«Посадите меня, пожалуйста, в… тюрьму»

Большинство наших граждан от тюрьмы открещиваются, как от чумы. И это нормально. Казалось бы, кто согласится сидеть в неволе годами, хлебать баланду и ходить в туалет по команде? Но, оказывается, в последнее время желающих попасть за решетку — хоть отбавляй. Например, во время кризиса для зеков и бомжей тюрьма — дом родной. А от некоторых «товарищей» милиционерам спасу нет, так и просят посадить их на пару лет в каталажку. Ради этого они готовы сознаваться в убийствах и воровстве. 

Случаи, когда люди всеми силами пытаются вернуться в тюрьму, уже нельзя назвать беспрецедентными. Недавно николаевские правоохранители чуть не прыгали от радости — преступники сами в руки плывут. Задержанный на 15 суток за хулиганство Юрий неожиданно признался в умышленном убийстве родного брата. Якобы 7 лет назад он забил его молотком и закопал у себя на огороде.

— Мужчина сознался в убийстве. Но когда провели эксгумацию тела, то оказалось, что покойный умер собственной смертью. У родных просто не было денег на похороны, вот они и закопали его на своем приусадебном участке, — рассказывает Владислав Гнатенко, старший инспектор ЦОС МВД Украины в Николаевской области.
Заключенным, как в санатории, полагаются каждый день мясо и овощи.

Обычное меню в колониях:

• Завтрак — каша с мясом, чай.

• Обед — суп рисовый на бульоне, каша овсяная с мясом, салат из овощей, чай.

• Ужин — картошка, тушеная рыба, чай.

• На праздники обязательно подают вкусности — торты или пироги.

Юрий недавно вернулся из мест лишения свободы, где провел три года за кражу. Любитель выпить и подебоширить даже не пытался найти работу. Пропитание себе искал в мусорных баках, иногда рыбачил. А в памяти еще были свежи воспоминания о казенных горячих обедах и пирогах по праздникам.

Все чаще думал, как бы вернуться обратно, на родные нары. Ну, прям, как герой известной комедии, который на воле с тоской вспоминал: «А в тюрьме сейчас макароны…» Когда представился случай, Юрий, и глазом не моргнув, оклеветал себя. Но план его не удался, пришлось уйти восвояси и снова побираться по помойкам. Напоследок правоохранителям он пообещал, что не оставит попыток вернуться в тюрьму.

«Легенда Вова» не вылезал из колонии

Пока николаевская милиция с опаской ожидает, что на этот раз «выкинет» мужчина, в соседней Запорожской области тоже нашлись чудаки, желающие во что бы то ни стало сменить свободу на «небо в клеточку». Александр Солошенко, старший инспектор Управления МВД Украины в Запорожской области, с улыбкой вспоминает бомжа Вову, прожившего почти всю жизнь в тюрьме.

— Вова стал настоящей легендой. Ну, не нравилось ему на воле! Поэтому он заходил на вокзал или в электричку и устраивал показательные грабежи — медленно, чтобы все видели, вытягивал кошелек у первого встречного. Естественно, его задерживали и возвращали в родную колонию № 55. Ну, не ждать же, когда он половину области обворует, все равно добился бы своего, — смеется Александр Евгеньевич.

Правда, сейчас в милиции давно уже не слышали о проделках бомжа. Может, срок получил солидный или перебрался в другой город.
2643 человека выйдут из мест лишения свободы по амнистии в этом году.

О жизни в тюрьме грезят не только бомжи, но и совсем юные девушки. 19-летняя Люба решила укрыться от побоев отчима за железным забором исправительного заведения. В апреле этого года она явилась в отделение милиции на железнодорожной станции Фастов и заявила, что ее ограбили. Детально описала воров, которые якобы отняли у нее сумочку с несуществующим мобильным телефоном и деньгами. Девушка все продумала — за дачу ложных показаний ей могло «светить» несколько лет лишения свободы. И через пару дней после заявления Люба призналась в обмане.

Барышня объяснила, что ее родной отец уже не первый срок мотает в колонии. По его рассказам девочка решила, что тюрьма — это рай на земле, настолько там было хорошо ее папе. Девице захотелось именно в камере спастись от жестокости отчима и она даже попросила милиционеров посадить ее в тюрьму.

— Милиция не могла так все оставить и против девушки возбудили уголовное дело. Суд до сих пор не решил, как она расплатится за «шутку» — несколькими годами за решеткой или штрафом. Сейчас Люба уже и не рада своей затее, — рассказала «Новой» Наталья Мельник, старший инспектор ЦОС Управления МВД Украины на Юго-Западной железной дороге. Милиционеры рассказали ей правду об отцовском «рае», и девушка засомневалась, нужно ли идти по отцовским стопам…

Хлеба и зрелищ!

Неудивительно, что в тюрьму так стремятся бывшие заключенные. Вернувшись после «отсидки», они становятся «потерянными» для общества — в большинстве случаев их никто не ждет с распростертыми объятиями. Социум просто не готов к встрече с бывшими зеками, а некоторым освобожденным сложно принять правила и законы свободной жизни. В тюрьме они живут на всем готовом. В меню заключенных всегда должны быть мясо и овощи. Не каждый пенсионер сейчас может позволить себе варить борщи и бульоны на настоящем мясе. А там даже работать не обязательно, никто не заставит трудиться против воли самого осужденного. Живи себе — и горя не знай! Вот и выходят парадоксы — кто-то откупается от срока, а кто-то и рад заплатить за место в каземате личной свободой.

В тюрьмах делают все, чтобы заключенные не чувствовали себя ущербными. И накормят, и напоят, да еще развлечениями обеспечат.

— В нашей колонии созданы очень хорошие условия. Есть и библиотека, и всевозможные кружки, спортзалы. Раз в неделю в своем кинотеатре «крутим» для заключенных фильмы, в выходные — дискотеки. А если хочешь освоить новую профессию, пожалуйста — работает свое ПТУ, — поделился с «Новой» Иван Первушкин, начальник Качановской исправительной колонии № 54 (Харьков).

Словом, если об убийцах и ворах так печется государство, то наши тюрьмы уж точно никогда не опустеют.

Тюрьмы дорого обходятся

«Один заключенный обходится государству в 12 493 гривен в год. Всего в нашей стране отбывают срок 145 478 зеков, и все они проедают более 1,8 млрд гривен в год», — рассказали «Новой» в пресс-службе Департамента по вопросам исполнения наказаний. Получается просто-таки астрономическая сумма! Для сравнения: для всех диабетиков в госбюджете предусмотрено не более 15 млн грн в год.

А как у них?

В Екатеринбурге (Россия) бомж не мог прожить и пяти дней на свободе. Чтобы вернуться в тюрьму, он не придумал ничего лучшего, как «заминировать» железнодорожный вокзал. Его звонок в милицию поставил на уши полгорода. Бомбу так и не нашли, а вот «террориста» быстро вычислили. Следователям он пояснил, что на свободе ему делать нечего, а в тюрьме всегда накормят и спать уложат. Своего тот все же добился — было возбуждено уголовное дело, состоялся суд и герой отправился за решетку.

Если даже наши тюрьмы манят чудаков, то что уж говорить про места не столь отдаленные в развитых странах. В Манчестере (Англия) Гаетан Рой, после того как потерял работу, решил «отдохнуть» на нарах. Он успешно ограбил банк — протянул записку с угрозами клерку, забрал деньги и скрылся. Но далеко удирать даже не пытался. Рой спокойно дожидался приезда полиции, попивая кофе в своем авто рядом с банком. Английским правоохранителям не нужно было утруждать себя допросами. Грабитель вышел к ним навстречу и любезно предоставил все улики — деньги и записку.

Екатерина Стулень, газета «Новая»

You may also like...