Обзор кремлевской пропаганды: дезинформационный день сурка

Обзор кремлевской пропаганды: дезинформационный день сурка

В мире прокремлевской дезинформации День сурка, а значит на этой неделе у нас пересмотр истории Второй мировой войны и коронавирус.

Если верить сурку Филу, самому знаменитому сурку в мире, в этом году зима закончится рано. К сожалению, этого нельзя сказать об упорных попытках Кремля окружить дезинформацией события Второй мировой войны и вспышку коронавируса – тени, которые даже бедный сурок Фил не может проигнорировать.

Пересмотр истории Второй мировой войны и Холокоста кремлем явно не сбавляет ход, а дезинформационные СМИ обвиняют всех (кроме, естественно, России) в искажении истины о войне: Президента Украины Зеленскогостраны Балтии, а, конечно, «злейшего врага» – Польшу.

В числе прочих многочисленных злодеяний поляки якобы искали расположения Гитлера и помогали планировать геноцид евреев, доставляли военнопленных и евреев нацистам, а теперь продолжают игнорировать факты и цивилизованное обсуждение, которые не соответствуют корыстной версии истории Польши. А изюминка в том, что при провозглашении всех этих абсолютно необоснованных обвинений, прокремлевским СМИ еще и хватает дерзости описывать себя как источник «точного и объективного освещения событий Второй мировой войны». Да, даже учитывая то, что они размещают такие материалы.

Вспышка дезинформации о коронавирусе разгорается

А тем временем вспышка коронавируса является центральной темой для RT и «Спутника» – примерно одна десятая их материалов по всему миру была посвящена этой теме с 20 января до 2 февраля. 31 января вспышка особенно разгорелась, достигнув 498 статей за один день. Активное освещение темы на RT и «Спутнике» отражается и на материалах в их социальных сетях. По объему материалов, целевой аудитории и популярности, мы видим, что наибольшее количество статей нацелены на людей, говорящих на арабском, а далее в порядке убывания на испанском, английском и русском. В Twitter один из аккаунтов RT на испанском – RT Última Hora – даже достиг топ-20 аккаунтов в мире, наряду с аккаунтами Всемирной организации здоровья и CNN International.

Сообщения о коронавирусе на русском языке явно плохо сработали в социальных сетях. Но это не значит, что русскоязычная аудитория не стала мишенью дезинформации о вирусе. Собственно, мы выявили, что основным источником разжигания страха и популяризации теорий заговора в этом случае выступает российское телевидение (что отражено в нашей базе данных).

Учитывая то, что все мы обеспокоены распространением вируса и его последствиями, отнюдь не удивительно, что прокремлевские СМИ уделяют этой проблеме так много внимания. В конце концов, общий объем освещения проблемы в России соответствует уровню ее освещения на Западе. Но отнюдь не удивительно, что сообщения, публикуемые прокремлевскими пропагандистами, существенно отличаются от публикуемых в надежных источниках. В Обзоре дезинформации на прошлой неделе уже освещалось множество ложных сообщений, касающихся коронавируса, которые систематически играют на основных человеческих эмоциях: страх и обеспокоенность о собственных безопасности и благополучии. На этой неделе база данных пополнилась 15 новыми случаями на 4 языках, которые касались этой темы.

Вдобавок к повторению ложных заявлений, уже замеченных на прошлой неделе, – например, что коронавирус – это американское биологическое оружие, составляющая биологической война США против России и Китая или инструмент гигантов фармацевтического рынка – прокремлевская дезинформационная машина проявила креатив. Коронавирус, оказывается, был украден из канадской лаборатории китайскими шпионами, которым заплатили и Билл Гейтси Джордж Сорос (а как же иначе!), а предсказала его еще в 1970-х годах болгарская слепая провидица Ванга.

Коронавирус – просто неистощимый дар для распространителей дезинформации, дающий практически бесконечные возможности придумывать фантастические ужасы и теории заговора. И пока вирус господствует в новостном цикле, нам приходится ожидать продолжения соответствующего дезинформационного цикла. Как и с пожаром в Соборе Парижской Богоматери в прошлом апреле, прокремлевские СМИ вновь демонстрируют свою бесстыжую готовность ухватиться за любую трагедию и использовать ее в своих целях.

«Знатная дама в приморском городе. Китайский коронавирус был предсказан Нострадамусом».

На прошлой неделе одна из крупнейших государственных медиакомпаний РФ решила опубликовать материал под таким заголовком в одном из своих интернет-изданий.

Какой может быть мотивация популяризации такой информации? Название издания само дает ответ: Украина.ру

Скорее .ру, чем Украина

Новостной онлайн-портал «Украина.ру» работает из Москвы с июня 2014 года – с первых дней конфликта в Украине. Он является частью МИА «Россия сегодня».

Медиа-гигант «Россия сегодня» включает также «Спутник»«РИА Новости» и ИноСМИ. Генеральным директором «России сегодня» является находящийся под санкциями ЕС Дмитрий Киселев. Главным редактором является Маргарита Симоньян, также возглавляющая редакцию RT.

Несмотря на то, что в названии «Украина.ру» имя портала «Украина», его фамилия – «.ру» – выдает то, что на деле это подконтрольный Кремлю русскоязычный пропагандистский проект, нацеленный на аудиторию Украины – страны, являющейся одной их наиболее частых мишеней прокремлевской дезинформации.

Сомнение, страх и смятение

На прошлой неделе выпуск «Обзора дезинформации» освещал материал о Нострадамусе в качестве примера многочисленных теорий заговора о коронавирусе в прокремлевских СМИ.

Другие прокремлевские СМИ публиковали подобные материалы о болгарской провидице, якобы предсказавшей коронавирус в 1970-х годах.

В случае с «Украина.ру» заявление о пророчестве Нострадамуса стало маленькой составляющей большой кампании, цель которой – сеять в Украине сомнения, страх и смятение.

Источник: EUvsDisinfo 

Читайте также: