Супермаркеты: воровской «рог изобилия»

Бритвы и духи, сыр пармезан и вино, компакт-диски и нижнее белье, а также ветчина, кофе, батарейки, грибы и шафран… Все эти соблазнительные вещи маленьких размеров и высокой стоимости – самые желанные цели для представителей клана магазинных воров. А иными словами, клиентов-воров, которые часто ничем не отличаются от других покупателей. Кто и что ворует

Большой магазин – настоящий рай для воров. Ни системы видеонаблюдения, ни фейс-контроль, ни магнитные полосы не могут остановить поток товара, уходящего мимо кассы. Кассиры и охранники, упаковщики и экспедиторы, фасовщики и простые покупатели – все прикладывают руку к «движению» товара налево.

Справка «УК». Неоспоримым фаворитом среди «унесенного» оказались презервативы. В среднем 57,7% этих товаров в магазине остаются неоплаченными. При этом лишь 33% похищенных презервативов пропадают в торговом зале, остальное воровство, видимо, происходит на складе. На втором месте – женское белье. Исследования показали, что по этой группе товара воруют до 27% изделий. Причем, процент хищений весьма стабилен и не зависит от конкретных марок. Далее следуют бритвенные лезвия (20%), шоколад (17,1%), тампоны и прокладки (17%), батарейки и аккумуляторы (16,2%), а также спиртные напитки (7,3%).

Иногда воры выглядят респектабельно, они осматривают полки с безразличным видом и рассчитывают, что их действия останутся незамеченными и им удастся принести домой то, что они не могут себе позволить, вернуться из супермаркета с карманами, полными того, чего они не должны были брать.

В последнем докладе английского специализированного института «Центр исследования розничной продажи» («Centre for retail research») приводятся данные об этой тайной войне между менеджементом и ворами, которая каждый день ведется в больших магазинах, в дисконтах, во всех пунктах продаж. На коммерческом жаргоне это называется «инвентарная разница». Речь идет о потерях, связанных в большинстве случаев с кражами: в 2005 году в ЕС с прилавков исчезло товаров на 32 миллиарда евро!

В этой классификации бесчестных людей страной с самым низким числом подобных краж значится Швейцария. Италия находится где-то посередине. От бессовестных клиентов больше всех страдает Великобритания, а в последнее время – и страны Восточной Европы. В том числе Украина, где почти ежемесячно открываются новые супермаркеты со свободным доступом покупателей к товарам.

Ответственность за жульничество распределяется следующим образом: 49% – клиенты, 30% – обслуживающий персонал, 7% – поставщики. Например, в Италии каждый год на месте преступления задерживается свыше ста тысяч человек.

Интересно, что воровство существует в самых различных местах продаж, как в бедных, так и в богатых кварталах. Невозможно составить портрет того, кто совершает кражи. Например, еще на слуху скандалы в отношении российской гимнастки Ольги Корбут и американской актрисы Вайноны Райдер. Первая была арестована в США в супермаркете «Пабликс». При гимнастке были обнаружены неоплаченные товары: кусок сыра, бутылка шоколадного сиропа, фунт инжира, пакетик чая «Эрл грей» и сезонная приправа на общую сумму 19 долларов 35 центов. Согласно же записям, осуществленным камерами видеонаблюдения, номинированная на премию «Оскар» Вайнона Райдер пыталась совершить кражи в нью-йоркском магазине «Barneys» и в «Neiman Marcus» в Беверли-Хиллз. Стоимость украденных вещей составляла 5 тысяч 600 долларов США.

Задержанная недавно в одном из магазинов немецкая воровка украла товара сразу на десять тысяч евро!

Движение «евробомжей»

Существует три типа воров: 1) те, у кого есть нужда, 2) молодые люди, которые идут на провокацию, чтобы почувствовать себя взрослыми, и, 3) наконец, профессионалы, которые перепродают товары в других сетях. Многие хищения совершаются при пособничестве персонала.

Какими методами чаще всего пользуются воришки? Некоторые используют сумки или контейнеры, выложенные фольгой, полагая, что смогут пронести товар. Но если речь идет о профессионалах, то они используют пинцеты, имеющиеся только у поставщиков, чтобы снять специальные сигнальные наклейки или бипперы.

Кстати, именно «проффи» наносят максимальный ущерб владельцам супермаркетов. Это настоящие жулики. В Европе даже образовалось так называемое «движение евробомжей». Это в некотором смысле экстремальный и откровенно криминальный вид спорта, как, скажем, футбольное хулиганство. Суть его сводится к тому, что молодые люди колесят по Европе с минимумом денег в кармане. Правил в этой игре масса, но одно из основных состоит в том, что настоящий «евробомж» не имеет права ничего покупать в супермаркетах – он должен исключительно воровать. Технический уровень слежения на Западе на порядок выше украинского. Следовательно, вернувшись из своего путешествия, отечественный «евробомж» становится носителем солидного багажа знаний и опыта магазинного воровства.

