Новые правила парковки: Остап Бендер отдыхает. Как не стать «жертвой» (фото, видео)

Вступившие в действие в Украине с 1 марта новые правила парковки станут очередным инструментом «выкачивания» денег с автолюбителей. Вместо обещанного повышения комфорта паркования автомобилисты прогнозируемо получили удорожание парковочных услуг и возвращение блокираторов. 

Одно из главных нововведений – официальное разрешение применять блокировочные устройства при отсутствии у водителя платежного документа. Талон можно купить у парковщика, в газетном киоске, оплатить через паркомат или с помощью услуги «мобильная парковка». Оставляя машину на платной стоянке, водитель должен разместить парковочный талон в левом нижнем углу лобового стекла.

В случае просрочки более чем на 10 минут, в ход вступают устройства, призванные воспрепятствовать выезду транспортного средства с площадки. Кроме уже хорошо знакомых блокираторов, будут применяться новые приспособления, которые устанавливаются по бокам машины и соединяются между собой тросом под днищем.

Пока такие имеются только в Киеве. Министерство жилищно-коммунального хозяйства в скором времени планирует утвердить смету расходов, где будет прописано количество и качество блокирующих устройств. Скорее всего, на их закупке постараются сэкономить, приобретя подешевле, так что потенциальных угроз для «четырехколесных друзей» автолюбителя, думается, только прибавится.

Еще один немаловажный вопрос – оборудование парковок. До 2012-го все места должны быть оборудованы паркоматами, а также въездными и выездными терминалами. Стоимость переоборудования достаточно высока. Поэтому уже сейчас, особенно в регионах, все чаще говорят о том, что устанавливать их в большинстве случаев будут не коммунальные предприятия, а частные предприниматели, которые по договору работают на этих площадках.

Ответ на вопрос, почему потенциально столь доходный для горбюджета бизнес отдан на откуп частникам, очевидно, останется «за кадром». Что же касается КП, то их функция как бы ограничится «посредничеством» между арендаторами и городским бюджетом. А вот захотят ли «временные хозяева» выкладываться на все 100, чтобы работать по-европейски, – весьма спорный вопрос.

В целом, получается, ожидаемый сервис – дело будущего, а взимание платежей с автолюбителей, применение блокирующих устройств – уже настоящее. И именно это обстоятельство вызывает шквал недовольства со стороны автолюбителей. Требовать соответствующую сумму за свою услугу коммунальное предприятие не имеет права до тех пор, пока не приведет состояние площадки в соответствие с Правилами парковки.

Сейчас парковочные площадки не то, что не оборудованы всем необходимым – в большинстве своем они представляют собой неочищенные от снеговых завалов и мусора места, кое-как возведенные ограждения, крайне неудобные подъезды к стоянкам.

Кроме того – блокировка движения автомобиля также является услугой и требует оплаты, что также противоречит законодательству, ибо подпадает под понятие двойного налогообложения.

К слову, в отношении обоснованности тарифов возникает много вопросов. Например, в п.30 постановления Кабинета Министров Украины №1342 от 03.12.2009 г. сказано: «Во время парковки на площадке для платной парковки пользователь платит сбор за парковку, размер которого устанавливается органами местного самоуправления по закону, а также стоимость предоставления услуг по содержанию площадок для платной парковки».

Однако этот пункт противоречит Декрету Кабинета Министров «О местных налоговых сборах» (а данный документ имеет статус закона), в котором «черным по белому» написано, что местный сбор должен составлять 17 коп. в час на площадках, отведенных для парковки, и 51 коп. – на специально оборудованных.

Интересна структура тарифа: оставшаяся часть суммы (за вычетом 17 или 51 копейки) – это стоимость услуг по содержанию площадок, которые предоставляет коммунальное предприятие. Только в столице таких – около 17 тыс., причем, загруженных, как правило, «под завязку». Час стоянки, в зависимости от зон расположения в городе, стоит от 3 до 10 гривен для легковушек и до 30 – для грузовика с прицепом. Казалось бы, «Киевтранспарксервис» должен бы перечислять в казну столицы сотни миллионов гривен, которое он реально зарабатывает. «По Киеву это – 200-300 млн. гривен в год», – считает экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко.

Но в самой организации получение такой сверхприбыли отрицают. То же говорят и в парковочных сервисах других городов, многие даже жалуются на нерентабельность. И это наводит на грустные размышления: а куда же денежки идут?

Теоретически, водители могут отказаться от «навязанного сервиса». В п.32 постановления говорится, что если пользователь отказался уплатить сбор за парковку и стоимость услуг по содержанию площадок, представитель оператора составляет соответствующий акт, который подписывают два свидетеля, пользователь и представитель оператора.

В таком случае вопрос уплаты сбора за парковку и стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки, а также стоимости применения технических средств для препятствования выезда с площадки решается в судебном порядке. Но, на практике, работники служб блокирования не хотят предоставлять водителям акты об отказе – упускать «живые деньги» не хочется, как и ждать решения суда, которое может оказаться непрогнозируемым.

Кстати, случаи возврата денег за незаконную установку блокираторов, и получение до одной тысячи гривен компенсации за моральный ущерб в украинской реальности были. Наверное, с помощью Фемиды должны решаться вопросы и в случае повреждения автомобиля блокиратором, а также в случаях, когда владелец автомобиля, оплатив стоянку за один час, из-за непредвиденных обстоятельств, задержался на 15-20 минут – а подобных ситуаций в нашей жизни бывает достаточно.

Блокираторы уже работают, хотя отдельные энтузиасты пытаются поставить под сомнение законность таких действий. Так, общественная организации «Комитет прямого действия» призывает водителей не оплачивать услугу в случае, если место для парковки не соответствует требованиям, то есть отсутствии синей или голубой полосы на бордюре и проезжей части, информационных щитов с данными об операторе, стоимости услуги, перечнем контактных телефонов, бесплатных места для автомобилистов-инвалидов. А таких в Украине – большинство.

Анастасия Дашинская, UGMK

*****

Как не стать «жертвой» новых правил парковки

«Растяжка» - под машину. Наклейка с надписью: «дальнейшее движение может привести к повреждению машины» - на стекло. Клиент готов.

«Растяжка» – под машину. Наклейка с надписью: «дальнейшее движение может привести к повреждению машины» – на стекло. Клиент готов.

Как пишет газета КП-Украина, новые правила – это громко сказано. Платить за кусок расчерченной дороги под знаком «Р», во многих случаях неблагоустроенной и заснеженной, придется по-старому – своими кровными. А придумали фактически немного – с белого на синий поменяли цвет разметки в тех местах, где машина ставится параллельно бордюру, да заменили «крабы», блокировавшие колесо.

ДЖИПАМ ОПЯТЬ НА ВСЕ НАПЛЕВАТЬ

…Машины наматывают на Контрактовой несколько кругов, прежде чем найдут свободное место на парковке.

Ирина полчаса пыталась решить вопрос на месте – не получилось.

– Слышь, хорош сниматься, где паркануться можно? – выглядывает из BMW лысая голова с толстыми щеками и голубыми глазами навыкате. Водитель обращается к парковщику, который в это время показывает фотографу «КП», как работают новые блокираторы, заменившие старые «крабы».

Чек из паркомата предупреждает водителя о возможных неприятностях.

Новая техника проста – с двух сторон машины устанавливаются невысокие стояки, а между ними вплотную к днищу авто натягивается стальной трос. Хочешь ехать – пожалуйста, но «растяжка» оборвет машинные «потроха» и будет тащиться следом, круша все на своем пути.

– Таким образом мы избавились от обвинений в том, что нарушаем права человека в передвижении и прикасаемся к его имуществу, – хвалятся парковщики.

Впрочем, джипам по-прежнему бояться нечего. Они и раньше были «вне закона» – благодаря большому просвету между крыльями и колесом внедорожники просто наезжали на «крабы» и раздавливали их. А сейчас у парковщиков нет стояков достаточной высоты, чтобы затянуть трос под днищем высокого внедорожника.

– Многие хозяева джипов так и не платят, – признаются сотрудники службы контроля «Киевтранспарксервиса». – Выходят из авто, еще и смеются – ну давай, мол, блокируй!

Остальным придется раскошелиться – можно оплатить стоянку с помощью мобильного телефона (услуга работает давно) либо купив талон: заранее (в киосках «Союзпечати») или в паркомате. В последнем случае на чеке выбивается дата и время. Простоять дольше купленного времени нельзя – натянут растяжку, а чтобы ее снять, потребуют 170 гривен. Платить можно на месте и через банк – парковщики выдают квитанцию, указывая расчетный счет.

«ЭТО НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА!»

– Вот сейчас ее и заблокируем, – Сергей Козел, водитель службы контроля показывает на серый Ford. – Время закончилось еще двадцать минут назад.

