Крушение Boeing-737 в Перми: 10 версий 88 смертей

Крупнейшая за последние два года авиакатастрофа произошла вчера утром в Перми. При заходе на посадку разбился следовавший из Москвы пассажирский Boeing-737-500. Погибли все 88 человек, находившиеся на борту. Среди них: бывший советник президента России, бывший командующий группировкой в Чечне генерал-полковник Геннадий Трошев и 21 иностранец, из которых пять украинцев. Жертв могло было быть намного больше – самолет упал и взорвался в черте города, неподалеку от жилых кварталов. К счастью, там никто не пострадал, но был поврежден участок Транссибирской железнодорожной магистрали, движение по которой было перекрыто несколько часов.

Пока следствие рассматривает 10 различных версий происшедшего. Возможно, ясность наступит после расшифровки данных «черных ящиков», которые уже обнаружены и отправлены в Москву специалистам Межгосударственного авиационного комитета. Сегодня в Пермском крае объявлен траур по погибшим.

Boeing 737–500 дочерней авиакомпании «Аэрофлота» «Аэрофлот-Норд» вылетел из столичного аэропорта Шереметьево в 01.12. Он выполнял рейс SU-821 в Пермь и должен был приземлиться в аэропорту Большое Савино в 03.10. На борту самолета находились 6 членов экипажа и 82 пассажира (из них 7 детей), в том числе 21 иностранец – 9 граждан Азербайджана, 5 украинцев и по одному гражданину Франции, Швейцарии, Италии, Латвии, США, Германии и Турции.

Генерал-полковник Герой России Геннадий Трошев вместе с первым вице-президентом Всероссийской федерации самбо России Владимиром Погодиным и президентом Федерации самбо и дзюдо Чувашии, депутатом госсовета Республики Чувашия Александром Трофимовым занимали места бизнес-класса. Они направлялись в пермский город Краснокамск на очередной турнир самбистов. Трое пассажиров опоздали на рейс – их позже отправили в пункт назначения поездом.

Таран Транссиба Аэропорт в Перми находится за чертой города, однако на посадку лайнеры заходят, пролетая над жилыми кварталами, что уже давно вызывает недовольство местных жителей. Многие из них, несмотря на ранний час (в Перми по местному времени было 5 утра), и стали свидетелями того, как лайнер, за которым тянулся шлейф дыма, стал с ревом снижаться над городом. Очевидцы говорят, что самолет загорелся, когда находился на высоте не менее полукилометра. Затем он пропал из вида. Раздался хлопок и мощный взрыв. Boeing упал в Индустриальном районе, в месте, где улица Советской армии упирается в полотно Транссибирской железнодорожной магистрали. «Небо буквально пылало. Когда прибежал к железнодорожному полотну, увидел разбросанные повсюду горящие и тлеющие куски обшивки самолета и изуродованные тела», – рассказал корреспонденту «Газеты» один из свидетелей трагедии.

Сразу стало ясно, что шансов выжить у кого-то из пассажиров Boeing не было. Лишь по счастливой случайности на земле никто не пострадал. Как сообщила корреспонденту «Газеты» помощник губернатора Пермского края Анна Климова, ближайшие жилые дома находятся всего в 500 метрах от места крушения.



Вспыхнувший после падения пожар охватил площадь около 4 тысяч кв. м, а обломки разлетелись на расстоянии в 10 тысяч кв. м.

Свидетели предполагают, что летчики пытались дотянуть неисправную горящую машину до взлетно-посадочной полосы неработающего сейчас аэродрома Бахаревка. Скорее всего, они сознательно летели вдоль железнодорожных путей, чтобы избежать столкновения с жилыми домами. При крушении было повреждено около 500 метров Транссибирской магистрали. Представители ОАО «Российские железные дороги» заявили вчера, что из-за авиакатастрофы 11 поездов были пущены в обход через Нижний Тагил. К 17.00 по одному пути движение было восстановлено.

Опытный экипаж и исправный самолет

Для расследования причин трагедии в Пермь вылетел глава Минтранса Игорь Левитин. В комиссию также вошли полпред президента в Приволжье Григорий Рапота, руководитель Росавиации Евгений Бачурин, председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина и руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько. В свою очередь следственный комитет при прокуратуре России (СКП) возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте, повлекшем смерть двух и более лиц. Прибывший первым на место ЧП глава Уральской транспортной прокуратуры Павел Кукушкин заявил, что рассматривается около 10 рабочих версий возможных причин авиакатастрофы. «Среди версий случившегося стандартно отрабатывается как версия о человеческом факторе, так и версия о технических неисправностях», – сказал он. Говоря об обнаруженных на месте ЧП двух бортовых самописцах, прокурор уточнил, что они деформированы, но не обгорели. Представители следствия также отметили, что опознание погибших займет много времени и потребует проведения ДНК-экспертизы, так как на месте были обнаружены лишь небольшие фрагменты тел – такой силы был взрыв.

Позже днем в Пермь прибыл руководитель СКП Александр Бастрыкин, заявивший, что, по предварительной версии, трагедия была вызвана техническими неполадками и пожаром в правом двигателе.

Евгений Бачурин отметил, что разбившийся Boeing был технически исправен. По его словам, сертификат летной годности выдан 23 мая 2008 года и должен был закончиться 22 мая 2009 года. А последний осмотр был пройден на внуковском авиаремонтном заводе № 400 7 сентября, всего за неделю до катастрофы. В свою очередь представитель «Аэрофлот-Норда» Антон Попов рассказал корреспонденту «Газеты», что в их компании насчитывалось 32 самолета, из которых 12 Boeing. Разбившийся в Перми лайнер был произведен в сентябре 1992 года. В марте 2008 года он был взят в лизинг у фирмы Pinewatch Limited со штаб-квартирой в Дублине. До этого лайнер эксплуатировался китайской авиакомпанией Xiamen Airlines. В «Аэрофлот-Норде» отметили, что за штурвалом самолета были весьма опытные пилоты. Командир экипажа Родион Медведев налетал в общей сложности 3689 часов, а второй пилот Рустам Аллабердин – 8799. Причем у них был большой опыт полетов именно на Boeing, в том числе и в ночное время.

Неадекватное поведение пилотов

Многие специалисты довольно скептически отнеслись к версии пожара в одном из двигателей как к единственной причине трагедии.

Если это и случилось, то должны быть и другие факторы. Как показывает практика, в случае отказа или возгорания одного двигателя экипаж согласно инструкциям должен перекрыть к нему доступ топлива и включить систему пожаротушения. И фактически всегда в таком случае самолету удается совершить аварийную посадку. В данном случае речь, скорее всего, может идти о пожаре в двигателе, который затронул другие жизненно важные системы самолета, или же о некоей нештатной ситуации на борту самолета.

В пользу последнего предположения говорит весьма неадекватное поведение экипажа при заходе на посадку. Как свидетельствуют диспетчеры пермского авиаузла, контролировавшие полет Boeing, пилоты не выполняли команды с земли и реагировали на указания довольно резко. Например, вместо снижения начинали набор высоты. При этом на вопрос диспетчера отвечали, что на борту все нормально. Оценив обстановку, диспетчер дал команду уйти на второй круг. Во время повторного захода Boeing начал терять высоту, связь пропала, а вскоре в наушниках раздался крик командира, и в 03.11 лайнер пропал с радаров.

Полной ясности, взорвался ли Boeing 737 в воздухе или же непосредственно при ударе о землю, пока нет. Большой радиус разлета обломков объясняется, скорее всего, тем, что баки самолета после перелета были почти пусты и сдетонировали пары топлива.

Совершенно очевидно, что помимо остальных будет изучена и версия возможного теракта. Хотя бы потому, что на борту разбившегося Boeing находился генерал Геннадий Трошев, которого чеченские боевики давно приговорили к смерти.

Справка:

Boeing 737

Самый популярный узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолет в мире. Производится корпорацией Boeing с 1967 года. За это время было выпущено 5109 самолетов различных модификаций. Лайнер используется настолько широко, что в любой момент в воздухе находится в среднем 1,25 тысячи самолетов этого типа.

За все годы эксплуатации в мире разбилось 138 самолетов этой модели, погибли более 3,76 тысячи человек.

Boeing 737–500 производился с 1983 по 2000 год. Его вместимость составляет до 132 человек. Он рассчитан для авиалиний малой и средней протяженности. Длина лайнера – 31 м, высота – 11,13 м, размах крыла – 28,87 м. Крейсерская скорость – 910 км/ч, дальность полета – 5550 км.

Разбившийся Boeing 737–500 мог взять на борт 110 пассажиров из расчета 98 мест экономкласса и 12 мест бизнес-класса.



