Президент Ющенко санкционировал «кидалово» жилищных инвесторов

«Не словом, а делом» проявлена забота Виктором Ющенко о «маленьком украинце»! 503 семьи, отдав свои собственные сбережения под гарантии серьезного, как казалось, заказчика строительства в лице Киевского национального университета, одним росчерком и по велению Президента оказались потенциально бездомными, лишенными надежды на справедливость и достойное будущее. Эти несчастные уже знают, за кого голосовать не будут. 

Испытание властью в Украине, похоже, не выдерживают ни вновь пришедшие, ни их предшественники. Экс-ректор Киевского национального университета им. Шевченко Виктор Скопенко и нынешний ректор Леонид Губерский прекрасно знают, за что они боролись: материальная база КНУ и другие ресурсы ВУЗа для людей предприимчивых – целое состояние! Заложником грызни за университетские активы стали, как водится, «маленькие украинцы». 503 семьи остались без квартир и инвестированных в их строительство денег. Обманутые и обворованные отдельное «спасибо» адресуют Президенту Виктору Ющенку, своей подписью санкционировавшему это «кидалово».

Интриги в Красном корпусе

Виктор Васильевич Скопенко был «бессменным ректором» КНУ. Академик Национальной Академии Наук (НАН) Украины и Академии педагогоческих наук Украины (АПНУ), Герой Украины… Более 23 лет (с 1985 года) ему удавалось балансировать между друзьями и недругами всех уровней и калибров, сохраняя за собой кресло ректора Киевского Национального Университета им. Т. Шевченко. Отношения с властью были не простыми, но определенная взаимная лояльность обеспечивала статус-кво как при Леониде Кравчуке, так и при Леониде Кучме.

Однако при Викторе Ющенко ситуация в корне изменилась. Так, 10 апреля 2008 года появляется Указ Президента № 315, которым Виктор Андреевич освободил Виктора Скопенко от занимаемой должности. О формальных и реальных причинах такого решения главы государства написано много и разного. Звучали обвинения в адрес Скопенко – что-то обоснованно, что-то – клевета. Но факт: на высшем уровне проводилась целая операция по смещению Скопенко и назначению нового ректора.

Одна лишь процедура отстранения Виктора Васильевича от должности о многом говорит. При том, что Контрольно-ревизионным управлением Украины (КРУ) в 2006 году были зафиксированы некие нарушения (акт № 03-21/29 от 29 декабря 2006 года), отставка Скопенко была срежиссирована по известной отечественной технологии – отмене нормативного акта назначающего характера. Так, своим новым указом Ющенко отменил Указ Президента Кучмы от 12 января 2000 года о назначении Виктора Скопенко на должность ректора.

16 октября 2008 года в Университете было проведено голосование по вопросу избрания нового ректора, в результате которого со 178 голосами «за» протеже Ющенко, директор Киевского Института международных отношений (КИМО) и в тот момент уже и.о. ректора КНУ им. Шевченко, Леонид Васильевич Губерский одержал победу над своим некогда другом Виктором Скопенко (15 голосов). И 28 октября 2008 года Указом Минобразования № 1266-к Леонид Губерский был официально назначен на должность ректора КНУ им. Шевченко сроком на 7 лет.

Академик НАН Украины, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АПНУ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, никогда не пребывавший с дипломатической миссией в какой-либо стране, Леонид Губерский и на пост директора КИМО был назначен не без «скандала в научном семействе». Как утверждают источники, «філософа за фахом, професора Леоніда Губерського 1994 року призначили наказом ректора на посаду директора Інституту міжнародних відносин Київського національного університету імені Тараса Шевченка всупереч волі колективу інституту, який підтримав на виборах директора економіста-міжнародника, професора Антона Філіпенка». (УНИАН от 8 мая 2008 г.)

Да и после назначения в КИМО Губерский не зацикливался на фундаментальной науке, реформировании образовательных традиций и методик, написании монографий, разработке и преподавании собственных теорий. КИМО стал его трамплином к ректорству в КНУ им. Шевченко, связал его тесными узами (через обучение детей) с Президентом Виктором Ющенко.

