Что такое оккупированные территории

Режим территории оккупации периода вооруженного конфликта регулируется Женевской Конвенцией 1949 г. Иное дело — оккупация в мирное время. Итак, что же такое оккупация?

 На оккупированных территориях осуществление суверенитета соответствующего государства приостановлено, фактически осуществляют свои полномочия органы власти государства, осуществившего захват этих территорий. Оккупация считается применимой к «ничейной» территории. Территории, ранее принадлежавшие другому государству, не приобретают неопределенного статуса, но становятся предметом межгосударственных отношений на предмет восстановления прежнего политико-правового статуса в полном объеме или придания им нового.

В качестве механизма, гарантирующего выполнение Германией условий Версальского мирного договора 1919 г., была предусмотрена пятнадцатилетняя оккупация войсками Антанты германской территории к западу от Рейна. Оккупация территории, прилегающей к Кельну, должна была быть прекращена постепенно в течение 5 лет, Кобленца — через 10 лет, Майнца и Келя — через 15 лет. По договору оккупация могла быть продолжена и даже возобновлена, а при выполнении Германией своих обязательств раньше — и прекращена досрочно.

С июня 1967 г. Израиль оккупирует Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, сектор Газа и сирийские Голанские высоты, — территорию общей площадью 6,7 тыс. кв. км.

Выборы на оккупированных территориях в органы власти соответствующего государства не проводятся. Так, Положение о выборах в Учредительное собрание России в 1917 г. резервировало соответствующее количество депутатских мандатов на период оккупации части российской территории.

Действующая Конституция Ирана закрепила норму, что «во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов, утвержденного Советом по охране Конституции, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе» (ст. 68).

Примером оккупированной территории может быть Намибия — государство на юго-западе Африки (площадь — 824 тыс. кв. км).

В 1884 г. территория Намибии (Юго-Западная Африка) была объявлена германским протекторатом, а в 1915 г. оккупирована Южно-Африканским Союзом (ЮАС). С появлением механизмов Лиги Наций ЮАС получает в 1920 г. соответствующий мандат, но после второй мировой войны отказывается признать право ЮЗА на самоопределение и распространяет на всю ее территорию режим апартеида.

В 1967 г. в качестве директивного органа Генеральной Ассамблеи ООН, уполномоченного защищать права и интересы оккупированной Намибии и ее народа до достижения этой территорией независимости, учреждается Совет ООН по Намибии.

В мае 1987 г. Совет, включавший в свой состав представителей 31 государства, в том числе СССР, принял на основе консенсуса Луандскую декларацию, в которой подтвердил неотъемлемое право народа Намибии на самоопределение и независимость в единой Намибии с сохранением ее полной территориальной целостности, включая Уолфиш-Бей, о. Пенгуин и другие прибрежные острова, являющиеся частью территории Намибии. Лишь 21 марта 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.

Западный Берлин. Особым случаем оккупированной территории на протяжении 1945–1990 гг. являлся Западный Берлин.

Режим территории Западного Берлина (площадь 480 кв. км) определялся военными и послевоенными соглашениями и решениями держав антигитлеровской коалиции — Великобритании, СССР, США и Франции. Исходной точкой особого режима района Берлина стали разделение столицы Германии в 1945 г. на четыре сектора оккупации, последующий отказ западных держав прекратить осуществление своей юрисдикции на оккупированной ими территории и объединение секторов оккупации США, Великобритании и Франции в единую территорию Западного Берлина.

Специальное Соглашение Великобритании, СССР, США и Франции от 3 сентября 1971 г. подтвердило, что территория Западного Берлина не включается ни в территорию ФРГ, ни в территорию ГДР и не управляется органами государственной власти этих немецких государств. Согласно Конституции Западного Берлина 1950 года, высшим органом власти Западного Берлина являлась палата депутатов, избираемая на 4 года. Исполнительная власть принадлежала сенату (правительству), который возглавлял правящий бургомистр.

Как особое политическое образование, расположенный в центре Германской Демократической Республики Западный Берлин находился в режиме совместной оккупации трех западных держав — Великобритании, США и Франции.

Для западногерманских политиков существование «особого режима» территории Западного Берлина обоснованно символизировало нерешенность «германского вопроса» и было предлогом для попыток распространить суверенитет ФРГ и на Западный Берлин. Включение территории Западного Берлина в состав территории Объединенной Германии произошло по договору 1990 г.

Международное право предполагает режим оккупации и для вновь открытых территорий, или территорий с неопределившимся статусом.

Итак, что же такое оккупация?

Обратимся сначала к словарям.