«Не надо барахло покупать»

Летчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев видит причины в изношенности техники: «С самолетом могло произойти все что угодно, это же двигатель, который работал в высокотемпературном режиме. Не надо барахло покупать! Техника американская старая, к тому же обслуживалась в Китае. Кто знает, как его эксплуатировали?» По его словам, авиакомпании, когда закупают самолеты, не делают тщательный осмотр, а проводят только визуальный – двигатель должен просматриваться с помощью зеркал, а этого не делается.

В свою очередь представитель профсоюза летного состава России Вадим Монастырский считает, что ЧП могло быть вызвано наложением нескольких факторов. Он согласен, что сам пожар в двигателе не мог привести к критической ситуации. По его мнению, опасность могла быть в том, что самолет в это время заходил на посадку и количество операций, совершаемых экипажем, было максимально по сравнению с другими этапами полета. К тому же одним из факторов могла быть усталость экипажа. «Рейс ночной, экипаж плохо отдохнувший, а в этот момент произошел отказ техники. Пожар – ситуация уже сама по себе нестандартная», – подчеркнул Вадим Монастырский, отметив, что в России очень остро стоит проблема нехватки летчиков и компании мало уделяют внимания отдыху летного состава.

Кстати, компания Boeing объявила о своей готовности оказать помощь российским властям в расследовании. Представитель корпорации Джим Прул заявил: «Мы можем оказать техническое содействие, которое может включать различные технические экспертизы, данные о постройке самолета, как работали системы воздушного судна». Он отметил, что корпорация может исследовать обломки самолета, так как располагает различными тестами, которые помогут, и в случае необходимости может выслать в Россию своих специалистов.

Родственникам погибших помогут психологи и страховщики

Для оказания помощи родным погибших в авиакатастрофе было открыто несколько оперативных штабов – в столичном аэропорту Шереметьево, в Перми – в краевом Дворце культуры и в Архангельске – в базовом аэропорту авиакомпании «Аэрофлот-Норд». В штабах работают психологи, в том числе специалисты МЧС из Центра экстренной психологической помощи, которые прибыли из Москвы. Кроме того, в Пермь вылетели московские специалисты из Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Там же появились и православные священники. В Перми в первой половине дня вчера за помощью обратились около 250 человек. Это объясняется тем, что большую часть пассажиров злополучного Boeing составляли именно жители Пермского края. Но там были и 23 москвича. Вчера их родственники были отправлены к месту трагедии рейсом «Аэрофлота» вместе с представителями МИДа, которые на месте будут разбираться с обстоятельствами гибели иностранных граждан.

К работе в штабах приступили и представители страховых компаний. В аппарате губернатора Пермского края Олега Чиркунова корреспондента «Газеты» заверили, что родственники погибших получат компенсации в размере 2 млн рублей. Чуть позже глава «Аэрофлота» Валерий Окулов уточнил, что рейс Москва – Пермь был застрахован на $600 млн. И объявленные 2 млн рублей – это минимальная сумма выплаты, которая может быть увеличена.

СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА РЕЙСА № 821 МОСКВА – ПЕРМЬ

Пассажиры

1. Абдуллаев Раффиг, 48 лет (Азербайджан)

2. Афонасенков, 28 лет

3. Александрова Екатерина, 38 лет

4. Атлан Эрик (Франция)

5. Азизов Маммадали, 50 лет (Азербайджан)

6. Бадиров Анвар, 57 лет (Азербайджан)

7. Береснева Ольга, 25 лет

8. Бирловская Наталья, 27 лет

9. Болотов Владислав, 46 лет

10. Брюханова Людмила, 59 лет

11. Деменев Олег, 41 год

12. Ефремов Дмитрий, 35 лет (Украина)

13. Голомонзин Михаил

14. Голуб Вадим, 36 лет (Украина)

15. Залазаева Ольга, 27 лет

16. Игнатьев Александр, 37 лет

17. Иванова Ольга, 24 года

18. Ижболдин Сергей, 36 лет

19. Джалалов Акиф, 58 лет (Азербайджан)

20. Каракулов Сергей, 31 год

21. Кочак Левент Нури, 53 года (Турция)

