Враньё «в особо крупных размерах!» или Во что обойдётся Украине внедрение одной глупости

Враньё «в особо крупных размерах!» или Во что обойдётся Украине внедрение одной глупости

Знаете, любой человек будет с удовольствием делать даже нелёгкую работу, которая приносит ему прибыль, и – с особым удовольствием, если работа приносит прибыль еще и его предприятию, и его государству.


Но абсолютно не лежит душа делать большую дополнительную и нервную работу, от которой и человеку – только головная боль и никакой прибыли, а предприятию и государству – одни убытки, причем государству – в особо крупных размерах!

В настоящее время с энергией, достойной лучшего применения, с суматошным «галопом» и непродуманностью, в суперсжатые сроки (это у нас – привычная практика, почти стандарт!) Пенсионным фондом внедряется ежемесячная отчетность по персонификации, добавляющая массу трудозатрат и расходов предприятиям. Я беседовал по этому поводу с множеством бухгалтеров, и пока что не встретил среди них ни одного, кто бы не назвал это «мероприятие» несусветной дорогостоящей глупостью. По самым скромным оценкам, только внедрение в масштабах Украины обойдется предприятиям (в том числе – и бюджетным, то есть государству) во многие десятки миллионов гривен. А затем пойдут ежемесячные трудозатраты и многомиллионные расходы (видимо, у нас в бюджете – много лишних денег, которые просто некуда девать)!

Как выразился на одном из сайтов бухгалтер, вернувшись из Пенсионного фонда, «такое впечатление, что «там, наверху» сидит какой-то садист, который только и думает, чем бы ещё «долбануть» бухгалтеров, изнывающих, по его мнению, от безделья!»

А на сайте Пенсионного фонда размещен официальный документ, часть которого можно приводить как образец откровеннейшего наглого вранья, причём , что называется, на государственном уровне:

 

АНАЛІЗ РЕГУЛЯТОРНОГО ВПЛИВУ                                 

 

 

 

(«Постанови правління Пенсійного фонду України «Про порядок формування та подання страхувальниками  звіту щодо сум нарахованих внесків на загальнообовязкове державне пенсійне страхування органам Пенсійного фонду України»)

 

 

 

6. Очікувані результати прийняття акта

 

Основним очікуваним результатом прийняття Порядку є врегулювання відносин страхувальників та Пенсійного фонду України в процесі подання звітів.

 

 

 

витрати

 

Вигода

 

Держава

 

немає

 

оптимізація прийняття та обробки звітності про застрахованих осіб

 

Населення

 

немає

 

зменшення термінів внесення даних до системи персоніфікова­ного обліку (відомості необхідні для призначення пенсій) та отримання інформації про сплату внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування

 

Суб’єкти господарювання

 

немає

 

надання додаткових зручностей в процесі формування та подання звітів до Пенсійного фонду України та вдосконалення процесу подання звітності до органів Пенсійного фонду України

 

Негативні фактори прийняття акта відсутні.


Этот «анализ» либо делал безмозглый (что маловероятно), либо кто-то с целью ввести в заблуждение соответствующие разрешительные органы, чтобы «пропихнуть» внедрение (польза, дескать, есть, а расходов – никаких, отчего же не внедрить?). И на этом «основании» кто-то «там, наверху» подмахнул разрешение на внедрение!

А давайте-ка разберёмся с реальным положением вещей в сфере «витрат немає».

По приблизительным оценкам (хотя бы) в Украине имеется порядка 600 000 юридических лиц, уплачивающих налоги. Возьмём от них третью часть (чтобы явно занизить оценки) – 200 000, на которых нет штатных программистов или «продвинутых пользователей.
Не будем брать во внимание затраты на приобретение (гривен по 200 с каждого; 40 миллионов гривен на всех) и регулярное обновление электронных ключей, отнесем это к полезным расходам, поскольку пригодятся не только для Пенсионного фонда.

Но, получив компьютерную программу от Пенсионного фонда бесплатно (отсюда, видимо, «витрат немає»), бухгалтер не сможет её самостоятельно установить. И сейчас во все фирмы, занимающиеся сопровождением программ по зарплате, идут непрерывные звонки с просьбами прийти и установить программу, полученную в Пенсионном фонде!

Вы же не настолько наивны, чтобы предположить, что это будет делаться бесплатно? Положим по 100 гривен за установку (самая скромная оценка!), на всех получается 20 миллионов (среди них – и бюджетные, а «держава витрат немає?!»). Далее, работе с программой бухгалтера надо научить; час обучения на месте (а это – обычная практика) стоит не менее 80 гривен. И уверяем вас, что на первый этап обучения и и на формирование даннях за январь 2010 года уйдет не менее 3-х часов; значит, еще по 240, то есть ещё 48 миллионов гривен со всех. После этого наверняка понадобится подавать корректирующие ведомости (в течение 10 дней с момента обнаружения), особенно по бюджетным предприятиям, которые, по указанию опять же какого-то сидящего «там, наверху», долбодеятеля, считают зарплату 21 – 25-го числа, а потом переделывают, имея массу отклонений. Придется вновь вызывать специалиста со стороны. Если вы думаете, что персонификацию за февраль бухгалтер уже сформирует и сдаст сам, то вы – просто романтик. "Фирмачи" будут опять приглашать специалистов со стороны. Положим на это хотя бы по 100 гривен (самый-самый минимум) – еще 10 миллионов "на круг".