По уже упомянутой информации УНИАН, Губерский в КИМО сумел «раскрутиться» и нажить как нужные связи и знакомства, так и улучшить свое благосостояние. «Леоніда Васильовича в колективі прийняли досить швидко. Він зарекомендував себе чудовим господарником і управлінцем. На факультетах міжнародних відносин в будь-якому виші навчаються діти еліти – це вже аксіома. Зрозуміло, що Інститут міжнародних відносин одного найпрестижніших вишів України став alma mater для багатьох чад українських можновладців і скоробагатьків. Студентами КІМВ були діти Президента України Віктора Ющенка Віталіна і Андрій, сини екс-міністра юстиції Олександра Лавриновича, дочка колишнього міністра освіти і науки Василя Кременя, дочка екс-спікера українського парламенту Володимира Литвина. У деяких родинах навчання в цьому інституті навіть стало сімейною традицією: сини вихованців міжнародного факультету Бориса Тарасюка, Сергія Терьохіна, Петра Поршенка пішли стезею батьків і вступили до КІМВ. Отже за 13 років керівництвом інститутом Леонід Губерський зробив своїми приятелями чи просто добрими знайомими багато впливових українських політиків і бізнесменів. Згодом Губерський добився для свого інституту статусу юридичної особи, отже тепер у виша була можливість заснувати власну казну. І стала потихеньку виникати держава в державі. Леонід Васильович підняв престиж інституту до найвищої відмітки. Тепер Губерський на заздрість всім вищим навчальним закладам міг дозволити собі запрошувати викладати до інституту людей зі світовим ім’ям, справжніх професіоналів у своїй справі. Час від часу читати лекції в інституті приходили академіки з НАН України, судді Конституційного і Верховного суду, представники Адміністрації Президента. Є і й інший бік медалі. Про шалену корумпованість КІМВ ходить багато чуток. Хабарі при вступі до цього ВНЗ називають одними з найвищих в Україні. Та і офіційні цифри за навчання за контрактом становлять кругленьку суму. Але досі ніяких фактів, які б дійсно засвідчували корупційні схеми, в інституті виявлено не було. Та і хіба можна назвати корумпованим виш, в якому періодично читає лекції сам Генеральний прокурор України?» 

Горе побежденным

Интрига сработала, 28 октября 2008 года вожделенное кресло было получено. Но все это стало лишь началом бурной и никак не научной, исследовательской или образовательной деятельности нового ректора.

КНУ интересовал Губерского как механизм влияния и обогащения. По сути, деятельность нового ректора напоминает не позицию назначенного в крупнейший ВУЗ страны управленца, а подход собственника на «свечном заводике».

Первое, за что взялся после своего назначения Леонид Губерский, это «расследование незаконной деятельности» Виктора Скопенко на посту руководителя КНУ. Для этого была создана специальная комиссия ректората по вопросам изучения договоров про коммерческую застройку университетских земель и отчуждения университетского имущества КНУ им Т. Шевченко в период ректорства В.Скопенко.

Так, еще 15 октября 2008 года с подачи на тот момент еще и.о. ректора КНУ Губерского было проведено заседание Комитета ВР по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, на котором были рассмотрены факты злоупотребления служебным положением В.Скопенко.

По горячим следам, не затягивая, уже 29 октября – на следующий день после того, как Губерский официально вошел в должность, глава Комитета Игорь Калетник направляет депутатское обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко (№ 419/657/08) с требованием расследовать деятельность прежнего ректора КНУ В.Скопенко В.В.. А также правомерность всех договоров, подписанных им в занимаемой должности.

Похоже, из всего спектра возможных нарушений – образовательных, бюджетных, научно-исследовательских и прочих – нового ректора КНУ им. Шевченко Леонида Губерского и его команду более всего интересовала хозяйственная деятельность бывшего ректора Виктора Скопенко. Не секрет, что материальная база Университета Шевченко – одна из богатейших среди ВУЗов страны.

Одни только корпуса факультетов КНУ и выделившиеся институты разбросаны по всей столице – ул. Васильковская, 36, 90, 90-а; ул. Владимирская, 58, 60, 62-а, 64; ул. Мельникова, 36/1; бул. Шевченко, 14; ул. Обсерваторная, 3; ул. Л. Толстого, 14-а; переул. Козловского, 3; ул. Ломоносова, 57; пр-т Глушкова, 6; пр-т Глушкова, 2, корп. 1, 2, 5, 7, 8, 12 и т.д. Кроме непосредственно учебных корпусов в активе КНУ имеется и собственный оздоровительно-спортивный комплекс – в Крыму (Бахчисарайский р-н, пос. Береговое, ул. Морская, 1).

