Министр внутренних дел превысил свои полномочия. Какие же органы всем нам нужны?

Министр внутренних дел превысил свои полномочия. Какие же органы всем нам нужны? 

Прочел интервью новоиспеченного министра внутренних дел Украины А.В.Могилева, данное изданию «Левый берег», и был шокирован взглядами того, кто назвал себя «не случайным человеком в системе МВД». Мои комментарии откровений «профессионала» – с точки зрения бывшего «сельского участкового», имеющего спортивно-педагогическое образование (в отличие от министра я не заканчивал юридических ВУЗов). 

Важный вопрос, который прозвучал в интервью – вопрос «реформирования МВД» по примеру «грузинского сценария». Министр фактически признал, что в Украине такая «реформа» просто невозможна. И главными причинами, препятствующими этому, назвал отсутствие средств и невозможность заменить триста тысяч личного состава ОВД Украины! На самом деле, правоохранительные органы Украины (в том числе органы прокуратуры) – это сформировавшаяся за десятилетия, коррумпированная СИСТЕМА. Менять которую ни «оранжевая», ни «синяя» власть не собиралась и не собирается. Зачем менять «курочку», которая «несет золотые яйца»?! Никто из нынешнего руководства МВД Украины и областных подразделений не только не готов к такой «реформе», но и не желает ее воплощения «в жизнь».

 Сколько работников милиции из упомянутых «300 тысяч» реально занимается своими «основными задачами», которые прописаны в статье 2 Закона Украины «О милиции»? На самом деле «управленческие штаты» органов внутренних дел Украины «раздуты» "до не могу"! Управления, департаменты, аппарат МВД, сколько их?.. Что стоит их содержание, коммунальные услуги по эксплуатации огромных зданий и кабинетов, автопарк не из дешевых автомобилей, форменная одежда, оргтехника и т.п.? А на чем ездят опера и участковые на местах? За двенадцать лет службы участковым инспектором милиции в сельской местности, где расстояние обслуживаемой территории измерялось в десятках километров, основным моим «транспортом» были попутные автомобили либо мои ноги. За весь этот период я не получил от МВД ни одного литра горючего, не говоря уже о служебном транспорте. 

При этом всем работник милиции «самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездействия дисциплинарную или уголовную ответственность» (я процитировал часть статьи 25 Закона Украины «О милиции»). В связи с чем у меня возникает простой вопрос: зачем нужны все эти клерки в аппарате МВД, многочисленных департаментах и управлениях?

Обыкновенный сержант милиции со «средне-проходным» образованием иногда должен принять решение буквально за несколько секунд, а потом прокуроры и судьи, зачастую имеющие не одно высшее юридическое образование, не могут установить правомерность этого решения в течение месяцев или лет!… У управленцев же из аппаратов системы МВД Украины таких «проблем» практически не бывает; наибольшим их врагом являются «процентные показатели» работы их подчиненных и «бумаги». При этом разница в зарплате может быть кратна пяти и более. А после 10-20 лет «отсидки» в комфортабельных кабинетах они получают пенсионное обеспечение во столько же раз большее, чем сержанты милиции или обычные работяги. 

И если в МВД начинается сокращение, то частенько начинают сокращать тех, кто реально выполняет задачи, поставленные перед милицией действующим законодательством. 

Учитывая засилье бюрократического аппарата в системе МВД Украины, на мой взгляд, реальная численность сотрудников ОВД Украины может составлять максимум 150 тысяч человек. Вы только представьте себе сумму расходов, которые идут на содержание этой милицейско-управленческой "надстройки"! Сколько освободившихся денежных средств можно было бы переадресовать в те подразделения милиции, которые действительно борются с преступностью и нуждаются в этих материальных средствах! 

К сказанному необходимо добавить еще и то, что МВД нужна не только кадровая, но и правовая реформа. «Борьба» милиции с процентными показателями своей работы на сегодняшний день имеет диагноз маниакальности. При этом требования руководящего состава МВД от своих подчиненных «положительных показателей», установленных же самой этой СИСТЕМОЙ, выходит за рамки действующего законодательства. И имеет признаки преступления, предусмотренного статьей 365 Уголовного Кодекса Украины – превышение служебных полномочий. (О бестолковости «милицейских» и «прокурорских» показателей работы можно говорить много, но это уже "совсем другая история").

Инициативой, которой «милицейский» министр убил меня наповал – это способ, которым он собирается поднять имидж милиции. Дословно это прозвучало так: «Первое: необходимо сделать так, чтобы за действия каждого сотрудника милиции отвечал его непосредственный начальник… Если подчиненный совершил преступление – идет в тюрьму, его начальник – улетает с должности. Страх потери должности послужит стимулом в работе».

Таким образом господин А.Могилев создает систему, которая еще больше укрепит «круговую поруку». Какой же начальник после этого станет выявлять среди своих подчиненных обычную мразь или «оборотней в пагонах»? Такая «инициатива» сразу запрограммирована быть наказуемой: любой начальник будет с особым рвением скрывать преступные действия своих подчиненных. Такое мог придумать только "суперпрофессионал"… При этом эта «инициатива» А.Могилева противоречит той же, указанной мной выше, статье 25 Закона Украины «О милиции».

Олег Мартыненко, пенсионер МВД, правозащитник; Херсонская область

You may also like...