Перед тем как натянуть «подпругу» под немецкую машину, он снимает видео на телефон. Какое-никакое, а доказательство – так его научили.

Операция занимает несколько минут, и авто обездвижено. Его хозяйка – Ирина – появляется чуть позже. Она преподаватель музыки в школе, была на детском конкурсе и задержалась.

– Давайте я заплачу за просроченное время и поеду, – предлагает Ирина.

Но Сергей и его коллега непреклонны: 170 гривен плюс еще семь за час перестоя. После получаса пререканий автолюбительница берет расчетный счет и идет в банк платить.

– А что делать, – разводит она руками.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

– Это нарушение закона – новые устройства все равно ограничивают водителя в праве пользования частной собственностью, – считает глава Комитета прямого действия Дмитрий Гнап. – Любые действия с машиной могут совершать только правоохранительные органы и только по решению суда! Мы будем обращаться в милицию. А если они не будут защищать права граждан, то изыщем технические средства. Есть у нас подразделение – там сейчас думают над этим. Существуют разные средства – болторезы, домкраты. Но пока мы будем отстаивать справедливость с юридической точки зрения.

Кстати, как рассказал Дмитрий Гнап, согласно новым правилам водитель может требовать от парковщиков составить акт отказа от услуг. Тогда блокировать машину они в принципе не имеют права, и точки над «i» в такой ситуации должен расставить суд.

Кирилл ЖЕЛЕЗНОВ. Фото Максима ЛЮКОВА 

Новые правила парковки противоречат законодательству

Гнап призвал водителей не оплачивать парковку в случае, если место для парковки не соответствует требованиям новых Правил, утвержденных постановлением Кабинета Министров N1342 , а именно: если отсутствуют сплошные линии и соответствующие дорожные знаки, что предусмотрено п.13 указанного постановления, информирует www.prostobank.ua. То есть при отсутствии либо знаков, либо полос есть все основания считать, что эта парковка оборудована ненадлежащим образом. Поэтому собирать плату за парковку коммунальное предприятие на ней не имеет права до тех пор, пока не приведет ее в состояние в соответствии с Правилами парковки», – отметил Д.Гнап.

В организации также не согласны с п.30 указанного постановления, в котором сказано: Во время парковки на площадке для платной парковки пользователь платит сбор за парковку, размер которого устанавливается органами местного самоуправления по закону, а также стоимость предоставления услуг по содержанию площадок для платной парковки».

Гнап считает, что этот пункт противоречит Декрету Кабинета Министров О местных налогах и сборах», в котором предусмотрен только местный сбор за парковку. Он составляет: 17 коп./час на площадках, отведенных для парковки, и 51 коп. – на специально оборудованных. Остальная сумма – это плата за так называемые услуги по содержанию площадок», которые предоставляет коммунальное предприятие и которые фактически не предоставляются», – отметил Д.Гнап, подчеркнув, что, законодательство не предусматривает других обязательных выплат, помимо налогов и сборов, поэтому плата за услуги по содержанию площадок является фактом двойного налогообложения, прямо запрещенного законом».

Кроме того, новые Правила парковки позволяют сотрудникам коммунальных предприятий применять специальные технические средства для ограничения движения водителей, которые не оплатили парковку (п.31 постановления N1342). Блокировка движения автомобиля также предоставляется как услуга, за которую требуется плата, что также противоречит законодательству», – отметил глава комитета.

По словам Д.Гнапа, водители могут отказаться от оплаты этих услуг. В п.32 постановления говорится, что если пользователь отказался уплатить сбор за парковку и стоимость услуг по содержанию площадок для платной парковки, а также стоимость применения технических средств для препятствования выезду, представитель оператора составляет соответствующий акт по форме, установленной Минжилкоммунхоза, который подписывают два свидетеля, пользователь и представитель оператора, и устраняет препятствие для выезда транспортного средства с площадки. В таком случае вопрос уплаты сбора за парковку и стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки, а также стоимости применения технических средств для препятствования выезда с площадки решается в судебном порядке», – акцентировал внимание Д.Гнап.

Глава Комитета прямого действия» отметил, что организация уже подготовила и направила обращение Президенту Украины о несоответствии правительственного постановления N1342 Конституции Украины, иск в Киевский окружной административный суд – относительно отмены указанного постановления в судебном порядке, жалобу в Генпрокуратуру, а также запрос в Минюст – относительно юридического заключения о соответствии данного постановления законодательству Украины.

You may also like...