22. Кузмичев Олег, 36 лет

23. Кузнецова Яна, 9 лет

24. Кытманов Илья, 25 лет

25. Лаптева Светлана, 29 лет

26. Лозинский Владимир, 36 лет

27. Лызов Александр, 27 лет

28. Лызова Мария, 24 год

29. Максименко Юлия

30. Сафонова Мария, 23 года

31. Мартинаццо Томасо, (Италия)

32. Медведев Максим, 32 года

33. Медведева Гюзель, 34 года

34. Медведева Татьяна, 40 лет

35. Мирзаева Нурида, 22 года (Азербайджан)

36. Мишко Петр, 25 лет

37. Нахумов Ифраим, 35 лет

38. Нахумов Голда, 24 года

39. Нахумов Илья, 7 лет

40. Нахумова Ева, 4 года

41. Носкова Елизавета, 57 лет

42. Новожилов Сергей, 26 лет (Украина)

43. Никулин Вадим, 25 лет (Украина)

44. Опарин Алексей, 28 лет

45. Османов Таги, 14 лет

46. Петрова Ольга, 47 лет

47. Плессер Максим, 26 лет

48. Погодин Владимир, 57 лет

49. Полыгалов Дмитрий, 53 года

50. Попов Николай, 33 года (Украина)

51. Попова М., 23 года

52. Редькин Вадим

53. Сафиев Исмагил, 32 года (Азербайджан)

54. Санкин Евгений, 50 лет

55. Санкина Людмила, 52 года

56. Сенкевич Сергей, 27 лет

57. Севастьянова Ксения, 22 года

58. Шабанов Агил, 41 год (Азербайджан)

59. Шамберева Ольга, 33 года

60. Шлейкова Елена, 37 лет

61. Симонова Галина, 32 года

62. Собек Христиан, 35 лет (Германия)

63. Солодникова Елена

64. Спивак Александр, 6 лет

65. Спивак Анна, 32 года

66. Спивак Яков, 32 года

67. Светлакова Ирина, 24 года

68. Тарасова Марина, 46 лет

69. Тарасова Яна, 26 лет

70. Тайметов Бабир, 26 лет (США)

71. Трофимов Александр, 45 лет

72. Трошев Геннадий, 61 год

73. Устинова Софья, 28 лет

74. Фанг Фанг, 26 лет (Китай)

75. Хачапуридзе Владимир, 32 года

76. Четыркина Елена

77. Юдин Сергей, 41 год

78. Юдина Валерия, 3 года

79. Югас Людмила, 50 лет

80. Яшманов Олег, 41 год

81. Яшманов Семен, 4 года

82. Яшманов Марк, 11 месяцев

Члены экипажа

1. Командир Медведев Родион, 35 лет

2. Второй пилот Аллабердин Рустам, 43 года

Бортпроводники

3. Широкова Анна, 22 года

4. Норицина Тамара, 23 года

5. Яковлева Анна, 27 лет

6. Кучма Ольга, 26 лет

Телефоны горячей линии

В Москве: 8-800-333-5555, (495) 223-5555

В Перми – (8342) 294-9848

Крупные авиакатастрофы самолетов российских авиакомпаний за последние четыре года

22 августа 2006 года в 15.37 в районе Донецка упал российский Ту-154М компании “Пулковские авиалинии”. Аэробус выполнял рейс Анапа – Санкт-Петербург. Пытаясь проскочить над грозой, он потерял управление, подал сигнал SOS и свалился в плоский штопор. На борту находились 10 членов экипажа и 160 пассажиров, в том числе 45 детей. Все они погибли.

9 июля 2006 года в 07.44 произошло крушение аэробус A-310 авиакомпании “Сибирь” в Иркутске. Самолет совершал рейс Москва – Иркутск. При посадке в аэропорту Иркутска в момент торможения самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение аэропорта, врезался в частные гаражи и загорелся. Погибли 125 и пострадали 78 человек из 203 пассажиров и членов экипажа.

24 августа 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесенных на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу Ту-154 авиакомпании “Сибирь” и Ту-134 авиакомпании “Волга-Авиаэкспресс”. Оба самолета вылетели из московского аэропорта Домодедово. Ту-154, на борту которого находились 8 членов экипажа и 38 пассажиров, разбился около 20.35 в Ростовской области. Самолет выполнял рейс Москва – Сочи. Незадолго до падения сработала сигнализация о захвате воздушного судна, после чего он исчез с экранов радаров. Ту-134 разбился на территории Тульской области в 21.56. На борту находились 8 членов экипажа и 35 пассажиров. Самолет летел из московского аэропорта Домодедово в Волгоград. По свидетельству очевидцев, перед падением на борту самолета произошел взрыв.

