Самолечение или Яд без рецепта

В последние годы наша страна переживает бум самолечения: все больше смельчаков норовят поправить здоровье собственными методами, не консультируясь со специалистом. Насколько опасна привычка глотать пилюли без рецепта врача? Какую роль в распространении этого поветрия сыграло государство и пытается ли оно с ним бороться? 

Сильные боли в животе у 25-летнего экономиста Михаила Скворцова появились в начале декабря. Однако к врачу он не торопился: после кризисных сокращений в его отделе осталось лишь трое сотрудников из десяти. Работы было выше крыши, и на каждую попытку отпроситься начальство реагировало прозрачными намеками об армии безработных, жаждущих получить место в их компании.

– Ясное дело, о походе в районную поликлинику я даже не думал, – рассказывает Михаил. – Там такие очереди – полдня просидеть можно.

Бороться с недугом решил самостоятельно. Таблетки заботливо подсовывала мама: сперва он целыми днями глотал пенталгин, когда тот перестал снимать боль – солпадеин, в конце концов дело дошло до кетанова. В итоге его не спасли даже самые сильные обезболивающие.

– Однажды вечером как согнулся от боли, так и не смог разогнуться. По полу в ожидании «скорой» катался, – вспоминает он.

Медики «скорой помощи» отвезли Михаила прямиком в операционную. Диагноз был тревожным – острый перитонит. Вместо трех дней пришлось провести в больнице три недели.

– После операции врачи сказали: еще несколько часов, и они не смогли бы меня откачать, – вспоминает незадачливый пациент. – Самое интересное: оказалось, что дураков, вроде меня, много. В прошлом году три человека из-за собственной глупости погибли – все пытались боль таблетками заглушить, а в больницу не шли…

Врач за семью замками

Эту историю мне рассказал сын Натальи Немчиновой – через полгода после ее смерти. Мучиться от скачков давления Наталья начала в январе прошлого года, но попасть на прием к врачу не могла: у нее не было медицинского полиса. Как жительнице Подмосковья, ей должны были выдать этот документ на работе, но там от просьб Натальи отмахнулись:

– Начальница отдела кадров отрезала: полисы оформляют только сотрудникам, проработавшим в компании три года, – сокрушается Владимир Немчинов. – Остальные пусть прорываются к врачам, как хотят.

Наталье «взять штурмом» мест-ную поликлинику не удалось. Сварливая тетка в регистратуре стояла насмерть: бесплатно принимать пациентов без полиса врачи не станут. Разговоры о российском гражданстве, прописке и гарантированной государством бесплатной медицинской помощи на нее впечатления не произвели. Пропустить больную к доктору строгая стражница соглашалась лишь за 520 рублей. В разгар финансового кризиса выложить такую сумму Наталья не смогла.

Понимая, что, отдав деньги за визит к врачу, потом придется платить за каждый «чих» – анализы, процедуры и т.д., решила справиться со своим недугом сама. Рецепты из книжки по народной медицине сочетала с советами пенсионерки-соседки, которая не первый год мучилась от гипертонии. Свекольный и морковный сок та заедала луком, петрушкой и лимоном. Когда становилось плохо, пила закупленные по совету все той же соседки таблетки энап и эналаприл. Однажды вечером Наталье стало совсем плохо: резко подскочило давление, схватило голову. Унять боль и снизить давление привычными способами не удалось. Перепуганные родственники вызвали «скорую», но было поздно. К тому времени, как приехали врачи, Наталья умерла от инсульта…

Пилюля для простофили

Готовится к худшему и пенсионерка Светлана Аркадьевна Некунина. У нее масса времени и терпения для визитов к врачу, вот только выполнить его рекомендации не удается: положенных ей как льготнице «бесплатных» лекарств в аптеках не найти.

– Несколько лет мне врач выписывает кардипин и диротон. За деньги их можно достать без проблем, но очень уж дорого стоят. Когда пытаюсь получить их в аптеке бесплатно, мне твердят: «Пока не поступили, ждите». Приходится перебиваться дешевыми заменителями. А от них пользы ноль.