Кроме того, профессиональные воры посвящены в тонкости не только европейской, но и украинской системы охраны магазинов. Увы, во многих наших супермаркетах в целях экономии используются лишь муляжи камер слежения, которые вешают для запугивания потенциальных похитителей. К тому же, по нашему закону, видеозапись не может быть представлена в качестве доказательства преступления.

Чужой среди своих

Рассказывают, что в одном из крупных магазинов регулярно выходила из строя система видеонаблюдения. Не надолго. Минуты на две-три. Оказалось, что за это время охрана успевала заменить дорогой алкоголь, на подделки…

Сотрудники как небольших, так и крупнейших сетевых магазинов воруют у своих хозяев и деньги, и товары. Хищения происходят и на бумаге, и на компьютере, и на складе, и в самом торговом зале. Рабочий склада прячет небольшого размера товар в пустую тару или в отходы, а, доставляя по заказу администратора в торговый зал крупногабаритное изделие, заодно вывозит что помельче. Охранник вульгарно крадет в ночную смену.

Однако совершать хищения в одиночку – достаточно рискованное занятие. Чаще всего в супермаркетах, где воровство цветет особенно пышным цветом, действуют целые преступные группы, находящиеся в сговоре: кассиры с охранниками, продавцы с администраторами, грузчики с продавцами – комбинации могут быть любые.

За украденное расплачиваются… законопослушные покупатели

Как бы это парадоксально не звучало – но это правда. Законопослушные граждане, сами того не зная, вынуждены оплачивать потери супермаркетов. До 5% в цене товаров, которые мы покупаем, заложены на магазинные кражи.

Как отмечает эксперт Аналитического центра Юрий Левада, «точной статистики краж в супермаркетах нет и быть не может». Причин тому несколько. Во-первых, лишь в одном случае из десяти удается схватить вора за руку. Во-вторых, как ни странно, сами магазины не спешат делиться такими цифрами. Однако, по словам специалиста, исследования социологов говорят о том, что в среднем воровство в каждом магазине составляет примерно 2-3% от его оборота. «Причем не менее половины общего объема хищений приходится на персонал», – подчеркнул эксперт. За все это расплачиваются честные граждане.

Советы от «УК»: как выявить магазинного вора

Выявить вора помогут наблюдательность и минимум знания человеческой психологии.

1. Уделяйте внимание покупателям. Приветствуйте каждого покупателя. Это хорошо для бизнеса и плохо для воров, которые стараются избежать внимания и контакта с персоналом. Когда потенциальный вор знает, что за ним ведется постоянное наблюдение, он отказывается от совершения кражи.

2. Наблюдайте за руками. Осторожно наблюдайте за движениями ладоней и рук Ваших покупателей. Помните, что воруют именно руками! Будьте подозрительны к любому резкому или необычному движению рук. У многих профессиональных воров руки быстрее глаз. Обращайте внимание на внезапно (необъяснимо) исчезнувший товар около находящегося рядом с полкой покупателя. Такое исчезновение обычно означает работу вора.

3. Наблюдайте за глазами. Многие потенциальные воры могут быть выявлены по ненормальному движению глаз и шеи (головы). Будьте подозрительны к бегающим, прищуренным, избегающим взгляда глазам, двигающимся во всех направлениях в попытке убедиться, что их действий никто не видит. Также наблюдайте за необычными или подозрительными движениями головы, не как у обычного покупателя, если вместо взглядов на полки с товаром, покупатель сморит по сторонам всего магазина.

4. Наблюдайте за эмоциональной реакцией. Многие воры могут проявить себя определенной эмоциональной защитной реакцией. Вот некоторые реакции, на которые следует обращать внимание:

-покупатель нервно смотрит по сторонам без особой причины;

-покупатель прячет взгляд или изображает удивление, когда его приветствует персонал;

-покупатель, который смотрит по сторонам или оглядывается назад, отходя от полки с товаром, как бы убеждаясь, что за ним не наблюдают.

5. Другие подозрительные действия:

– покупатель, который отвлекает персонал во время упаковки товара;

– блуждающий покупатель, не предпринимающий попытки что-либо купить;

– группа молодежи, собравшаяся вокруг дисплея с товаром;

– покупатели с открытыми сумками или пакетами из других магазинов, которые они ставят на полки с товаром.

Станислав Величкович, специально для «УК»

You may also like...