«Аэрофлот» дистанцируется от северной «дочки»

Пытаясь минимизировать удар, нанесенный репутации авиакомпании в результате катастрофы самолета, «Аэрофлот» решил заявить о прекращении сотрудничества с дочерней компанией «Аэрофлот-Норд». «Репутационно мы слишком дорого заплатили за предоставление нашего флага (символики. – «Газета»). Все дальнейшие рейсы будут выполняться нашими авиакомпаниями раздельно», – подчеркнул гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов.

В пресс-службе «Аэрофлота» корреспонденту «Газеты» пояснили, что данное заявление пока означает лишь то, что с 00.00 15 сентября в расписании полетов «Аэрофлот-Норд» код SU (принадлежит «Аэрофлоту») будет изменен на старый код авиакомпании «Аэрофлот-Норд» – AN. Кроме того, как заявила корреспонденту «Газеты» начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг, «те билеты, которые будут проданы после сегодняшнего дня, будут также содержать код AN». Что касается дальнейших процедурных изменений, например символики на бортах лайнеров «Норда», то решение об этом будет принято позже – возможно, в рамках заседаний советов директоров.

ЗАО «Аэрофлот-Норд» было создано в августе 2004 года, когда ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» выкупило контрольный пакет акций ФГУП «Архангельские воздушные линии». Ранее, в 2002 году, «Аэрофлот» полностью выкупил авиакомпанию «Донавиа» (сейчас – «Аэрофлот-Дон»). Компании типа «Аэрофлот-Регион» имеют свой парк самолетов, авиатехническую базу, летные экипажи, наземные службы обеспечения полетов, представительства в России и за рубежом, но выполняют полеты под брендом «Аэрофлота».

Ирина Данненберг пояснила корреспонденту «Газеты», что отказ от предоставления флага не коснется авиакомпании «Аэрофлот-Дон».

Путь генерала Трошева

Генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев родился 14 марта 1947 года в Берлине в семье военных. Среднее образование он получил в Грозном. В 1968 году окончил Казанское высшее командное танковое училище, в 1976 году – Военную академию бронетанковых войск, в 1988-м – Военную академию Генштаба. После службы на различных должностях в танковых войсках Трошев получил назначение в расквартированную на Северном Кавказе 58-ю армию, в 1995 году возглавил ее и оказался в итоге одним из организаторов действий российской армии в первой и второй кампаниях в Чечне. Одновременно в 1995–1996 годах Трошев командовал объединенной группировкой войск Минобороны в Чечне. С началом второй чеченской войны в 1999 году Трошев возглавил группировку «Восток» объединенных федеральных сил на Северном Кавказе, которая вела действия в восточной части Чечни и Грозного. В ходе переговоров с Трошевым на сторону федеральных сил перешли тогда формирования, подчинявшиеся братьям Ямадаевым, которые базировались в Гудермесе. За успехи в Чечне Трошев получил звание Героя России, однако в 2002 году был уволен из армии за отказ возглавить Сибирский военный округ. До мая этого года Трошев работал советником президента Путина по вопросам казачества.

Вчера глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал назвать именем Трошева одну из улиц Грозного.

«Я очень хорошо знал этого человека, он настоящий генерал, – заявил корреспонденту «Газеты» бывший депутат Госдумы Руслан Ямадаев. – Переживал за Россию как сын, как патриот родины. К нему хорошо относится весь чеченский народ. Уверен, что многие в Чечне восприняли его гибель как смерть близкого человека. Он всегда находил с ними общий язык, даже когда шла война. Он вел себя не как черствый человек, а как человек, понимающий людей. Он всегда с ними советовался, мог с ними договориться. Был случай, помню, когда солдаты в Ножай-Юртовском районе сломали забор местного жителя. Так он заставил их его починить. Во время войны народ к нему настолько хорошо относился, что даже некоторые села называли Трошевками. Светлая ему память. Я бы не только улицу в Грозном его именем назвал, но дал бы его имя какому-нибудь населенному пункту. Он этого достоин. Даже большего».

ВЛАДИМИР БАРИНОВ, МАРИНА ЮРШИНА, АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВА, СОФЬЯ ПИСКУНОВА, «Газета»

You may also like...