Как воспитать гражданский дух: опыт Японии

В Японии, как и во многих развитых странах, сейчас ведутся острые дискуссии о значении гражданства. Об основах современного этического образования в Японии. И последствиях интернационализации для воспитания настоящих граждан в 21-м веке.

 В Японии, как и во многих развитых странах, сейчас ведутся острые дискуссии о значении гражданства. Взгляды на роль гражданина и роль системы образования в воспитании настоящих граждан полярно разделены между мультикультуралистами и традиционалистами. В настоящее время воспитание граждан как «подготовка молодых людей к их роли в обществе и гражданской ответственности» в школьной программе Японии все еще четко не определено, и еще не стало объектом внимания реформаторов образования.

Тем не менее, реформаторы считают воспитание ответственных и продуктивных граждан ключевой целью своей работы. Как следствие этого, в системе образования Японии был разработан ряд программ, которые во многом подобны (хотя имеют и существенные отличия) с подобными программами в других развитых странах.

Эти программы определяются процессом интернационализации японского общества, который глубоко повлиял на систему образования, и будет влиять на нее в дальнейшем.

Нам бы хотелось рассмотреть основу современного этического образования в Японии, и последствия интернационализации для воспитания настоящих граждан в 21-м веке.

Современная реформа образования и воспитание граждан

Японское общество и политики ответили на вызовы в организации богатого и открытого общества несколькими путями. Основное внимание было дано образованию, поскольку в 1980-е годы, в период бума, возникло национальное согласие, что японские студенты должны быть готовы к вызовам интернационализации и международной конкуренции. Однако, направление и нюансы этих изменений стали предметом споров.

В период между окончанием войны и началом 1980-х японское общество из страны, опустошенной войной, стало второй экономикой мира. В эти годы фраза «Америка ни оитсуке, ойкос» (догнать и перегнать Америку) отражала стремление японских лидеров сделать страну важной мировой державой.

Это привело к третьей великой реформе образования в Японии 20-го века. Реформа началась с создания премьером Накасонэ «Совета по образованию» в 1982 году. Премьер Накасонэ объявил о намерении сделать Японию «кокусай кокка» (дословно – международным государством, то есть державой, открытой миру), и термин «кокусаика» (интернационализация) стал популярным во всем обществе.

В продвижении реформы участвовало три группы давления. Первая состояла из людей, находившихся под влиянием Джона Дьюи и западных реформаторов. Она считала, что централизованное образование, сосредоточенное на овладении большой суммой знаний подавляет творческий потенциал молодежи. Кроме того, особую позицию занимали деловые круги, которые считали, что образование должно отражать быстро развивающиеся экономические связи Японии и всего мира. Наконец, были традиционалисты, стремящиеся укрепить патриотизм и традиционные ценности, сильно ослабевшие в послевоенное время.

Эти противоречия между прогрессистами, традиционалистами и прагматиками привели к постоянной борьбе, которая ведется в области гражданского воспитания в Японии и по сей день.

Совет по образованию в своем первом докладе 1985 года определил восемь приоритетов реформы образования.

  1. Развитие индивидуальности;
  2. Укрепление фундаментальных ценностей;
  3. Развитие творческого мышления, способностей к самовыражению;
  4. Расширение возможностей для выбора;
  5. Гуманизация системы образования;
  6. Обеспечение возможности обучения на протяжении всей жизни;
  7. Подготовка учащихся к интернационализации;
  8. Развитие навыков, необходимых в информационную эпоху.

Этот доклад, однако, стал плодом компромисса между реформистами, традиционалистами и прагматиками.

Позже все же было признано на официальном уровне, что необходимо изучать и ценить и другие культуры. В докладе 1996 года Центрального Комитета по Образованию была подчеркнута важность «понимания и сосуществования с разными ценностями, без дискриминации». В 2002 году было введено в школьную программу «соготеки на гакушу» (период интегрированного обучения), в котором изучаются международные проблемы и ценности. Это стало ответом на потребность, чтобы дети имели представление о современных международных проблемах, с упором на практику, живой опыт и изучение других культур и языков.

Этическое и социальное образование в японских школах

Гражданское воспитание в Японии ведется в трех направлениях – моральное воспитание, социальные исследования и специальное образование. Хотя официально они и не введены в школьные программы, однако официально признано, что воспитание активных граждан – важная задача.

  1. Возможно, ближе всего к этому направлена программа воспитания морали в школах. Она имеет шесть основных целей.
  2. Воспитание уважения к человеческому достоинству и почитание жизни.
  3. Уважение и развитие традиционной культуры.
  4. Уважение к демократическим ценностям и государству.
  5. Воспитание миролюбия и уважения к другим народам.
  6. Развитие способностей к самостоятельному принятию решений.
  7. Развитие морального чувства.

Японские учащиеся в возрасте от 16 лет имеют по этому предмету один урок в неделю. Учителя имеют учебные пособия и рекомендованную литературу, сочетая их с практическими занятиями и примерами из жизни самих учеников. Придается особое значение тому, чтобы учащиеся развивали навыки принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Моральное образование в японских школах разделено на четыре сферы – сознательность, отношения с другими людьми, отношения с группами, с обществом и, наконец, с природой и миром.

Ключевые ценности морального образования.

Самосознание – умеренность, старательность, смелость, искренность, свобода, порядок, саморазвитие, любовь к истине.

Отношения с другими людьми – вежливость, дружелюбие, благодарность, уважение, скромность.

Отношения с группой или обществом – долг перед обществом, справедливость, общественная активность, ответственность, уважение к семье, учителям, любовь к родине, уважение к другим культурам.

Отношения с природой и миром – уважение к природе, ощущение красоты и благородство.

Социальные исследования. Оно было введено в японских школах как часть школьной программы после войны, и поначалу было предметом экспериментальным. В конце 1950-х преподавание стало более академичным по стилю. В настоящее время в вузах преподают географию, историю и основы гражданственности как часть предмета, известного как «шакай», социальные исследования.

Эти дисциплины обязательны на младших курсах и выборочны – на старших. Основы гражданственности в программах включают изучение современного общества, политики и экономики, а также этики. Масштаб и уровень преподавания этих предметов часто критикуется.

Целью изучения считается понимание современного общества, чтобы студенты могли правильно принимать решения.

Споры, которые идут по школьной программе, ведутся и по программам вузов. Если в школе дается мало времени на социальные исследования, а предпочтение отдается практике, то ее критикуют за то, что детей не учат думать о проблемах общества. В вузах наоборот, доминирует академический подход, а практики мало – и вузовскую программу критикуют именно за это.

Специальное образование. Вообще в японском образовании особое внимание обращается на повседневную практику. От детей требуют участия во всевозможных мероприятиях круглый год. Это спортивные мероприятия и фестивали, торжественные церемонии, дни открытых дверей, экскурсии и работа в местной общине.

Все эти мероприятия требуют недель или даже месяцев подготовки со стороны учащихся, которые все это планируют и осуществляют. Особо подчеркивают значение работы в команде, обмен идеями, поддержание школьных традиций и передачу опыта от старших к младшим.

Каждый день от студентов требуют коллективно убирать класс и территорию школы, включая туалеты, душевые и спортзалы. Особым примером повседневной воспитательной деятельности является забота за живыми существами. В каждой школе есть несколько живых уголков, иногда в классах. Детей учат, как надо ухаживать за животными и рыбами, причем даже во время школьных каникул.

Третьей характерной чертой школьной жизни Японии является роль клубов. Почти все ученики состоят в спортивных, музыкальных, культурных или академических клубах и эти клубы в основном организованы и управляются самими учащимися, хотя и с помощью учителей. Клубы часто собираются ежедневно, иногда дважды на день.

Из этого следует вывод – особое внимание, которое в японских школах обращается на повседневную деятельность, делает ее важнейшим элементом в воспитании характера. Это дает молодежи практический опыт в решении тех вопросов морали, с которыми они сталкиваются в жизни, и решать которые их учат на уроках морального образования.

Результаты морального и социального образования в Японии; цели образования

Образование направлено на то, чтобы учащиеся усвоили кодекс поведения, и усвоили уроки японской культуры. Никакой религиозной подоплеки в этом не используется, скорее, детей учат предвидеть результаты своих действий. Они редко обсуждают другие системы ценностей или моральные дилеммы. Вместо этого учителя дают им четкое понимание, как себя вести правильно, и что есть неправильное поведение.

Этот тип образования преследует три основные цели.

Первая из них – воспитание уважения к жизни. Исторически чувство уважения к природе пришло в японскую культуру через синтоистскую религию, восхищение красотой гор, рек и красотой природы. Отсюда вытекает и забота о природе и живых существах.

Вторая цель – научить пониманию важности связи между индивидом и группой. Некоторые школы для этой цели специально выращивают рис, чтобы дети научились коллективной работе. Несомненно, что в Японии очень много внимания придается коллективной работе, развитию у учеников коллективизма и развитию социальной ответственности.

И третья цель образования, это уважение к общественному порядку и иерархии, что вытекает еще из конфуцианских ценностей, с их уважением к старшим и к властям. С самых юных лет детей учат уважать тех, кто пусть немного, но опытнее их, и следовать их указаниям. И наоборот, их учат брать на себя ответственность за благополучие и подготовку тех, кто младше.

Система «семпай-кохай» (старший-младший) особенно заметна в школьных клубах, являясь важной особенностью всего японского общества, в том числе и деловых кругов.

Давление интернационализации

Споры вокруг воспитания настоящих граждан в Японии ведутся в условиях быстро меняющегося общества. Заканчивая обучение, молодежь попадет в совсем другой мир, чем тот, в котором жили их отцы и деды. Быстрое развитие экономики сделало Японию относительно богатой страной, но утратившей направление развития, не знающей, какое будущее оно хочет построить.