Оккупация (лат. occupatio) — временное насильственное занятие вооруженными силами государства территории другого государства без приобретения суверенных прав на нее.
Словарь иностранных слов, 1989

Оккупация – 1. Временное отторжение, захват чужой территории военной силой. 2. Период такого захвата и пребывания гражданского населения на захваченной территории (разг.)
Словарь русского языка. Ожегов С. П. 1990

Оккупация (от лат. occupatio — захват) в военном деле, в международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника. Порождает определённые последствия для участников вооруженного конфликта. Режим оккупации закреплен в Гаагских (1899 и 1907) и Женевских (1949) конвенциях о законах и обычаях войны. Женевская конвенция 1949 «О защите гражданского населения» предусматривает, в частности, право населения оккупированной территории сохранять верность своему государству, запрещает коллективные наказания и угон населения и т.д.

Международное право считает оккупацию видом временного пребывания войск одного государства на территории другого в условиях состояния войны между ними. При оккупации власть оккупированного государства практически прекращается, административное управление территорией осуществляется военным командованием оккупационных войск с соблюдением норм международного права. Оккупирующая держава должна принимать меры по упорядочению общественной и хозяйственной жизни на занятой территории в интересах гражданского населения. Т.е. военная оккупация – это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установлении военной администрации на захваченной территории (Бирюков П.Н.).

Поскольку оккупация – временное явление, включение оккупированной территории в состав оккупирующего государства запрещается. Важный элемент режима оккупации – обеспечение безопасности оккупационных войск, их имущества и коммуникаций. Военные власти издают на оккупированной территории односторонние акты в отношении населения и местных органов власти и обеспечивают их соблюдение определёнными мерами принуждения.

Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. Согласно законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться. Контрибуции могут взиматься лишь на основании письменного разрешения начальствующего командира, и по каждой контрибуции должна выдаваться расписка. Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участия в военных действиях против своего отечества.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 года является запрет угона и депортации гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещение части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Однако, допускается полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Помимо вышеизложенного в отношении гражданских лиц запрещается:

  • совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;
  • применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;
  • применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.д.;
  • применять коллективные наказания.

Иностранцам, оказавшимся на оккупированной территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткие сроки. И, что необходимо отметить, уголовное законодательство должно в принципе оставаться каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют угрозу безопасности оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Нарушение оккупационными властями и лицами из состава оккупационных войск норм международного права, касающихся оккупации, влечёт политическую, материальную или моральную ответственность оккупирующего государства или уголовную ответственность виновных физических лиц. Ответственность государств и физических лиц может возникнуть не только за нарушение законов и обычаев войны, но и за преступления против мира в том случае, если оккупация явилась следствием агрессивной войны.

Определение агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН».

К актам вооруженной агрессии относятся: … вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила… Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (п. 3 ст. 5).

Однако международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях, государства не редко еще прибегают к ней для разрешения возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации.

Соответствующая группа норм международного права иногда условно именуется «право вооруженных конфликтов». Она включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.

В практике 1-ой мировой войны 1914—18 и особенно 2-ой мировой войны 1939—45 известны многочисленные факты грубого нарушения фашистской Германией и её союзниками норм международного права, прежде всего, в отношении гражданского населения. Германия заявила о том, что она не связана международными правилами и обычаями войны. Она включила многие оккупированные ею страны в состав Германии, а на территории этих стран, особенно на временно оккупированной территории СССР, ввела жестокий режим подавления и уничтожения гражданского населения, совершив тягчайшие преступления против человечества и человечности.

От военной оккупации следует отличать режим послевоенной оккупации, который устанавливается, как правило, специальными международными соглашениями заинтересованных государств, конкретно для данной страны или территории в целях выполнения условий мирного договора.

Политическая ответственность государства, совершившего агрессию может применяться государствами индивидуально или коллективно в порядке самообороны (ст. 51 Устава ООН), а также международными организациями в случаях нарушения (или угрозы нарушения) мира и безопасности.

В соответствии с Уставом ООН в случае существования любой угрозы миру и безопасности, любого нарушения мира или акта агрессии по решению Совета Безопасности ООН государствами – членами ООН могут быть предприняты меры, не связанные с использованием вооруженных сил: полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений либо действия с применением воздушных, морских или сухопутных сил, включая военные демонстрации, блокаду и др.

Применение международных санкций имело место по решению Совета Безопасности в отношении Южно-Африканской Республики; в период после второй мировой войны международные санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, применялись в отношении Германии и Японии; вооруженные санкции предпринимались в отношении Ирака, совершившего акт агрессии против Кувейта и т.д.

По материалам statusquo.ru, pravo.vuzlib.org

You may also like...