Какие выбрать заменители, пенсионерки решают сообща на лавочке у подъезда. Разговор о лекарствах – одна из главных тем их бесед: чуть ли не каждый вечер старушки обмениваются новостями о собственных болячках. Сведения о способах лечения черпают из «надежных» источников: подкинутых в почтовый ящик медицинских брошюр, телепередач, сплетен в магазинах и рецептов, передающихся в семьях из поколения в поколение.

– Лучше всего в этих делах у нас разбирается моя приятельница Мария Семеновна. Она не пропускает ни одной телевизионной передачи на эту тему. И у нее куча книг по народной медицине. Все мы ее слушаемся, – признается бабушка.

– Наверное, поэтому у тебя порой сердце так схватывает, что по нескольку дней с постели встать не можешь, – ворчливо комментирует ее дочь Ирина.

Эксперты подсчитали: до 70% россиян предпочитают самолечение походу к доктору. Это печальная статистика, если учесть, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смерть от неправильного употребления лекарств занимает пятое место, уступая лишь травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. «Из-за неправильного применения лекарств мы теряем ежегодно около 60 тысяч человек – в 2 раза больше, чем в автокатастрофах, и в 10 раз больше, чем от ошибок хирургов», – сетует депутат Государственной думы, врач-педиатр Антон Беляков.

В чем причина этого бедствия?

– Есть два вида самолечения – «ответственное» и «российское», – рассказывает заместитель руководителя формулярного комитета Российской академии медицинских наук Павел Воробьев. – Ответственный путь предполагает, что больной знает основные лекарственные препараты, необходимые для профилактики и снятия симптомов легких заболеваний, вроде простуды или головной боли. Российский – когда каждый может прийти в аптеку и купить все, что захочет. Закон не обязывает фармацевтов спрашивать рецепты на подавляющее большинство лекарств. Бесконтрольно отпускаются даже антибиотики, у которых масса побочных эффектов. К тому же от их неправильного использования вырабатывается устойчивость к их действию, и когда человек в критическом состоянии попадает в больницу, врачи не могут подобрать лекарство, которое в данном случае поможет.

Другая сторона медали – недоступность выписанных врачом лекарств, считает Павел Воробьев. «В нашей стране лишь 5–6% населения получают цивилизованную медицинскую помощь и имеют доступ к бесплатным лекарствам. 94–95% жизненно важные препараты покупают за собственные деньги. Средств на это хватает не всегда, и люди вынуждены на свой страх и риск использовать дешевые заменители».

На то, что в эпидемии самолечения главным образом повинна своеобразная организация государственной медпомощи, обращают внимание и эксперты из Общества специалистов доказательной медицины.

– Больше половины трудоспособных россиян не могут позволить себе ту медицинскую помощь, в которой нуждаются, – посетовал в разговоре с корреспондентом «Трибуны» президент общества Кирилл Данишевский. – 4 миллиона наших соотечественников не имеют постоянной прописки, 10 миллионов проживают не там, где зарегистрированы. Нередко врачи используют эти поводы для того, чтобы отказать человеку в приеме. А после появления платной медицины недобросовестные доктора делают все, для того чтобы ограничить помощь бесплатную. И это в то время, когда на Западе наблюдается обратная тенденция: например, в Европе 90% зарегистрированных на рынке лекарств предоставляется больным бесплатно по рецепту врача.

Таблетка из телевизора

А тут еще бесконтрольная и назойливая реклама таблеток и микстур в средствах массовой информации. Именно она поддерживает в людях иллюзию, что можно назначить себе рекомендованное в СМИ лекарство без визита к доктору, полагает депутат Государственной думы Антон Беляков. «Как показывает практика, реклама лекарств у нас практически не бывает достоверной, – продолжает он. – Скажем, в разгар эпидемии свиного гриппа одним из самых продаваемых препаратов был разрекламированный оциллококцинум.

И вот недавно в авторитетном медицинском журнале РАМН появилась информация: 7 раз проводились его клинические испытания, и все они показали, что этот препарат не обладает выраженным действием – ни профилактическим, ни терапевтическим. Получается, наше население лечилось препаратом, который неэффективен». Антон Беляков в октябре минувшего года внес в Государственную думу законопроект, запрещающий рекламу безрецептурных лекарственных средств в СМИ (кроме специализированных). Чуть позже выступил против рекламы биологически активных добавок. Однако эти инициативы по сей день проходят согласование в нижней палате парламента.

Что касается чиновников из профильных ведомств, то они предпочитают не принимать подобные проблемы близко к сердцу. На днях Росздравнадзор фактически расписался в собственном бессилии остановить рост цен на лекарства. По словам представителей ведомства, система госрегулирования цен на медикаменты запущена, но производители не спешат регистрировать цены на жизненно важные лекарства, а у Росздравнадзора нет рычагов влияния на фармкомпании и аптечные сети в случае завышения стоимости препаратов. При таком подходе «слуг народа» к делу россиянам еще долго придется ставить эксперименты над собственным здоровьем.

Досье

Знаете ли вы, что…

• жителю большого города в Российской Федерации приходится 1–3 раза в неделю прибегать к самолечению;

• половина российских матерей дают лечебное средство своим детям младше 3 лет в среднем 1–2 раза в месяц, не обращаясь за помощью специалиста;

• 85% потребителей в России считают, что должны иметь свободный доступ к лекарствам для решения повседневных проблем со здоровьем, причем 50% из них полагают, что перевод большего числа новых препаратов в разряд безрецептурных позволит сэкономить время и деньги, избежав визита к врачу.

Правила «ответственного» самолечения:

1. Не спешить принимать лекарство при первом же появлении неприятных симптомов.

2. Постараться понять причины недомогания. Тогда станет ясно, какое лекарство может помочь и стоит ли его принимать.

3. Не использовать «любимое» лекарство на всякий случай при любых недомоганиях.

4. Не принимать несколько лекарств сразу или подряд. В этом случае они воздействуют не только на организм, но и друг на друга, вследствие чего возможны самые неожиданные проявления, которые могут усугубиться индивидуальными особенностями организма.

5. Каждую болезнь лечить по возможности минимальными дозами лекарств. Принцип «большая доза окажет большую помощь» ошибочен. Передозировка чревата новыми неприятностями.

6. Самолечение должно быть недолгим. Если болезнь затягивается, надо обратиться к специалисту.

7. Не все «натуральное» безвредно. Многое зависит от дозировки, подготовленности (тренированности) организма.

8. При совершенно новых, не случавшихся прежде недомоганиях следует воздерживаться от любых лекарств. Если они не пройдут сами, болезнь обозначится более определенно и станет ясно, как с ней бороться.

9. Нельзя заниматься самолечением при:

– потере или помутнении сознания;

– параличе отдельных частей тела;

– впервые появившихся перебоях в работе сердца;

– неясных болях в груди или животе;

– неприятностях, связанных с беременностью.

10. Если в процессе самолечения возникают новые проблемы, надо его прекратить.

А как у них?

В Великобритании без рецепта можно купить очень немногие лекарства, их доля не превышает 20% от общего оборота лекарств. В основном это болеутоляющие, средства от кашля, от аллергии, противозачаточные средства, антисептики.

В Финляндии государство осуществляет тщательный контроль за продажей лекарственных средств. Многие препараты, в том числе антибиотики и сильнодействующие обезболивающие, отпускаются исключительно по рецепту врача. Цены на медикаменты довольно высокие: например, упаковка аспирина стоит около 4 евро. При этом на лекарства, которые отпускаются по рецепту, можно получить компенсацию в размере 60% от их стоимости. Многие лекарства, изготовленные на основе трав, считаются в стране неэффективными. Врачи не назначают их пациентам, и в аптеках они не продаются.

В Германии без рецепта врача отпускаются, главным образом, витамины, капли от насморка или аспирин. Все лекарства для детей до 18 лет в Германии по рецепту выдаются бесплатно, за счет медицинской страховки – даже если у ребенка простой насморк. Взрослых тоже подталкивают к тому, чтобы они получали рецепты даже на те лекарства, которые отпускаются без рецепта. Если медикамент стоит дорого, но был прописан врачом, страховка оплатит все свыше 5 евро.

В Италии больному возмещается стоимость всех лекарств, выписанных врачом. В крайнем случае за них приходится платить несколько центов. Большинство лекарств, в том числе антибиотики, отпускаются лишь по рецепту докторов.

К методам «народной медицины» итальянские врачи практически не прибегают. Им и в голову не придет посоветовать пациенту при первых признаках заболеваний «попить травки».

Ольга Шульга, ТРИБУНА

You may also like...