Взрывной экономический рост между 1945 и 1989 навсегда изменил представление японской нации о себе самой. В эпоху Эдо страна была закрытой от других стран и культурных влияний. В эпоху Мейдзи, а особенно после Второй Мировой войны делались попытки устранить былую изоляцию, но при этом и вернуть прежнюю имперскую власть.

После войны японские компании наладили тесные международные отношения, научились инвестировать в другие страны, а десятки тысяч японцев оказались живущими за рубежом длительное время, стараясь приспособиться к другим культурам.

В начале 21-го века, с подъемом Китая, ставшего экономическим гигантом, японские бизнесмены все чаще стали смотреть на другие страны Азии как источник дешевой рабочей силы, ища новые рынки и места для инвестиций.

Кроме этого, в Японии начались социальные изменения, ранее характерные для западных стран. Более позднее вступление в брак, более высокий процент разводов и изменившаяся роль женщины в обществе снизили рождаемость.

Япония сегодня стала страной с одним из самых низких показателей рождаемости в мире – в 2006 году население страны, впервые после войны, уменьшилось. От нынешних 127 миллионов к 2050 году оно может снизиться до 100 миллионов и даже меньше. Последствий сокращения и постарения населения несколько. Сейчас ведутся дебаты, не пригласить ли в страну несколько миллионов мигрантов для работы на фабриках и в больницах.

Сейчас в Японии проживает всего два миллиона иностранцев, то есть 1,6% от всего населения. Например, в Британии их уже 8,3% населения, а в США уже 12,1%. В основном иностранцы в Японии – это выходцы из Кореи, остальные – экономические мигранты из других стран Азии, по большей части из Китая.

Масштаб проблемы в стране вполне осознается, но национального согласия пока нет, и японское общество остается одним из самых больших монокультурных обществ в мире.

Гражданское образование

Споры вокруг воспитания гражданского духа в Японии имели два важных следствия. С одной стороны, прогрессивные реформаторы считали, что образование должно отражать ценности мультикультурного общества, а консерваторы использовали неопределенность, вызванную глобализацией, чтобы настаивать на укреплении традиционных ценностей.

В результате усилий прогрессистов за последние 10 лет были созданы такие программы как Образование за международное понимание (кокусай рикай кийоку), Этническое образование (минзоку кийоку), Образование для приезжих (ньюкаама но кийоку), и Глобальное образование (гуробару кийоку). Кроме того, были изменены старые программы, чтобы они лучше отвечали требованиям мультикультурного общества.

Почти во всех японских школах особое внимание уделяется воспитанию в детях умения работать в коллективе и заботиться друг о друге, чтобы создать то, Мэрфи-Шигемацу назвал «эмпатичное общество» (или «общество сочувствия»). Однако традиционная модель общества ставит жесткие ограничения на свободу самовыражения. Требование не выделяться также является препятствием для принятия представителей других культур.

Кроме того, есть и консерваторы, желающие защищать традиционные ценности. Примером этого является противоречивый закон, принятый в 1999 году, требующий, чтобы над всеми школами страны возвышался национальный флаг «Хиномару», и чтобы на выпускной церемонии в школах исполняли национальный гимн «Кимагайо». Многие учителя сочли это символами военных времен. Однако в последние годы немало учителей, противившихся этому нововведению, было наказано и даже уволено.

Правительство премьера Абе сделало явные шаги навстречу консерваторам. Был создан Совет по перестройке образования, обладающий большой властью. Этот Совет стал проводить консервативную политику, были введены корпоративные наказания и сделан акцент на воспитании патриотизма в школах. Работа этого органа принесла свои плоды, когда в конце 2007 был принят Основополагающий Закон об Образовании – впервые после 1947 года. Законом устанавливалось, что дети должны воспитываться в духе уважения к национальным традициям и культуре.

Впоследствии консерваторы проиграли выборы, но интересно, что министр образования по-прежнему занимает консервативные позиции, а это означает, что споры о будущем образования и воспитании гражданского духа будут продолжаться.

Заключение

Моральное и социальное образование в Японии имеет свою историю, что отличает ее от западных стран. Это важная дисциплина в программах обучения. Сильная сторона воспитания гражданского духа в Японии – в практике, которая учит молодежь быть ответственными членами общества. Его относительно слабая сторона – молодежи не прививают навыков выражения своего мнения.

Процесс глобализации подтолкнул Японию к расширению понятия гражданства, чтобы оно включало всех, кто живет в обществе. Правда, это вызвало и опасения консерваторов, и возбудило их стремление вернуть все на круги своя. В данный момент остается неясным, в каком направлении пойдет развитие гражданского образования. Что несомненно – моральное и социальное образование, как и все японское общество, увидит в 21-м веке еще немало перемен.

Автор: Д.Макэллоу Перевод А.Маклакова., Диалог

Источник: www.citized.info 

You may also like...