Сдай старые права! Как обменять последний советский артефакт

Водительские права советского образца, утвержденные органом исполнительной власти СССР аж в 1972 году, можно смело назвать последним советским артефактом. Однако с 1 января 2014 года прекращается их действие в соответствии с требованиями Закона «О едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность или ее специальный статус».

 Автор: Анатолий Шимко, независимый финансовый советник,  Первая Крымская

Какие документы нужны

Необходимость введения прав нового образца наши законодатели объясняют тем, что следует привести украинское законодательство в соответствие с европейским. Нормы закона о демографическом реестре унифицированы под требования ЕС и упростят визовый режим для украинцев, выезжающих в Евросоюз, поскольку права-книжечки с «серпастым и молоткастым» там не котируются.

Закон вступил в силу 6 декабря прошлого года, и, кроме определения даты прекращения действия, его ст. 26 директивно предусматривает, что водители должны иметь удостоверение в виде пластиковой карточки, к тому же с чипом внутри. Оформление, выдача, а также обмен водительских прав выполняет уполномоченный орган в срок до 5 дней с момента подачи документов.

Для обмена водители должны будут предоставить в МРЭО паспорт, идентификационный код, две цветные фотографии 3,5х4,5см, экзаменационную карточку водителя, медицинскую спра-вку и ее копию, а также квитанции об оплате бланка и услуг ГАИ. Если есть загранпаспорт, то лучше предоставить и его, чтобы имя и фамилия в новом водительском удостоверении были идентичны с данными в загранпаспорте, тогда не будет неприятных сюрпризов за границей.

Кроме этого, изначально планировалось, что водителю придется предъявить экзаменационную карточку или сдать экзамены повторно. Однако, поскольку советские права имеют, как правило, люди старшего поколения и многие из них либо потеряли экзаменационные карточки, либо не знают, где они, ГАИ поступило цивилизованно и приняло решение, что владельцам старых прав не придется пересдавать экзамены.

Это стало возможно благодаря внедрению единой базы данных НАИС (Национальной автоматизированной информационной системы), которая позволяет работникам каждого украинского МРЭО получить в электронном виде всю необходимую информацию о любом отечественном водителе независимо от места его проживания и первой выдачи прав в пределах Украины.

Сложнее с подтверждением обстоят дела у выходцев из других республик бывшего СССР, сведения о которых находятся за пределами Украины. Поэтому если нет карточки, можно взять свидетельство об окончании водительских курсов, это поможет в определении реального стажа и подтвердит, что когда-то экзамены сдавались. При выдаче новых прав водитель, утерявший карточку, получит также новую экзаменационную карту.

Обмену подлежат не только удостоверения советского образца. Так, удостоверения водителя на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В и В1, выданные на 20 лет, а других категорий на 10 лет, но оформленные и выданные после вступления в силу постановления Кабинета министров Украины №185 от 13 марта этого года также подлежат обмену, но в установленном для таких документов порядке.

Не подлежат обязательному обмену удостоверения, выданные с 1993 года по 29 марта 2011 года с бессрочным сроком действия. Но с такими правами водители не смогут посещать страны — участницы конвенции о дорожном движении 1968 года, которая предусматривает, что водительские удостоверения должны иметь конечную дату действия.

В связи с этим правительство Украины приняло постановление «О внесении изменений в положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами», которое определило, что новые удостоверения водителя международного образца будут выдаваться на самый большой срок по сравнению со всеми странами конвенции — на 50 лет. Такие водители могут по желанию также обменять внутренние удостоверения на права международного образца.

С чипом или без

Для обмена водительских удостоверений крымчане могут обращаться в любое регистрационно-экзаменационное подразделение управления ГАИ АРК. В Симферополе таким уполномоченным органом является отдел РЭР ГАИ по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов. Расположен он по адресу: ул. Киевская, 158, г. Симферополь.

Старые советские водительские удостоверения нельзя оставить на память или для семейного архива — они идут в спецхран, где будут храниться еще три года, а после их уничтожат.

Водительское удостоверение выдадут в виде пластиковой карточки, на которой будут указаны серия, номер, срок действия документа, категория, название учреждения, выдавшего права, а также информация о водителе, его оцифрованные фото и подпись. С конца мая начали выдавать права и с чипом внутри, но исключительно по желанию водителя.

В чип заносилась информация, которая есть на самом удостоверении водителя, а также дополнительная, связанная с защитой, домашним адресом гражданина, его налоговым номером, биометрическими данными. Однако не прошло и двух месяцев, как в Украине постановлением правительства приостановили выдачу водительских прав с чипом на неопределенный срок. Как объясняет департамент ГАИ, по многочисленным обращениям граждан, жаловавшихся на дороговизну новых удостоверений, которые дороже на полсотни гривен.

ГАИ не исключает, что выдача прав с чипами возобновится, но не знает, когда, что связано с их стоимостью, которая не должна сильно отличаться от стоимости простых прав. Таким образом, водителю будет все равно, какие права получать — с чипом или без.

Сотрудники ГАИ считают, что права с чипом являют собой прогрессивный подход, они удобны для инспектора, который сможет считывать информацию картридером и увидеть все данные о водителе. А также даст возможность не брать в руки удостоверения тех водителей, которые строго придерживаются норм, согласно которым шофер обязан предъявить права, а не передавать их в руки инспектора.

Не против получить права с чипом и дальнобойщики, которые ездят в Европу, поскольку европейские полицейские предъявляют претензии к отсутствию чипов. И может сложиться ситуация, что сегодня дальнобойщик заменит старые права, а через год опять будет их менять, но уже на права с чипом.

130 тысяч

В Украине уже получили удостоверения нового образца 130 тыс. водителей. Всего же предстоит обменять, по разным данным, от 1 до 3 млн. советских прав. В симферопольском РЭР уже поменяли права около 2 тыс. водителей, в то время как в Симферополе, Симферопольском и Бахчисарайском районах сделать это должны еще около 120 тыс. человек.

Такая низкая производительность объясняется тем, что в МРЭО не хватает бланков новых удостоверений. Несложно посчитать, что такими темпами до конца года смогут обменять старые права на новые в симферопольском РЭР порядка 4 тыс. водителей. Получается, с 1 января 2014 года более 100 тыс. человек не смогут управлять своими транспортными средствами.

ГАИ видит два выхода из этой ситуации: первый — доставить необходимое количество бланков новых удостоверений, второе — продлить срок обмена советских прав хотя бы на год. Количество поступающих бланков напрямую зависит от их производителя, которого недавно заменили. Теперь печатает бланки полиграфкомбинат «Украина», имеющий большой опыт работы в этом направлении. В ближайшие дни будет утвержден макет удостоверения и соответствующий образец утвердит правительство.

Новые бланки обещают сделать дешевле. По разным оценкам, удешевление составит в среднем 10 — 20 грн. На это уйдет месяц-полтора, но, скорее всего, такая мера не спасет местные МРЭО от ажиотажа в последние месяцы года. Что же касается ситуации в настоящий момент, сейчас осуществляется выдача водительских удостоверений без чипов стоимостью пока еще 198 грн.

Если говорить о цене вопроса для водителей, то такая инициатива государства обходится гражданину в более чем 700 грн. Эта цифра складывается из стоимости бланка, услуг ГАИ, стоимости прохождения шоферской комиссии и других накладных расходов. Нужно заметить, что для жителей сельской местности цифра увеличится до 1 тыс. грн. за счет непредвиденных транспортных расходов. Учитывая, что те, кто получал советские права в 70 — 80-е годы прошлого столетия, сегодня пенсионеры, а многие и нетрудоспособные, такие расходы для них значительны, что не делает чести социальной политике государства. 

Читайте также: