Сколько сэкономим, уволив чиновников

Так много в Украине чиновников или мало? Это, знаете ли, как считать. В разных странах существует разное понимание того – кто ж такой этот самый госслужащий. Потому – неодинаковой длины списки категорий чиновников в государствах Европы, как, впрочем, и мира. Это понятно. Непонятно другое – почему можно точно посчитать врачей и учителей, а чиновники учету поддаются с трудом. 

Может, беда в том, что они сами себя считают. К сожалению, это не единственный их недостаток.

Недавно Кабмин всколыхнуло от края до края. У руководства назрело-таки недовольство, и вице-премьер нового правительства Борис Колесников заявил о своей готовности уволить едва ли не половину сотрудников Кабинета. Правда, в то, что вице-премьер перейдет от слов к делу, слабо верится. И тем не менее, интересно узнать – так сколько же в стране чиновников, и сколько денег они «съедают». Вот такой неслучайный интерес.

Не умением, а числом

Задача облегчается тем, что государственная служба регулярно подводит статистику по кадрам. Действительно, в стране довольно много государственных служащих – так считают не только злопыхатели, но и чиновники высокого ранга. Скажем, к началу 2010 года их насчитывалось без малого 300 тысяч душ. Причем, основная чиновничья рать несет свою нелегкую службу не в министерствах и ведомствах, как принято думать.

Тогда где же? Посмотрим-посмотрим. Итак, во всех вместе взятых центральных аппаратах министерств и ведомств работает приблизительно 13,3 тыс. человек. То есть сущие пустяки – примерно 4-5% общей численности. Правда, за год число их заметно возросло – аж на 500 душ.

А вот в территориальных органах тех же министерств трудится в 10 с гаком раз больше – 155 тыс. чел. Это уже практически половина. И ежегодный прирост их куда заметнее – 3-5 тыс. чел. каждые 12 месяцев. Можно сказать, что в территориальных органах министерств достигнут довольно высокий показатель прироста – поголовье «государевых людей» растет со скоростью 10 человек в день.
Конечно, госслужащих с мухами-дрозофилами по плодовитости не сравнишь, но и с общей демографической ситуацией в стране кадровые изменения в чиновничьей среде тоже как-то не вяжутся. Образно выражаясь, процессы протекают в противофазе – население Украины из года в год неумолимо сокращается, а чиновников, напротив, становится все больше и больше. Парадокс, однако.

Да, чуть не забыл – еще 75 тысяч чиновников работают в государственных администрациях. Вот так потихоньку 300 тысяч чиновников и набралось. Заметим, это гораздо больше, чем вся вместе взятая украинская армия, авиация и флот. Причем – этот характерный факт отмечают сами же государственные служащие – сплошь и рядом имеет место ничем не объяснимое дублирование функций.

Работа без дублера

С чем это дублирование можно сравнить? Скажем, стоит инспектор ГАИ, следит за порядком на дороге, а в 20 метрах от него прячется другой инспектор, который контролирует первого. А чуть дальше – третий, который присматривает за вторым. Причем, функции второго и третьего инспекторов только этим и ограничиваются.

Кто-то что-то сделал. Кто-то что-то продал. Экспорт-импорт, прибыль-убытки, рождаемость-смертность… Органы статистики скрупулезно собирают данные обо всех сферах жизни, а чиновники областных администраций этими, уже готовыми, проверенными и сведенными воедино данными козыряют на всех углах, выдавая их за результаты своего героического труда. Но такую «сложную» работу может выполнить даже школьник. Бесплатно, по-волонтерски.

Сколько всевозможных служб заняты вопросами земельных отношений и строительства? Сколько длится правильное оформление бесчисленных разрешительных документов? Во что это обходится народу и стране? И много ли в итоге порядка в земельных и строительных вопросах?

Если бы такое дублирование имело место в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и прочих отраслях экономики – уверен, у нас уже не было бы экономики вообще. Напрашивается вывод – как совет Б. Колесникову – немедленно ликвидировать дубляж. Здесь-то уж точно есть где развернуться вице-премьеру с его радикальными планами по оптимизации госаппарата. Кстати, эффективность работы и скорость принятия решений в аппарате государственного управления от этого только возрастут. Да и коррупции станет поменьше. Как следствие – снизятся цены.

«Профи» в профиль и анфас

Во что нам обходится армия державных «мужей и жен»? Нужно сказать, затраты на содержание аппарата уже вернулись на докризисный уровень, хотя до преодоления последствий кризиса в целом еще ой как далеко. Бюджет 2009 года президента, парламента и правительства равнялся 1,8 млрд грн, а в этом году сумма выросла аж до 2,2 млрд грн.

Видимо, Партия регионов для того и повторяет, что в ее составе – сплошные профессионалы. А раз так – за профессионализм надо платить.

Платим, разумеется, мы с вами, хотя качественный состав того же правительства, мягко говоря, нас категорически не удовлетворяет. Это, в частности, касается недолго трудившегося министра МЧС Шуфрича. Видимо, сказалось его хроническое неумение справляться с основной работой – последствиями стихийных бедствий. Вспоминается интересная деталь – у предыдущего президента тоже была масса претензий к Шуфричу, например, во время пожаров в Херсонской области. Там экс-министр во время ЧП также предпочитал красоваться перед телекамерами и работал, преимущественно, языком.

То же самое можно сказать о министре образования и науки Дмитрии Табачнике, который умудрился превратить в сущую вакханалию обычный прием вступительных документов от абитуриентов. Этот процесс, несмотря на сложность, гладко проходил из года в год. Но все это было до назначения Табачника на министерский пост.

Работника, который напрочь завалил отработанную технологию, любой руководитель уволил бы в мгновение ока. Будем надеяться, что подобная перспектива светит горе-министру в ближайшее время. Кстати, позапрошлый президент тоже имел претензии к Табачнику. Вспомним хотя бы инициированное Кучмой «отбирание лишних звезд на погонах» у новоиспеченного полковника Димы Табачника – вчерашнего старлея, который ни дня не был капитаном. Профессионал, что там говорить…

Но вернемся к денежным делам. В 2010 году на функционирование президентской вертикали госбюджетом предусмотрено 1,05 млрд грн против 0,82 млрд грн прошлого года. Рост немаленький – около 20%. Заметим, наша экономика, несмотря на провозглашенное окончание кризиса, к превеликому сожалению, выздоравливает не так быстро. Если вообще выздоравливает. А увольнение каждого пятого сотрудника канцелярии президента и сокращение зарплаты главы государства, прямо скажем, слабо отразилось на уменьшении общегосударственных расходов.

Эти ходы «попахивают» чистой политикой, тем более, что, несмотря на сокращение зарплаты, президент Янукович исхитрился закатить себе роскошный юбилей к 60-летию. Разделяя искреннюю радость президента по поводу круглой даты, заметим, что стоимость одних только приглашенных «звезд» знающие люди оценили примерно в миллион евро. Пусть даже они немного ошиблись – подумаешь, сто тыщ туда, сто тыщ сюда…

Чиновники – по 250 евро

Сколько можно сэкономить, если все-таки провести кадровую перетряску? Прикинем: по словам начальника главного управления Государственной службы Александра Шевченко, за 2009 кризисный год средняя зарплата чиновника выросла с 1900 гривен до 2500 гривен. Не ахти какие деньги по нынешним временам, не так ли? Однако при 300-тысячной численности чиновного люда общий фонд зарплаты госслужащих составляет 8,6 млрд грн. А это уже немало.

Если Кабмин всерьез настроен на реформы; если он не будет столбенеть от первого же предостерегающего цыкания языком; если правительство может убрать хотя бы «дублеров» в центре и на местах – то, поговаривают «в эшелонах власти», можно сократить до 100 тысяч чиновников. А это при средней зарплате в 2,5 тыс. грн даст экономию в 250 млн грн в месяц. Или 3 миллиарда в год. Экономия ощутимая, и все это можно сделать, если, конечно, освободившиеся места тут же не заполнят свои, «блатные» кадры.

Пойдет ли на такой шаг вице-премьер Колесников, как, впрочем, и весь Кабмин? Честно говоря, что-то не верится.

Михаил ПАВЛЕНКО, Главное

You may also like...