Однако это лишь видимая часть айсберга. Учитывая реалии отечественного строительного бизнеса, до недавнего времени в цене пребывало ни что иное, как земля. Особенно, земля в городской черте Киева. За выделение участка в приличном месте столицы застройщики платили непомерные взятки, а позже брали с покупателей вдвойне непомерные суммы за квадратные метры возведенного и виртуального, но сплошь «элитного» жилья.

Не наукой единой, или Латифундист им. Т. Шевченко

Собственно, суть скандала, который мы описываем, – земля и договорно-хозяйственные отношения субъектов, претендующих на право владения и распоряжения ею.

КНУ им. Шевченко земельным ресурсом обделен не был. Основной массив земель университет получил еще во времена Советского Союза. Так, решениями исполнительного комитета Киевского городского Совета депутатов трудящихся от 19.11.1968 № 1927 «Об отводе земельного участка Министерству образования УССР «Под строительство школы-интерната физико-математического профиля и подъезду к школе» и от 30.09. 1970 № 1725 «Об отводе земельного участка Киевскому ордена Ленина государственному университету им. Т. Шевченко под строительство учебных и жилых корпусов» КНУ получил в постоянное и бесплатное пользование 92,02 га на ул. Академика Глушкова, 6.

Кроме того, уже в период независимости, согласно Указу Президента Украины, в ноябре 1999 года университету было передано в постоянное пользование еще несколько десятков гектаров земли. И это на фоне ожесточенной борьбы столичных застройщиков за каждую сотку под киевским солнцем! Затем последовало официальное оформление за КНУ прав постоянного пользования на выделенную ему землю.

В частности, в соответствии с решением Киевсовета от 05.07.2001 № 380/1365 «Об отводе и изъятии земельных участков», пунктом 59 было обусловлено оформление за КНУ права постоянного пользования земельными участками (на правах полного хозяйственного ведения) общей площадью 96,88 га для эксплуатации и обслуживания комплекса построек в Голосеевском районе. Спустя год, КНУ им. Шевченко получил государственный акт на право постоянного пользования землей, выданный Киевским горсоветом 04.07.2002 № 380/1356 серии 1-КВ № 008229 на основании уже упомянутого решения Киевсовета от 05.07.2001 № 380/1365.

Под предлогом обеспечения сотрудников университета жильем, весной 2003 года ректор Скопенко при поддержке тогдашнего мэра Киева Александра Омельченко расширяет поле для маневра, внеся дополнение к назначению земель, выделенных в пользование КНУ: к «строительству учебных, научных и жилых корпусов» добавили «жилые дома и объекты социально-бытовой сферы». Таким образом, не выходя за рамки закона, был сделан первый шаг к легализации коммерческого строительства на землях университета, в том числе, на Глушкова, 6.

Нам связи строить и жить помогают…

Учитывая, что уставом КНУ им. Шевченко в редакции 2000 г. не была предусмотрена строительная деятельность, распорядиться землей можно было лишь через договора о привлечении компаний-застройщиков. Поэтому совершенно законно среди партнеров университета оказались следующие коммерческие организации – ООО «Фирма «ТММ», ООО «Промжитлобуд», ООО «Столица», ООО «Паруцина», ЗАО «Интернафтогазбуд» и ЗАО «Побутрембуд».

Однако для получения неоспоримых законных оснований для застройки участков, Виктору Васильевичу Скопенко пришлось пройти еще несколько этапов, в результате которых по решению Киевсовета земля была выделена университету из постоянного пользования в аренду.

Дело в том, что, согласно законодательству того времени, порядок изменения целевого назначения части земельного участка – в данном случае, под застройку жилых домов и объектов социально-бытовой сферы – был прописан именно через процедуру аренды. Поэтому задавать вопрос «Почему вдруг аренда?» следует никак не Скопенко или Омельченко, а тем юридическим группам, которые такую процедуру разработали, а также тем органам власти, которые данный порядок утвердили на уровне законов, постановлений и иных нормативно-правовых актов.

Кроме того, существует ряд документов, подтверждающих легитимность процесса трансформации вокруг земель КНУ – в том числе, их назначения. Во-первых, Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды при КГГА в лице его начальника В.Присяжнюка 18.06.2004 выдало свое заключение № 19-5436 о проекте на Глушкова, 6, согласно которому Управление не возражает против указанной застройки.

Во-вторых, неделей позднее – 25.06.2004 – Главное управление земельных ресурсов КГГА своим решением от № 6102 заявило о позитивном выводе по части соответствия проекта строительства на участке Глушкова, 6 нормативно-техническим требованиям к землеустроительной документации, чем засвидетельствовало правомерность передачи земли КНУ под застройку жилыми домами и объектами социально-бытовой сферы.

В-третьих, согласно п.23 решения VII сессии XXIV созыва Киевского городского совета от 15.07.2004 № 419-5/1829, КНУ им. Шевченко были переданы в долгосрочную аренду (на 10 лет) два земельных участка общей площадью 28,41 га для строительства на ул. Академика Глушкова, 6. При этом право собственности государства на землю не было изменено или прекращено, равно как и право КНУ – на пользование этими участками (детальнее к этому вопросу мы вернемся в следующей части расследования).

Кроме того, как и полагается, были получены соответствующие разрешения от Главного государственного санитарного врача Киева при МОЗ Украины, Минэкологии и природных ресурсов Украины, Главного управления охраны культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ, Голосеевской РГА, а также – письмо-разрешение КГГА на проектные работы от 28.07.2003 и утвержденное Главным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды при КГГА архитектурно-планировочное задание (АПЗ) от 08.09.2003.

По сути, процедура передачи земли в аренду КНУ подходила к своему логическому завершению – остался последний важный шаг в виде официального оформления договора аренды на землю. Договор между арендодателем – Киевским городским советом в лице мэра Омельченко А.А. и арендатором – Киевским национальным университетом им. Т. Шевченко в лице ректора Скопенко В.В. был подписан 25.05.2005 с целевым назначением – строительство жилых домов и объектов социально-бытовой сферы. Установленная годовая арендная плата – 1,5% от нормативно-денежной оценки участков.

Итак, ректор Скопенко из постоянного пользования путем абсолютно законных решений государственных органов власти получил в аренду земельные участки с целевым назначением «под застройку жилыми домами и объектами социально-бытовой сферы», т.е., по сути, под коммерческую застройку, но с долей жилплощади для «очередников»-сотрудников КНУ (250 семей и 170 молодых специалистов).

При этом в процессе трасформаций вокруг земель КНУ ни ректором Скопенко, ни мэром Омельченко не было совершено действий, противоречащих действующему на тот момент законодательству, либо нарушающих его.

«Счастливчики»-партнеры университета

Как мы уже упоминали, среди строительных фирм, кроме прочих, в партерах КНУ оказались ЗАО «Интернафтогазбуд» и ЗАО «Побутрембуд». Договор № 01/03 от 27.02.2003 был подписан между КНУ им. Шевченко в статусе «Заказчика» с одной стороны, ЗАО «Интернафтогазбуд» в статусе «Инвестора» с другой стороны и ЗАО «Побутрембуд» в статусе «Генподрядчика-соинвестора». Подписантами договора выступили: от КНУ – ректор Скопенко Виктор Васильевич, от «Интернафтогазбуд» – Глава правления Максимов Владимир Мирославович, от «Побутрембуд» – тогда директор Бабак Анатолий Аркадиевич.

На основании этого договора и было начато проектирование и строительство комплекса жилых домов и других сооружений по адресу ул. Академика Глушкова, 6 на 28,41 га арендованной земли. Согласно прописанным условиям (п.4.1.), в качестве компенсации университету была предписана передача 10% от общей площади квартир, которая будет принята в эксплуатацию по окончанию строительства.

Кроме того, этим же базовым договором (пп.3.3.1.) было предусмотрено дегелирование «Генподрядчику-соинвестору» – т.е. ЗАО «Побутрембуд» – функций заказчика по строительству и проектированию жилого комплекса по Глушкова, 6. Соответствующая доверенность была выдана 06.03.2003 университетом директору ЗАО «Побутрембуд».

Проектной организацией в разработке и авторском наблюдении за постройкой комплекса на Глушкова, 6 выступил институт «Киевжилпроект». Проектная документация, в свою очередь, прошла согласование и зарегистрирована Главным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна среды под № 0366-а-04 от 09.02.2006.

Спустя несколько месяцев и после внесения изменений по замечаниям, заявленным в выводах № 5251 от 24.03.2006, служба «Киевгосэкспертиза» при КГГА 27.04.2006 также выдает КНУ им. Шевченко позитивное решение комплексной государственной экспертизы проекта строительства жилого комплекса по Глушкова, 6, которым закрепляет следующие параметры: 11 домов с этажностью 14 и 18, 2 школы, 2 ясель-садиков, 1 плавательный бассейн, 1 спортивно-развлекательный центр, паркинг на 2673 машиномест, 11 инженерных и других сооружений.

Заметьте, время прохождения всей документации по строительству комплекса в разных профильных инстанциях – как землеустроительной, так и проектной, и разрешительной – составляло не год и не два. А это означает, что процедура велась последовательно и размеренно, а не форсированными темпами, т.е. с 2001 года времени для реагирования в гипотетическом случае допущения нарушений было предостаточно. Однако никаких «жалоб от больного» в те годы не поступало…

Таким образом, полный пакет проектно-разрешительной документации был увенчан полученным КНУ 30.05.07 от Управления государственного архитектурно-строительного контроля г. Киева разрешением на проведение строительных работ № 2578-Гл/С. Срок действия разрешения был предусмотрен до 26.01.2008, а затем продлен до 24.12.2008.

С миру по нитке…

В силу недостаточного объема собственных средств у сторон-участников строительства, на ЗАО «Побутрембуд» возлагают обязанности по привлечению финансов от третьих лиц, о чем в базовый договор вносятся изменения. Т.к. необходимо было соблюсти прописанные в законе требования, согласно которым заключение прямых инвестиционных договоров на объекты незавершенного строительства запрещено, ЗАО «Побутрембуд» подписывает договор с ООО «Финансовое учреждение «Инвестбуд», которое и занимается привлечением средств (большей частью от физлиц) через Фонд финансирования строительства (ФФС). Данная схема действует в строгом соответствии с Законом Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью».

Итогом деятельности ООО «ФУ «Инвестбуд» в лице его директора Школьной Инны Михайловны стало подписание договоров с 503 инвесторами, привлечение от них средств на ведение строительства и закрепление за ними соответствующих объектов инвестирования. Которые на правах собственности должны быть им переданы после введения жилого комплекса в эксплуатацию.

«Забота» Ющенко о «маленьком украинце»

Напомним читателю, что 29.10.2008 глава Комитета ВР по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Игорь Калетник направляет депутатское обращение № 419/657/08 к Президенту Украины Виктору Ющенко с требованием расследовать деятельность экс-ректора В.Скопенко В.В., а также правомерность всех договоров, подписанных им в занимаемой должности ректора КНУ им. Шевченко.

После описанного ранее скандального увольнения из КНУ Виктора Скопенко и всех доказательств личной причастности к этому делу Виктора Ющенко, именно Президент направляет соответствующее обращение в Генеральную прокуратуру Украины с резолюцией – «вернуть землю университету»! Не «изучить вопрос на предмет законности…» или «дать правовую оценку…», а «вернуть!..»

Теперь инвесторы жилищного строительства пребывают в шоковом состоянии. В конфликте старого-нового ректоров и втянутого в свару Президента первыми пострадавшими могут оказаться именно они, рискнувшие вложить свои кровные под гарантии государственного ВУЗа № 1.

Поистине, мы видим «не словом, а делом» проявленную заботу Ющенко о «маленьком украинце»! 503 семьи, отдав свои собственные сбережения под гарантии серьезного, как всем казалось, заказчика строительства в лице КНУ, одним росчерком и по велению «демократа» и «гаранта» Ющенко оказались потенциально бездомными, лишенными надежды на справедливость и свое достойное будущее.

А как передать чувства тех, кто втянулся в участие в ФФС через процедуру банковского кредитования? И сегодня вынужден продолжать платить проценты за то, что у них фактически отобрал «народный президент»?

Как можно было не учесть или сознательно проигнорировать интересы и права полутысячи семей? И чьи интересы защитил Ющенко, наказав за веру в государственные учреждения и институции – в данном случае, КНУ им. Т. Шевченко – «маленьких украинцев»-инвесторов? Чьи угодно, только не «пересічних українців», о которых любит так много, но впустую говорить.

От «УК»: инициативная группа обманутых инвесторов строительства на Глушкова, 6 (Киев) передала в распоряжении «Украины криминальной» копии документов, подтверждающих все изложенные выше факты и тезисы. По многолетнему опыту «общения» знаем, что ждать публичной реакции на публикацию со стороны президентской канцелярии – бессмысленно. Подождем реакцию «закулисную»…

Роман Михайленко, читатель «УК»

You may also like...