Земельные аферы Чернобыльского фонда и другие приключения украинцев

Без прав, без земли, без льгот, без намека на справедливость и без шанса получить компенсацию за утраченное здоровье. В такой ситуации сегодня оказалось около 40 000 «чернобыльцев». Добровольное отселение из «зоны отчуждения» и передача своей собственности государству обернулась для тысяч людей чиновничьим земельным беспределом, невыполнением законов и массовыми махинациями с имуществом граждан. 

Чернобыльцы остались не у дел

По данным Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, в квартирной очереди стоит около 40 тыс. инвалидов первой и второй группы. Реальных же претендентов на получение апартаментов от государства в разы больше. Однако украинские чиновники не спешат «протянуть руку» пострадавшим от аварии жителям страны и попросту не выполняют законов.

Пострадавшим от «аварии столетия», согласно неоднократным заявлениям сильных мира сего, могут претендовать на квартиру и земельный участок (в зависимости от группы), а также на помощь при лечении. На деле, же ситуация коренным образом отличается. К примеру, вопиющий случай произошел с ликвидатором аварии, инвалидом первой группы Марией Коминой.

Мария Ивановна при отселении из «зоны отчуждения» получила средства, на которые хотела приобрести дом в пгт Калиновка Васильковского района. Однако выделенных ей государством материальной помощи хватило лишь на приобретения части дома в этом населенном пункте. Отдав задаток, г-жа Комина договорилась с местными властями, что они не позволят продавцу реализовать непроплаченную ею часть земли, а взамен пообещала в ближайшее время собрать оставшиеся средства для выкупа недвижимости.

Несмотря на свои заверения, чиновники присвоили оставшемуся в собственности хозяина сараю новый адрес, после чего последний смог его успешно продать. В итоге новым соседям сейчас приходится уживаться на одном пятачке. Что касается положенного по закону земельного участка, то Мария Комина пока не может на него претендовать, поскольку свободных наделов нет. Причем чиновники в предоставляемых пострадавшей отписках умудряются спорить друг с другом. Чтобы убедиться в этом воочию, мы решили выложить часть документов на нашем портале.

В некоторых регионах чиновники идут еще дальше и забирают землю у пострадавших. По словам председателя совета Днепропетровской областной организации Всеукраинского общества организации инвалидов Союз Чернобыля Украины Олега Геращенко, их объединению Кабинетом Министров Украины был выделен земельный участок в с. Кировское (Днепропетровская обл.), где планировалось построить частные дома для инвалидов.

Однако местные чиновники не остались в стороне, и вскоре местный совет подал в суд на Союз Чернобыля Украины с целью признать передачу земельного участка нелигитимным. Служители Фемиды в итоге встали на сторону местные депутатов и отобрали у чернобыльцев выделенные земли.

О том, как государство помогает ликвидаторам, решил рассказать Александр Бандуренко, инвалид первой группы, который имеет в своем арсенале 28 страшных диагнозов. Александр Владимирович потерял здоровье во время ликвидации аварии на ЧАЭС, работая на протяжении двух недель катастрофы под четвертым реактором. Чтобы он собрал пресс-конференцию в своей квартире.

«Сегодня мне ежемесячно на текущее лечение необходимо полторы тысячи, а государство выделяет только по 1,22 грн на лечение одному чернобыльцу! В собесе мне рассказывают, что область делает все возможное, показывают красивые графики. Чиновники по телевизору тоже не устают говорить, что экономика на высоте, благосостояние растет… Почему же оно проходит мимо меня? Я ведь не под пивбаром здоровье потерял! Тогда, после аварии, нам говорили: «Шахтеры! Вы спасли весь мир. Родина вас не забудет!» Кто бы знал, что у нее окажется такая короткая память…», – рассказал он пришедшим на пресс-конференцию представителям пятнадцати изданий. Олег Геращенко добавляет, что только на территории их области ежегодно умирает около 300 человек.

Средств нет

Причина подобного отношения к чернобыльцам банальная – нехватка средств в госбюджете. Как сообщили журналистам портала «Политика и деньги» в Министерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, по состоянию на 1 января 2010 года, на квартирной очереди стояло 39,426 тыс. инвалидов первой и второй группы.

Еще больше людей третьей категории, претендующих на государственную помощь, однако их общее количество не подсчитали. «Свыше 550 человек до сих проживают в так называемой второй зоне отселения и нуждаются в новом жилье», – подчеркивают в министерстве.

При этом чиновники разводят руками и говорят, что в прошлом году в государственном бюджете на нужды чернобыльцев не было выделено ни копейки. В то же время, специалисты подсчитали, дабы удовлетворить потребности всех пострадавших от аварии на ЧАЭС необходимо свыше 10 млрд грн. Сложившуюся ситуацию осенью прошлого года улучшил Кабинет Министров Юлии Тимошенко, который через Программу Государственного ипотечного учреждения выделил чернобыльцам 350 апартаментов.

Финансирование пострадавших не было предусмотрено и в проекте главного финансового документа на этот год, который разрабатывался уже ставшим сейчас оппозиционным правительством. Шансов на то, что об этой категории населения вспомнят в новом Кабинете министров, разрабатывающему сейчас проект государственного бюджета на этот год, действительно мало.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются в Министерстве – несоответствие рекомендованных и реальных цен на покупку жилья. Дело в том, что ежегодно Министерство регионального строительства выдает на-гора так называемые Государственные строительные нормы, в которых и указана стоимость квадратного метра.

Однако, как правило, она в разы ниже среднерыночных, поэтому купить жилье по указанным свыше расценкам просто нереально. Разрешить дилемму в министерстве смогли, введя соответствующие корректирующие коэффициенты. К примеру, для Киева он составляет 2,5. Иными словами высчитанную чиновниками цифру им теперь позволено умножить на коэффициент и по полученной цене приобретать квартиры в объектах недвижимости.

Аналогичная ситуация наблюдается и с лекарствами. Олег Геращенко говорит, что в прошлом году на нужды пострадавших от последствий аварии было выделено всего 1,1 млн грн, что в пересчете на каждого чернобыльца области составляет неприлично маленькую сумму в размере 12 грн в год. «Ситуация в больницах катастрофическая, поэтому пострадавшие, которые часто нуждаются в операциях, вынуждены за свои средства приобретать все необходимые препараты, которые, как правило, стоят очень дорого», – говорит г-н Геращенко.

Бесплатное выделение земельных участков для нужд инвалидов – тайна за семью печатями. Официально ни в одном населенном пункте нет места для чернобыльцев, поэтому в большинстве случаев чиновники ограничиваются отписками вроде «сейчас в населенном пункте нет свободных земельных участков».

В днепропетровском областном Союзе Чернобыля Украины признаются, что за последние пять лет не слышали ни об одном факте выделения земельных наделов пострадавшим от аварии. Исключения составляют лишь небольшие населенные пункты, расположенные в отдалении от столицы, тогда как в крупных городах и приближенным к ним районам добиться лояльности чиновников практически нереально.

Надежда на суд

Опрошенные порталом «Политика и деньги» юристы признают, что бороться со своеволием чиновником очень сложно и предлагают «не рубить с плеча», а сначала попробовать найти нужный подход к государственному деятелю. Естественно, что последний, как правило, предоставляет подобные услуги отнюдь не бесплатно и попросит соответствующее вознаграждение.

По словам юриста Лидии Бондаренко, занимающейся делами чернобыльцев, судиться с местными органами власти можно только в том случае, если на руках есть реальные доказательства, что в населенном пункте есть «свободная земля», тогда как на деле чиновники отрицают ее существование. Для этих целей можно наведаться, к примеру, в областное управление земельных ресурсов, которое курирует интересующий населенный пункт, и попробовать добыть нужную справку в этом ведомстве.

Доказывать, что выделенная правительством компенсация не соответствует здравому смыслу, учитывая украинское законодательство, скорее всего, возможно только в Европейском суде по правам человека. Однако это по силам только Союзу Чернобыль Украины или другой общественной организации, поскольку затраты на представление дела довольно высоки и, по понятным причинам, чернобыльцы не смогут себе этого позволить.

Зато сейчас большинство из них защищает свое право на достойную пенсию. По словам Олега Геращенко, ранее инвалиды первой категории получали пенсию в деситикратном размере (в этому году самая маленькая выплата равна прожиточному минимуму), второй категории – восьмикратному, а третьей категории – шестикратному.

Однако сейчас ситуация изменилась и чернобыльцев, по сути, прировняли к среднестатистическим пенсионерам. Чтобы защитить свои права они вынуждены обращаться в суд. «Подобным образом уже поступили тысячи людей и большинство из них получают положительное решение суда. Однако этот процесс очень трудоемкий и проблемный для инвалидов», – говорит Олег Геращенко.

Максим Голубченко«Политика и деньги»

You may also like...