года молдавская таможня задержала в аэропорту Кишинева украинский Ан-26 (номер 26042, позывные UKKKUKLX) с грузом стрелкового оружия на борту. Самолет был арендован компанией «Украина-аэроальянс» у Кировоградской государственной летной академии и должен был по заказу венгерской фирмы «Аэроэкспресс» доставить нефтяные насосы и другое гражданское оборудование в Йемен.

Но, по словам сотрудника «Украины-аэроальянс», «из-за недосмотра выпускающего менеджера» самолет вылетел из Будапешта «со старыми документами и новым грузом» – 5000 пистолетов (согласно венгерской таможенной декларации № 10100190074195). «Недосмотр», прямо скажем, вопиющий! Люди везли оружие по маршруту Будапешт-Бургас (Болгария) и не удосужились перед полетом получить в Болгарии разрешение на транзит оружия! Пришлось руководству авиакомпании просить разрешения для посадки Ан-26 в Кишиневе, пока в Софии запрашивались необходимые разрешения. Молдавская таможня отреагировала адекватно: 21 апреля были арестованы и пистолеты, и самолет. В Йемен груз так и не долетел.

Откровенно говоря, для того времени пустячный случай контрабанды. За период с 1994 по 1997 годы на основании 6500 лицензий 114 украинскими фирмами в сорок стран мира было экспортировано вооружения, военной и специальной техники, запасных частей и войскового имущества на 760 млн. долларов США. Это согласно официальным цифрам. Сколько же было нелегальных контрактов – подсчитать сложно. Были случаи, когда контрабандисты пытались продать «налево» военные самолеты Су!

Для сотрудников СБУ раскрутить контрабанду – прокалывай на погонах новую дырочку для звездочки. Однако попытку продажи 5000 венгерских «пээмов» Служба безопасности фактически проигнорировала. Причиной такого поведения спецслужб послужил список лиц, принимавших участие в незаконной продаже оружия.

Как оказалось, одним из учредителей авиакомпании «Укриана-аэроальянс» был сын экс-председателя СБУ Евгения Марчука Вадим. Вместе с Марчуком-младшим на эксплуатации казенного Ан-26 (самолет, как мы уже написали, принадлежал ГЛАУ) зарабатывали тогдашний мэр Кировограда Александр Никулин (подписал учредительные документы от имени фирмы «Горн»), компания «Слобода», а также несколько бизнесменов помельче. Финансировал компаньонов банк «Украина» в лице Виктора Кравца, который также являлся учредителем «Украины-аэроальянс». Пробыв полгода в молдавском плену, самолет вернули академии, дальнейшая же судьба груза до сих пор покрыта мраком…

Хотя, на самом-то деле, под вопросом остается и судьба злополучного Ан-26. Действительно ли он приземлился на кировоградском аэродроме ГЛАУ или же ему прыткие чиновники из академии приделали ноги? Это, по сути, прелюдия второго громкого скандала, который академия не может расхлебать до сих пор.

Как ни странно, о проблемах с техническим обучением в Кировоградской летной академии заговорили после… терактов 11 сентября 2001 года в США, совершенных арабскими террористами. Научиться управлять самолетом без специального образования практически невозможно. Когда ФБР начало докапываться, где же камикадзе могли научиться летать, то одна из нитей расследования привела к ГЛАУ. Представители киевского Национального авиационного университета напрочь отвергли любые предположения, что арабские террористы могли учиться в их вузе. Преподаватели же кировоградской академии не были столь категоричными. Они не исключали возможности, что камикадзе «Аль-Каиды» или, по крайней мере, их инструкторы могли обучаться в ГЛАУ. За 50 лет со дня основания училища, там прошли подготовку тысячи иностранных студентов, в том числе с Ближнего Востока.

Действительно ли арабские террористы обучались в Кировограде, доказать очень трудно. Единственная аналогия, которая позволяет сделать вывод в пользу положительного ответа, это то, что студенты и курсанты академии взлететь еще могут, а вот посадить самолет им гораздо сложнее. Слушатели ГЛАУ уже давно обучаются «летать» на тренажерах, поэтому практические навыки они приобретают непосредственно в «бою», после получения диплома. Как и камикадзе из «Аль-Каиды». Тем тоже было главное взлететь!

Несмотря на то, что ГЛАУ постоянно рапортует об очередном выпуске «квалифицированных пилотов», в прессе часто появляется информация о гибели украинских летчиков. Многие, как потом оказывается, имели сертификаты Кировоградской летной академии. Например, в 2002 году потерпел аварию в Джибути самолет Л-410. Весь экипаж погиб. Мало того, что летчики были сертифицированы в ГЛАУ, так еще именно в академии самолет проходил техобслуживание.

В 2003 году в небе Конго из салона украинского Ил-76 выпали несколько десятков местных жителей. Расследование показало, что летчики не закрыли задний транспортный люк. Международный скандал удалось замять благодаря местной власти, для которой в тот момент шум вокруг трагедии был политически нецелесообразен. Однако в СМИ некоторые детали происшествия все же попали. Оказалось, что летать украинские пилоты учились… Угадайте где? Верно, в Государственной летной академии Украины!

Сотрудники и инструкторы ГЛАУ разводят руками, мол, мы не виноваты. Специалистов готовим отменных, даже американцы приезжают поучиться. Получается какой-то парадокс: преподавателями вуза восхищаются во всем мире, а самолеты, за штурвалом которых сидят воспитанниками этих педагогов, все равно продолжают падать! Инструкторы разводят руками: мол, мы тут точно не при чем. Да и как студенты могут научиться летать, если на балансе вуза не осталось ни одного «серьезного» самолета. Сдавать выпускные экзамены приходится на Ан-2, в народе прозванном «кукурузник».

Вопрос на засыпку для ректората ГЛАУ: куда же делся авиапарк академии, который в 1988 году насчитывал свыше ста самолетов?

(Продолжение следует)

Андрей Максимов, специально для «УК»

You may also like...