Далее, на предприятиях используются программы расчета зарплаты многих-многих фирм. Их придется дорабатывать для обеспечения возможности экспорта данных из них в программу Пенсионного фонда. (Кстати, до сих пор, до 22 декабря, нет структуры баз данных Пенсионного фонда для ежемесячной персонификации, поэтому невозможно проводить эту доработку – это вообще полнейшее безобразие и неорганизованность!) За доработку, уж будьте уверены, фирмы денежку с предприятий возьмут, и уж не менее 200 гривен с каждого – еще 40 миллионов!

Итого: 20 + 48 + 40 = 88 миллионам по Украине, и это только «внешние» расходы по самому-самому минимуму (реально будет раза в два больше), и только за два первых месяца! («Витрат немає!!»)

А теперь посчитаем «внутренние» затраты. На ежемесячное формирование данных и отправку их в Пенсионный фонд (различными способами) бухгалтера в среднем затратят уж никак не менее 4-5 часов (это очень-очень заниження планка; крупные предприятия вообще уже задумываются о введении должности «бухгалтер-персонификатор»). Если час стоит хотя бы 10 гривен, то 50 гривен на предприятие ежемесячно, 10 миллионов гривен по Украине, 120 миллионов в год!

88 + 120 = 208 миллионов гривен! Повторяю, среди этих предприятий – и бюджетные! А «АНАЛИЗ» даёт результат, что и у державы, и у предприятий «витрат немає!!»

Боже, Боже! Когда же в этой стране начнут назначать руководителями «там, наверху» людей, знающих хотя бы «арихметику» и умеющих считать и экономить государственные деньги!? Пока что, видимо, назначают тех, кто хорошо махал нужными флагами на соответствующих майданах,. А результатом этих назначений является головная боль реальных тружеников и масштабное выбрасывание денег на ветер подобными экспериментами!

Ну, принял кто-то года три назад глупое решение о ежемесячной (а почему бы не о еженедельной!?) персонификации (возможно, в понедєльник, «после вчерашнего»). Ну, выделили и истратили на исследования и доработку программ миллион-другой гривен. А теперь, видимо, боясь признать, что сделали глупость, чтобы как-то прикрыть и оправдать её, инициируют несравненно большие, совершенно ненужные расходы!
 


 

Кто, какой Премьер или Гарант внедрение этой глупости предотвратит!?


По существу, если проводить аналогию, это нововведение равнозначно предложению человеку, желающему выпить кружку пива, купить пивной завод (раньше подавали сведения, особенно небольшие предприятия, раз-другой в год по одному-двум работникам для расчета или перерасчета пенсии, а теперь, надо-не надо – тащи по всем и каждый месяц!).

Повторю то, что я уже писал ранее («Украина криминальная», статья «Опыты современной Украины. Как добить бухгалтера»: всякая новация должна внедряться лишь в том случае, если она приносит прибыль стране. Нет прибыли – нет новации!
 
А «там, наверху», видимо, считают, что, «спуская» новые формы и новые графы, они  как бы играют в бирюльки, не предполагающие никаких расходов и трудозатрат.
 
А процесс, по нашему мнению, должен быть таким.
 
1. Если какой-то орган предлагает новую форму или изменяет старую, то он должен представить обоснование её экономической целесообразности,  то есть эта новация должна обеспечить увеличение прибыли в масштабах государства,  а если даже она и увеличивает доходы какого-нибудь фонда или органа на миллион, но требует на предприятиях расходов на 2 миллиона, то такому деятелю надо сказать: «Пошёл ты, пошёл!… И не просто пошёл, а на …!» (Естественно, если в стране есть хозяин или хотя бы хозяйский подход к экономике!)
 
2. Если доказано, что новация приносит прибыль, надо определить, сколько средств пойдёт на доработку программного обеспечения, насколько увеличатся трудозатраты бухгалтеров и на сколько в связи с этими трудозатратами должна вырасти (непременно, если у нас есть профсоюзы или хотя бы намёк на справедливость!) их зарплата. Только, Бога ради, не надо врать, что расходы и трудозатраты не возрастут, и что бухгалтеры в едином порыве проголосуют за то, чтобы делать дополнительную работу бесплатно!
 
3. Определить механизм финансирования (или компенсации) из получающейся от внедрения новации прибыли расходов предприятий на доработку программного обеспечения и на повышение зарплаты бухгалтерам.
 
4. Утвердить перечисленные обоснования в правительстве, предварительно согласовав с профсоюзами.
 
5. Подписать пакет документов: о введение новации, о компенсации расходов предприятий и о повышении зарплат бухгалтерам, и внедрить всё это одновременно.
 
«Панове», когда вы плодите изменённые формы отчётности в масштабе огромной страны, вы не в бирюльки играете, а инициируете серьёзнейшие финансовые и трудовые затраты!
 
Интересно, если бы инициатор новации был не начальник, а хозяин, и все убытки и прибыли влияли бы напрямую на его карман, как бы он поступал и как всё просчитывал? Но он, к великому сожалению, начальник, поэтому думает лишь о себе, любимом, и плодит формы и графы в них с лёгкостью необыкновенной, почти в состоянии эйфории, как «поддавший» Хлестаков! «Ха, не из моего ж кармана, значит – мо-ожно! Не мне же работать, значит – мо-ожно!» И, к ещё большему сожалению, нет в стране хозяина, который бы всё просчитал и сказал бы ему: «Нельзя!» К большому сожалению, в стране очень много начальников, но нет среди них ни одного настоящего хозяина! А подход к управлению и финансированию у хозяина и начальника, как показывает жизнь – о-очень разный. И пока у власти будут деятели с психологией начальников при полнейшей безответственности ввиду полной безнаказанности (а некоторые – так и вообще при «недоторканости»!) – как говорится – «нам удачи не видать»!
 
 

Грустно, «панове»!.. 
 

В.Савелюшкин, программист, ветеран труда

 

You may also like...