Техника досмотра: кто потеряет и кто заработает на отмене обязательного техосмотра легковых авто

Отмена техосмотров, о которой долгие годы мечтали автовладельцы, на практике может стать новой головной болью и потянуть за собой увеличенные расходы. Ведь мириться с отлучением от денежной кормушки не готовы ни гаишники, ни страховщики, ни СТО. Они уже придумывают новые схемы относительно честного отъема денег у граждан.

Техталон долой!

Многолетние мечты владельцев машин, оббивающих пороги ГАИ, чтобы получить заветный талон техосмотра, наконец-то стали реальностью. В начале июля ВР приняла закон №8397, вносящий изменения в ряд законодательных актов Украины и устраняющий чрезмерное государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок. Согласно этому документу, обязательный техосмотр для легковых авто, кроме тех, которые эксплуатируются службами такси, отменяется.

Процедуру и далее будет проходить транспорт, работающий в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Легковые и грузовые (до 3,5 т) коммерческие авто будут проверять раз в два года, такси и грузовики, перевозящие более 3,5 т и прицепы к ним — ежегодно, автобусы и спецмашины для перевозки опасных грузов — дважды в год. Но ограничен список систем авто, исправность которых будут контролировать: сейчас в этом перечне лишь тормоза, рулевое управление, световые приборы, шины, газобалонное оборудование. До недавнего времени гаишники могли отказать в выдаче талона даже по причине коррозии кузова или, скажем, помятого крыла.

Президент уже подписал закон, и с августа он официально вступит в силу.

Лишний талон

Переоценить это событие как для самих автовладельцев, так и для обслуживающей этот рынок инфраструктуры сложно. Ведь в последние годы обязательные техосмотры были весьма денежной кормушкой как для государственных чиновников, так и для частных структур, сумевших втиснуться в схему выдачи техталонов, в частности, СТО и страховых компаний, продающих «автогражданку» (без нее техосмотр не считался пройденным).

Среднестатистический водитель, не желающий простаивать в очередях и проходить техосмотр по прописанной законом процедуре, оставлял в чиновничьих кабинетах не менее $100. По оценкам члена общественного совета при МВД Украины Владимира Чемериса, ежегодный оборот неофициальных платежей при проведении техосмотра в ГАИ составлял порядка 1 млрд грн.

Коррумпированность системы техосмотров заставила государственных мужей задуматься о проблеме уже давно. Первым шагом стала передача несколько лет назад функций по самой диагностике машин от органов МВД прошедшим аккредитацию коммерческим СТО. Затем Госавтоинспекцию лишили возможности взимать и дорожный сбор – сейчас он заложен в стоимость топлива.

Теперь же автовладельцам полностью развязали руки. Народные избранники убрали из окончательного варианта закона даже пункт о том, что ГАИ имеет право проверять техническое состояние автомобилей на дорогах, который фигурировал в проекте. Но насколько оправданной окажется такая свобода и готов ли к ней отечественный парк авто, львиная доля которого состоит из старых машин. И главный вопрос – действительно ли отмена техосмотров позволит автовладельцам сэкономить?

Проверки на дорогах

Структуры, которые проводили техосмотры, уже подсчитывают потери. Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев завил, что ГАИ лишится около 0,5 млрд. грн. в год, добавив, что он рассчитывает, что в государственном бюджете найдутся средства для компенсации этих потерь. Естественно, речь идет лишь об официальных «убытках», которые являются вершиной айсберга.

Гаишники уже разработали стратегию борьбы за потерянные бюджеты. МВД заключило ряд договоров на приобретение микроавтобусов на общую сумму около 14 млн грн. Эти автомобили будут укомплектованы мобильными станциями для диагностики состояния автомобилей. Так, по данным «Автоконсалтинг», уже закуплено 27 таких станций на базе Peugeot Boxer 330 2.2 HDi у одесского ООО «ВиДи Конкорд».

Мобильные «СТО», согласно требованиям гаишников, должны иметь измеритель эффективности тормозной системы, параметров света фар, измеритель дымности отработанных газов двигателя, прибор для определения светопропускаемой способности стекол и пр. То есть, фактически ГАИ готовится к масштабным проверкам на дорогах.

И хотя это и не предусмотрено в новом законе, право гаишников остановить «вызвавшее подозрение» авто прописано в правилах дорожного движения. Доказать же представителю власти, что машина исправна, автовладельцу, не имеющему на руках никаких подтверждающих бумаг, будет, скорее всего, не просто. То есть сэкономленные автовладельцем на техосмотре 400-1000 грн могут попросту осесть в качестве штрафов в карманах гаишников.

Страховой случай

Не исключено, что автолюбителям придется платить больше и страховщикам. По итогам прошлого года общий объем платежей по «автогражданке» составил порядка 1,7 млрд грн, причем 15-20% этой суммы было сосредоточено в руках компаний, работающих в связке с Госавтоинспекцией. Дабы не снизить объемы, страховые компании уже заявили, что собираются повысить стоимость полисов на 10-15%. Они аргументируют это решение тем, что теперь, когда у них нет уверенности в техническом состоянии автомобиля, риски страховщиков вырастут, ведь неисправная машина может спровоцировать ДТП.

Банки же вообще будут продолжать настаивать на техосмотре взятых в кредит авто, так что послабления владельцам такой техники вообще не светят.

Начальник департамента сервисного обслуживания группы компаний «АИС» Виталий Локтев говорит, что сейчас автомобильное сообщество в качестве альтернативного варианта рассматривает внедрение добровольного проведения техосмотра при покупке страховки. «Ведь порядка 30-40% ДТП происходят по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей. Стимулировать автовладельцев проходить техосмотры страховщики могут, к примеру, за счет применения различных коэффициентов при оформлении стоимости страхового полиса.

Например, если автомобиль прошел техосмотр на аттестованном СТО и получил подтверждение нормального состояния, при оформлении страховки применяется понижающий коэффициент. Если же владелец не предоставил этой информации, то применяется повышающий коэффициент. В России это привело к повышению расходов на прохождение техосмотра: если раньше они составляли порядка 800 рублей, сейчас ориентировочно называют 2,5 тыс. рублей. К чему это приведет у нас – пока сложно сказать», — говорит эксперт.

Открытым остается и вопрос – что же будет с СТО, которые пару лет назад, чтобы получить аккредитацию при Госавтоинспекции и доступ к техосмотрам, вложили в переоборудование кругленькую сумму. Виталий Локтев рассказывает, что инвестиции в СТО стартовали от 200 тыс. грн. И за прошедшие с тех пор 1, 5-2 года окупить эти затраты мастера не успели. Но, если в больших городах такие станции техобслуживания еще могут переориентироваться на частную клиентуру, то в регионах неминуемо сокращение количества СТО, ведь многие из них открывались исключительно «под техосмотры». Теперь шансом на выживание для таких фирм является разве что работа в связке со страховщиками, которые будут присылать им своих клиентов.

Автор: Татьяна Гармаш, КОНТРАКТЫ

Читайте также: