Коррупция в судах? Быть этого не может!

Согласно исследованиям уровня коррупции в странах мира, которые в прошлом году проводила международная правозащитная организация Transparency International, в Украине самыми коррумпированными органами считаются суды, парламент и органы исполнительной власти. Наши ближайшие соседи – поляки – наоборот поставили судам и парламенту наивысшие оценки. При этом судебные системы двух стран во многом схожи. В чем же разница?

ПОКАЗАТЕЛЬ ДОВЕРИЯ – ЗЕМЛЯ

В отличие от Украины, судьи в Польше пользуются полным доверием. Никто не может усомниться в правильности их решений. И главный показатель этого доверия заключается в том, что поляки только судьям, а не чиновникам, доверяют свое главное богатство – землю. Так называемые вечные книги – метрики прав собственности на земельные участки – ведутся в судах на протяжении столетий.

Председатель районного суда в небольшом польском городке Велюнь Пшемыслав Майковский занимается вечными книгами уже 15 лет. По его словам, вечная книга – единственный в Польше документ на землю, не требующий дополнительных проверок, так как за него ручается все польское государство.

«Одной из гарантий права собственности является существование независимого института вечных книг, которые ведутся исключительно судами, – говорит председатель суда. – Вечные они потому, что хранятся до тех пор, пока существует недвижимость. В этих книгах записаны все данные о владельцах, территориях, смене владельцев, изменениях площади участков, а также сведения о том, является ли данная земля предметом ипотечного кредита».

В суде Велюни сохранились вечные книги, составленные в прошлом и позапрошлом веках еще на русском и немецком языках. Сегодня эти книги переводятся в электронную форму.

В ЧЕМ СЕКРЕТ?

В чем же секрет доверия польских граждан к своим судьям? В принципиальном подходе к их назначению, в контроле за их работой и суровости наказания. Профессиональная пригодность кандидатов в судьи, их моральные качества, а также психическое состояние тщательно изучаются на всех этапах процедуры назначения. Кандидатов проверяет полиция на предмет наличия подозрительных контактов, психиатры и, естественно, сами судьи. Причем, первый отсев происходит именно в том суде, где собирается работать кандидат. К тому же, у граждан есть возможность узнавать о претендентах на мантию из СМИ, и высказывать свои замечания.

«Вначале кандидатов в судьи оценивают сами судьи на общем собрании каждого отдельно взятого суда, – рассказывает Пшемыслав Майковский. – Они оценивают как профессиональные, так и моральные качества кандидата. Далее личные дела кандидатов направляются министру юстиции, который, изучив их, выносит на рассмотрение Национального совета судей – независимого органа, состоящего из лиц, указанных сеймом, сенатом, президентом и ассамблеей судей всех судов страны. Национальный совет судей выбирает из всех одного кандидата, которого представляет к назначению президенту республики сразу на пожизненный срок».

Несмотря на то, что последнее слово все же остается за президентом, поляки категорически отрицают, что такой порядок создает возможность политических манипуляций. Хотя в новейшей истории страны уже есть соответствующий прецедент. В 2007 году польские СМИ писали о грандиозном скандале: покойный президент Лех Качинский отказался подписывать акт о назначении девяти судей, рекомендованных национальным советом. Горячие споры в среде политиков и общественности, продолжались очень долго, но, в принципе, ни к чему не привели, и право вето у президента сохранилось.

После назначения судья в Польше становится неприкосновенным и независимым. Но только в части принятия судебных решений.

По словам, Пшемыслава Майковского, независимые от каких-либо видов контроля, судьи все же контролируются со стороны так называемых визитаторов. Раз в два года в отделах судов проводится визитация, в рамках которой судья-визитатор, как правило, представитель вышестоящего суда, имеющий большой опыт в рассмотрении определенной категории дел, проверяет решения, вынесенные судьями. Он составляет акт, в котором отражаются все выявленные в процессе визитации недостатки в работе каждого судьи.

По результатам проверки судью можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Такого рода дела рассматриваются в специальном дисциплинарном суде. Вначале в суде первой инстанции, а затем и в Высшем дисциплинарном суде. Решения этих судов в обязательном порядке публикуются в СМИ.

Здание районного суда Велюни

Здание районного суда Велюни

ЖАЛОБЫ НА УКРАИНСКИХ СУДЕЙ ОСТАНУТСЯ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ?

Примечательно, что украинская судебная реформа, которая уже вступила в действие, вообще не предусматривает создание такого важного института. По мнению председателя правления Центра политико-правовых реформ, бывшего члена Высшей квалификационной комиссии судей Игоря Колиушко, отныне большинство справедливых жалоб на судей будут попросту оставаться без рассмотрения.

«Дисциплинарная комиссия не создается, и полномочия привлекать судей к дисциплинарной ответственности остаються у Высшей квалификационной комиссии, –говорит Игорь Колиушко. – Однако поскольку эта комиссия тепер будет рассматривать абсолютно всех судей, у нее просто на это не будет времени. Институт судебных инспекторов также не создается, чтобы можно было выехать на место, в суд, проверить те или иные жалобы. То есть, на самом деле, складывается впечатление, что создается инструмент для того, чтобы по команде каких-либо политических сил привлечь кого-то к ответственности. Для этого все инструменты предусмотрены».

Если в Польше политическую независимость судей никто не оспаривает, то в Украине, с вступлением в силу закона «О судоустройстве и статусе судей», этот вопрос не удалось решить таким образом, чтобы дискуссии на эту тему не могли возникнуть в принципе.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, член Высшего совета юстиции Сергей Кивалов заявлял в интервью еженедельнику «2000», что отныне «судами и судьями невозможно будет управлять в ручном режиме, как привыкли "оранжевые"».

Однако у председателя Верховного суда Украины Василия Онопенко мнение прямо противоположное. «Закон предусматривает наделение органов и должностных лиц, которые не принадлежат судебной власти, значительным объемом полномочий, касающихся организации и деятельности судов, определения судоустройства и статуса судей вне установленной Конституцией их компетенции. Таким образом, создаются условия для неправомерного влияния на суд, вмешательства в деятельность судебных органов, нарушения принципов независимости судей и самостоятельности судов», – говорится в письме главы ВСУ в адрес президента Украины В. Януковича.

ОТ КОГО ЗАВИСИТ СУДЕБНАЯ КАРЬЕРА?

Профессиональная карьера украинских судей отныне зависит лишь от двух коллегиальных органов – Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции. В Высшей квалифкомиссии из 11 членов – только шестеро являются судьями, назначенными советом судей. В Высшем совете юстиции, в который входит 20 членов, судьи имеют право назначить лишь троих своих представителей. Из оставшихся 17-ти членов совета тринадцать являются представителями органов государственной власти и правящей политической партии. Включая и представителей юридических учебных заведений, которые избираются соответствующей ассоциацией под руководством народного депутата-регионала Сергея Кивалова.

Для сравнения: в Польше вопросы карьеры судей решаются самими же судьями, избранными в результате общего голосования. Вероятно, поэтому законность решений дисциплинарных судов не подвергают сомнению ни сами судьи, ни рядовые граждане. А вопрос коррумпированности служителей Фемиды вообще вызывает у поляков бурное и весьма эмоциональное негодование. Если задать такой вопрос поляку, ответ будет категоричным: «Быть этого не может!».

Председатель районного суда в Велюни Пшемыслав Майковский уверен, что коррупция в судебной системе Польши – проблема маргинальная. По его словам, в Польше существуют действенные инструменты предотвращения коррупции. А если будет доказан подобный факт со стороны судьи, это будет означать для него гражданскую смерть.

Всесторонний контроль на фоне независимости судей в Польше оказывается весьма действенным механизмом борьбы с нечистыми на руку служителями Фемиды. Польские судьи настолько дорожат своим статусом, что им даже в голову не приходит им рисковать. И доказательством этому служит полное доверие к ним со стороны рядовых поляков. Чего, увы, нельзя сказать об украинцах.

Согласно результатам исследований, проведенных украинским институтом Горшенина, украинцы считают суды наиболее коррумпированными органами власти. Большинство граждан Украины (61,9%) уверены, что решение суда можно купить за деньги, а 42,1% считают, что добиться правды в суде можно, только купив решение суда.

Анна НИКОЛАЕНКО, «Вопрос национальной безопасности», IJC

You may also like...