Читатель «УК» – Хорошковскому: «Куда летают ваши подчиненные?»

(или советы Председателю Государственной таможенной службы в связи с разработкой очередного «нового» Таможенного кодекса)

Господин Хорошковский! В связи с прогнозируемыми кардинальными переменами в организации и работе вверенной Вам службы, будущим принятием очередного «нового» Таможенного Кодекса, а также рекламируемыми предложениями публичного обсуждения темы, хочу внести несколько предложений. Которые, возможно, все-таки ускорят приближение цели, которую Вы поставили (во всяком случае, публично):

1. Рассмотрите подробно перечень документов, которые нужно прилагать к таможенному оформлению импорта и экспорта. Зачем украинской таможне контракт к стандартном списке? Зачем?! Чтобы плодить штаты и предоставить возможность чиновникам брать взятки? Каждый прилагаемый лишний (кроме товаросопроводительных) документ потенциально плодит взятки! Вам это должно быть известно. Поедьте в Чехию, Польшу; посмотрите – никого при стандартном оформлении контракт не интересует! Вся необходимая информация есть в фактуре и прочих товаросопроводительных документах. Вам ведь должно быть понятно, что любой контракт, калькуляцию и прочее можно сделать на месте и изменить! Это личное дело двух участников заключаемой (заключенной) сделки. Так гласит Вам хорошо известный закон!

2. Сделайте простую и ясную форму декларирования товара (груза), доступную в интернете и максимально автоматизированную (я о подсчете платежей и т.д.). Сложная в заполнении ГТД подразумевает обязательное наличие брокера. А наличие брокера является – априори – элементом коррупции таможенного состава, с которым он работает. Сегодня, 8 апреля 2008 года, как бы вы не старались, а таможней в ой же Одессе руководит Ваш заместитель (!); оформление каждой ГТД во вверенной Вам структуре – Южной региональной таможне (будущей Одесской … каждый год меняется название, а не суть! В Российской империи и СССР – Одесская таможня была неизменной 200 лет) стоит от 100 долларов США на таможенном посту «6-й километр» до 250-300 долларов США на посту «Одесский порт». Причем это стоимость взяток!

Вверенная Вам система «четко» работает, и каждый отдел имеет свой «номинал». Особенно возмущает наглость так называемого отдела «яйцеголовых» – АСОТИ! Если где-то в Силиконовой долине они работают за хорошую зарплату и научную идею, то во вверенной Вам службе они уникальны! Они, практически не имея влияния на стоимость или досмотр, умудрились поставить на конвейер сбор взяток, причем идеология такова: «не хочешь проблем – плати»! Это сегодня фактическая идеология всей работы таможенных постов Южной таможни (не имею права говорить о прочих – о них пусть скажут другие). Такой, казалось бы, «маловзяточный» отдел как АСОТИ – и есть индикатор того, что творится в Вашей «конторе»!

3. Существенным, уверен – умышленно «изготовленным» изъяном существующего Таможенного кодекса есть концентрация мест таможенного оформления или просто их сокращение, введение всевозможных «зон» и терминалов. В «исполнении» украинской таможни это стало веским аргументом к организации системной коррупции. Каждая ГТД должна быть проплачена налом и по таксе! Недоверие к собственным кадрам, работающим во многочисленных постах (а может – подозрение в том, что «не делятся») породило системную коррупцию сродни организованным преступным группировкам. Ведь неизвестно только Вам, новому человеку в таможне, куда идут эти сборы с каждой ГТД. А ведь Вам легко посчитать, какая сумма в день остается в карманах Ваших подчиненных при обработке, скажем, 50-100 грузовых деклараций.

Рекомендую Вам в общепринятые периоды отпусков отслеживать количество поездок на дорогостоящие курорты за рубеж Ваших теперешних подчиненных – государственных служащих. И Вы удивитесь, что в январе значительное число пассажиров в Таиланд, Маврикий и т. д. составляют Ваши подчиненные и их многочисленные семьи с фиксированным окладом 2000-3000 гривен в месяц. Это не преступление – поехать на отдых за рубеж, но ведь вопрос не в качестве, а количестве поездок!

4. Прошу Вас обратить внимание на порочность всей системы обработки грузовой таможенной декларации. Дело в том, что сегодня так называемая «работа с документами» во второстепенных отделах таможни, с известной теперь Вам целью, практически не оставляет времени на качественный и эффективный досмотр груза (речь иде о контейнерах и автомобильном транспорте). Парадокс в том, что инспектору, который ставит печать на выпуск и, фактически, тем самым формально отвечает перед законом, ГТД после ничего не значащих штампов многочисленных посредников-отделов попадает только вечером, ночью, когда любой нормальный человек устает и утрачивает бдительность. Возможно, это совпадение, а по моему глубокому убеждению, это – умышленное «ноу-хау» разработчиков ныне действующего Таможенного Кодекса…

5. Это далеко не всё, что можно изложить по существу затронутой темы к государственной пользе. Важны Ваша реакция и реальные изменения на таможне, потому что увеличение таможенных поступлений при существующих проблемах как-то малоубедительны для граждан, которые каждый день видят эту «систему» близко, а главное – платят поборы!

Системная коррупция очень опасна, так как взятки даются обезличено – не конкретному таможеннику, а всему отделу (отделам), который в составе какой-то региональной таможни, а та – в свою очередь – в составе ГТСУ.

Я много раз писал в различные инстанции о порочности введения региональных таможен. Смысл этого нововведения был один – сделать эдакую «прокладку» для снятия возможной ответственности с руководства. Но Ваш предшественник – господин Егоров – всё обосновал улучшением системы управления. А по сути ведь вышло – созданием безответственной системы массовых взяток.

Павел Верещагин (проездом из Одессы)

You may also like...