Усыновление в Украине: тайну отменят, контроль усилят?

Чиновники хотят отмены тайны усыновления, чтобы иметь возможность контролировать, как с приемным ребенком обращаются в семье. Но всегда, когда чиновники демонстрируют заботу о ближнем, это настораживает…

 В последнее время в редакцию «Судебно-юридической газеты» приходит немало писем об урегулировании вопросов усыновления детей в Украине. В основном соотечественников интересуют вопросы контроля соблюдения прав усыновленных детей, поскольку нередко соответствующие органы не в силах уследить за всеми случаями правонарушений в этой сфере, и виновные оказываются безнаказанными. Также наблюдается значительный процент случаев нарушения «доброжелателями» тайны усыновления, что в большинстве своем имеет негативные последствия.

3000 жалоб о нарушениях прав детей

По состоянию на 1 июля 2012 г. в Украине насчитывается почти 96 тыс. детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки. Из них под опекой и попечительством воспитываются более 63 тыс. детей, в приемных семьях, детских домах семейного типа – 10821. В первом полугодии текущего года было усыновлено 1352 детей, из которых гражданами Украины – 984; иностранцами – 368. По общим подсчетам, в Украине около 35 тыс. детей воспитываются в семьях усыновителей.

По информации уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Юрия Павленко, за последний год было рассмотрено около 3 тыс. обращений и жалоб о нарушениях прав детей от самих детей или от их законных представителей. Наиболее распространены вопросы защиты жилищных и имущественных прав детей, жалобы на работу местных органов власти и местного самоуправления, вопросы защиты прав детей-сирот и детей из многодетных семей, несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, проблема невыплаты обязующимися сторонами алиментов, представление интересов детей в судах и пр.

В соответствии с законодательством Украины и Конвенцией ООН о правах ребенка, государство обязано гарантировать каждому ребенку-сироте и ребенку, лишенному родительской опеки, право на воспитание в семье (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, детские дома семейного типа) и должно осуществлять постоянный и качественный контроль за воспитанием, условиями проживания и соблюдением прав детей в этих семьях. Основная цель такого контроля – убедиться, что ребенок проживает в безопасных условиях и имеет возможность развиваться.

Как происходит контроль?

Согласно ст. 235 Семейного кодекса Украины (далее – СКУ), надзор за соблюдением прав детей, усыновленных и проживающих в Украине, осуществляют органы опеки и попечительства. Надзор за соблюдением прав усыновленного ребенка осуществляется до достижения им совершеннолетия.

Согласно Постановлению КМУ «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей» №905 от 8.10.2008, служба по делам детей по месту жительства усыновителей ежегодно в течение первых трех лет после усыновления ребенка проверяет условия его обитания и воспитания. В дальнейшем такая проверка осуществляется раз в три года до достижения ребенком 18 лет.

Проверка проводится с сохранением тайны усыновления. По результатам проверки составляется отчет, в котором отмечаются сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, об отношениях в семье. Форма отчета об условиях обитания и воспитания усыновленного ребенка и требования к его составлению устанавливаются Минсоцполитики.

В случае выявления фактов нарушения прав ребенка служба по делам детей в течение месяца принимает меры по их устранению. Если в течение этого времени не удается устранить причины нарушения прав ребенка, исполнительные органы по ходатайству службы по делам детей обращаются в суд с иском об отмене усыновления, о признании его недействительным или лишении усыновителей родительских прав.

Как правило, посещение семьи проводится одним должностным лицом по просьбе родителей, а также когда становится известно о нарушении прав ребенка. Проверку условий проживания и воспитания усыновленного ребенка проводит комиссия из нескольких должностных лиц. Проверки проводятся в форме беседы с родителями и детьми, и в их ходе определяются не только условия проживания и воспитания ребенка, но и наличие эмоционального контакта между ребенком и родителями, психологические проблемы в отношениях родственников, понимание родителями проблем ребенка, возникновение негативных ситуаций, которые могут повредить жизни и здоровью ребенка.

Контроль должен осуществляться по согласию детей и родителей. При этом контролеры не имеют права запугивать ни детей, ни взрослых, совершать репрессивные действия по отношению к ним. Как подчеркивают в ведомстве, проведенный анализ показал, что должностные лица, к сожалению, не всегда выполняют требования законодательства по контролю за воспитанием детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Контроль за условиями воспитания детей в семьях опекунов и попечителей требует существенного усовершенствования. Мониторинг уполномоченного по правам ребенка показывает, что лишь 10% таких семей находятся под социальным сопровождением, хотя оно и обязательно.

Что касается контроля за условиями воспитания детей в приемных семьях, детских домах семейного типа, то здесь ситуация полностью урегулирована законодательством Украины. Процедура четкая и прозрачная, ее осуществляют работники службы по делам детей в сотрудничестве с милиционером, участковым врачом, учителем или воспитателем, социальным работником. Социальным сопровождением охвачено 100% приемных семей и детских домов семейного типа.

Разглашение уголовно наказуемо

Согласно ст. 226 СКУ, граждане имеют право на тайну пребывания на учете желающих усыновить ребенка, поиска ребенка для усыновления, тайну подачи заявления об усыновлении и его рассмотрения, тайну решения суда об усыновлении. Усыновленные дети имеют право на тайну, в т. ч. и от них самих, факта их усыновления.

По достижении 14 лет они имеют право на получение информации о своем усыновлении. Усыновитель вправе скрывать факт усыновления от ребенка, который им усыновлен, и требовать неразглашения этой информации лицами, которым стало известно о ней как до, так и после достижения ребенком совершеннолетия. Усыновитель также может скрывать от ребенка факт усыновления, если раскрытие тайны усыновления может нанести ущерб интересам ребенка.

Учитывая неустойчивость детской психики, при усыновлении ребенка, не достигшего 7 лет, служебные лица при выявлении его согласия на усыновление обязаны придерживаться тайны усыновления от самого ребенка. Более того, лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей доступна информация об усыновлении, а также другие лица, которым стал известен факт усыновления, обязаны не разглашать эту тайну даже тогда, когда усыновление для самого ребенка не является тайным.

Согласно действующему законодательству, нарушив эти нормы, виновные будут нести уголовную ответственность. Согласно ст. 168 УК, разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя наказывается штрафом до 50 НМДГ, или общественными работами на срок до 240 часов, или исправительными работами на срок до двух лет. То же деяние, совершенное должностным лицом или работником медицинского учреждения, которым сведения об усыновлении стали известны по службе или работе, или если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается штрафом до 200 НМДГ, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

С тайной – нет контроля

Впрочем, Юрий Павленко не согласен с такой постановкой вопроса и инициирует внесение изменений в СКУ и УК об отмене тайны усыновления и внедрении опосредствованного контроля условий проживания усыновленных детей. По мнению г-на Павленко, наличие тайны усыновления не дает возможности внедрить эффективный механизм контроля воспитания и проживания усыновленных детей. Тайна усыновления лишает должностных лиц возможности получить объективную информацию о том, как живет и развивается ребенок, даже тогда, когда ребенок знает, что он усыновлен.

Прежде всего, дело в том, что работники службы по делам детей, которые проверяют условия проживания усыновленного ребенка, не имеют права общаться с соседями семьи или другими членами семьи (бабушками, дедушками, братьями, сестрами), т. е. не имеют возможности услышать мнение очевидцев, узнать сторонний взгляд. При таких условиях система контроля сводится к проверке условий проживания ребенка и усыновителей.

По словам детского омбудсмена, тайна усыновления является нарушением права ребенка, определенного Конвенцией ООН о правах ребенка, – ребенок от рождения имеет право знать своих родителей. Как отмечает эксперт, чтобы свести к минимуму риск нарушения в семье прав усыновленного ребенка, необходимо сделать две вещи: не допустить попадания ребенка в семью, в которой родители не готовы к воспитанию детей, и обеспечить эффективный контроль за условиями проживания усыновленного ребенка. Для этого необходимо отменить тайну усыновления и ввести опосредованный контроль за условиями жизни и развитием ребенка со стороны всех должностных лиц, которые его окружают.

По словам Юрия Павленко, анализ реализации государственной политики в сфере детства свидетельствует о необходимости радикального улучшения деятельности центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения прав ребенка.

Комментарий

Уполномоченный президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко:

– Существует миф, что тайна усыновления – это механизм защиты ребенка и его родителей от лишнего внимания со стороны посторонних лиц, от психологической травмы для ребенка, возможность семьи жить обычной жизнью, ничем не отличаясь от окружающих. На самом же деле ребенок рано или поздно узнает правду, и чем позже он узнает о своем усыновлении, тем непредсказуемее могут быть последствия этой информации: обида на усыновителей, разрыв отношений, бегство из дома и т. п. Тайна усыновления однозначно является превалированием интересов взрослых над интересами ребенка.

Кроме того, тайна усыновления лишает должностных лиц возможности получить объективную информацию о том, как живет и развивается ребенок, даже если он знает, что усыновлен. Для защиты детей, для соблюдения Конвенции ООН о защите прав детей, для обеспечения интересов ребенка тайна усыновления должна быть отменена, и мы со своей стороны инициируем соответствующий законопроект о внесении изменений в Семейный и Уголовный кодексы об отмене тайны усыновления.

Автор: Татьяна Пашковская, «Судебно-юридическая газета» № 32 (150)

You may also like...