Парковка по закону: о чем забыл законодатель?

Не так давно на подпись Президенту Украины направлен законопроект №2499 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки транспортных средств и установления ответственности за нарушение правил парковки транспортных средств». В пояснительной записке к документу его авторы ссылаются на скудность законодательных норм, регулирующих общественные отношения в сфере, указанной в названии законопроекта.

 Речь идет о правилах парковки транспортных средств, утвержденных постановлением КМУ№1342 2009 г. (далее – Правила), и корреспондирующейся с ними ст. 52-1 Закона Украины№3353-XII «О дорожном движении», в которой (как, впрочем, и в Правилах) отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность для нерадивых автовладельцев и держателей парковок. Более того, эти два документа вступают в противоречие в части контроля за соблюдением правил парковки. Так, согласно названной статье Закона №3353-XII, такой контроль должен осуществляться Госавтоинспекцией МВД, а согласно Правилам, Госавтоинспекция должна обеспечивать только безопасность дорожного движения и не обращать внимания на парковочные площадки.

Что же касается самих площадок, то согласно изменениям, внесенным в Правила постановлением КМУ №89 2012 г., они должны быть оборудованы парковочными автоматами из расчета не менее одного автомата на 20 парковочных мест. Однако практика показывает, что оборудование площадок такими автоматами является экономически невыгодным. Дело в том, что в своем постановлении от 2010 г. Окружной административный суд Киева запретил субъектам хозяйствования (операторам) препятствовать выезду с парковок водителей, не оплативших парковку, лишив, таким образом, операторов возможности влиять на недобросовестных пользователей.

Основные инновации

С подписанием законопроекта №2499 указанные пробелы законодательства восполняются следующим образом:

1. Глава 11 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) «Административные нарушения в сфере жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» дополняется ст. 152-1, предусматривающей ответственность за нарушение Правил в виде штрафа. В частности, неоплата водителем ТС парковочных услуг обойдется ему в сумму от 8 до 12 необлагаемых минимумов доходов граждан (136–240 грн). А вот парковка на местах, предназначенных для бесплатной парковки, лицами, которые не имеют соответствующих льгот, повлечет за собой наложение штрафа от 15 до 18 необлагаемых минимумов (255–306 грн). На 340–510 грн (20–30 необлагаемых минимумов) придется раскошелиться и лицам, содержащим парковки, но не оборудовавшим их терминалами, или же должностным лицам, давшим разрешение на размещение парковки с нарушением закона. Повторные подобные нарушения должностными лицами могут повлечь за собой админответственность в виде штрафа от 60 до 100 НМДГ.

2. Вносятся изменения в КоАП, согласно которым органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в случае нарушения требований к размещению, оборудованию и функционированию площадок для парковки ТС, признаются административные комиссии при исполнительных комитетах, а также сами комитеты сельских, поселковых и городских советов.

3. Вносятся изменения в Законы «О местном самоуправлении в Украине» и «О дорожном движении», в соответствии с которыми разграничиваются полномочия Госавтоинспекции и органов местного самоуправления. При этом последние уполномочиваются принимать решения об организации площадок для парковки ТС и контролировать соблюдение требований Правил.

4. Ст. 25 Закона №3353-XII дополняется четким определением минимального процентного соотношения количества парковочных мест к количеству населения на определенной административной территории. При этом учтено, что на сегодня в Киеве число зарегистрированных транспортных средств составляет около 28% от общего количества населения, а в целом по Украине – около 10%, но эта цифра достаточно быстро растет. Также закрепляется дифференциация минимального количества мест для парковки в зависимости от вида административной единицы.

Прогнозы и критика

Как ожидают разработчики законопроекта, внесенные изменения будут способствовать реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию правовых условий для обеспечения законности. Кроме этого, прогнозируется создание условий для повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования, усовершенствования организации парковки ТС, установления баланса между интересами субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги, и других субъектов, действующих в этой сфере.

Правда, следует указать, что в Главном научно-экспертном управлении ВР оптимизм авторов документа не разделили. В своем заключении эксперты, среди прочего, обращают внимание парламентариев на то, что отношения «субъект хозяйствования (парковщик) – владелец ТС (пользователь)» являются гражданско-правовыми, и искусственно наделять их признаками общественной опасности, которая якобы требует принятия мер административного воздействия, недопустимо. Даная сентенция при принятии Закона учтена не была.

Не были учтены и замечания самих нардепов по поводу количественных показателей. Так, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Опанащенкоуказал на достаточно высокую стоимость паркомата (в районе 20 тыс. грн), что сделает проблематичным обеспечение надлежащим количеством таких устройств небольших городов со скромным бюджетом. Выйти из ситуации он предложил путем закрепления нормы об оборудовании платных парковок по усмотрению местных властей. Впрочем, эта инициатива не была одобрена. Как и аналогичное предложение члена Комитета ВР по иностранным делам Владимира Арьева относительно предоставления местным властям права самостоятельно выбирать вид технических устройств, с помощью которых может осуществляться оплата парковки. Хотя г-н Арьев в своем предложении сослался на опыт США, где парковка может быть оплачена и путем отправки в колл-центр SMS с необходимыми данными. Кстати, если уж говорить о международных стандартах, то в большинстве крупных городов мира ночные парковки являются бесплатными, но об этом нюансе авторы нового Закона предпочли умолчать.

Будут ли учтены указанные предложения в процессе применения Закона, пока остается неизвестным.


Комментарии  

Виталий Журавский, секретарь Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности

– Ни для кого не является тайной, что водители транспортных средств не хотят платить за парковку, а владельцы парковочных площадок (физические и юридические лица) не желают устанавливать парковочные автоматы. Как правило, они работают в тени и прячутся от налогов. Принятие закона позволит, во-первых, привлечь к ответственности водителей, которые отказываются платить за парковку, а во-вторых, контролировать владельцев таких площадок, которые должны оборудовать их паркоматами и не прятаться от уплаты средств в бюджет.

Адам Мартынюк, член Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны

– В Законе говорится о том, что необорудование площадок для платной парковки транспортных средств парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц субъектов хозяйствования, которые удерживают площадки, от 30 до 40 необлагаемых налогом минимумов. Т. е. мы сводим суть закона к тому, чтобы площадки были оборудованы необходимыми автоматами, чтобы все шло в казну, а не в карман того, кто удерживает эту площадку.

Владимир Арьев, член Комитета ВР по иностранным делам

– Есть паркоматы, в которых плата вносится наличными, есть мобильные парковки, услуги которых оплачиваются через мобильные телефоны. Есть много возможностей. Если мы этого не учтем, мы сузим радиус только к одному виду парковочной техники, и откажемся от всех других. В данном случае мы должны предоставить возможность каждому городу, каждой коммунальной общине определять на основе открытого конкурса, какой технике отдать предпочтение, а не навязывать свое мнение.

Михаил Опанащенко, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики

– Один паркомат стоит около 20 тыс. грн. Их на маленький городок (скажем в 30–40 тыс. граждан) нужно их установить 7 или 8. Это 140–160 тыс. грн, которые нужно потратить на эти паркоматы. Сейчас по закону нельзя брать деньги за парковку, например, на рынках. Если их там берут, это противоречит законодательству, парковщики делятся с правоохранителями, и все это происходит неофициально.

Давайте предоставим возможность местным советам в небольших городах самостоятельно принимать решение, как им оборудовать эти парковочные места. Это также будет законное решение, которое нужно будет выполнять. Сама община будет распоряжаться этими деньгами. Давайте не загонять их в кабалу. В крупных городах, бюджет которых позволяет выполнять этот Закон, эту инициативу действительно нужно поддержать. Но маленькие городки, 20–30–40 тыс. населения мы загоняем в такое трудное положение, что они паркоматы не установят. А если и установят, то потратят на это 150 тыс. грн, которые никак не смогут вернуть.


Международный опыт
  • Обочины почти всех улиц Лондона в черте города расчерчены желтыми и красными линиями, которые обозначают зоны платной парковки. Там же установлены специальные автоматы, которые принимают оплату и предоставляют информацию о разрешенном времени пользования парковкой, ее стоимости и максимальной продолжительности.
  • В Пекине парковка машин у тротуаров разрешена практически на всех улицах, но в большинстве мест является платной. Ее стоимость колеблется в зависимости от района. Штраф за неправильную стоянку в Пекине в среднем составляет 200 юаней.
  • В США стоимость и правила парковки разнятся в зависимости от штата. Оплатить парковку можно несколькими способами: через специальные автоматы, которые принимают как кредитные карты, так и наличные, или же отправив SMS с необходимыми данными в cool-centre.
  • В Мадриде много подземных парковок. Они есть рядом с большинством торговых центров, вокзалов и офисных зданий. Впрочем, можно оставить машину и на наземной стоянке. Талоны для ее оплаты продаются в специальных автоматах и табачных киосках.
  • В Париже, как и в большинстве европейских столиц, парковать машину бесплатно можно в ночные часы и в воскресенье. Все остальное время за стоянку придется платить. Оплата осуществляется через автоматы, которые принимают только специальные парковочные карты Paris Carte. Припарковавшись, нужно сразу же оплатить услугу в терминале, а талон прикрепить на лобовом стекле.

Штрафы:
Для водителей (под эту категорию не подпадают водители с инвалидностью):
  • за отказ платить за пользование платной стоянкой – 136–240 грн
  • за парковку в местах для инвалидов – 255–360 грн.
Для владельцев парковок:
  • за отсутствие автоматов и терминалов для оплаты – 340–510 грн
  • за работу и размещение парковок не по закону – 340–510 грн.

В апреле с. г. начальник департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко сообщил, что реформирует работу штрафплощадок. Он убежден, что плата за пользование такими площадками должна составлять не более 20 грн в сутки, а эвакуаторы вообще нужно убрать

В правилах парковки транспортных средств, утвержденных постановлением КМУ №1342 2009 г., а также в корреспондирующейся с ними ст. 52-1 Закона №3353-XII «О дорожном движении» отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность для нерадивых автовладельцев и держателей парковок. К тому же, эти документы вступают в противоречие в части контроля за соблюдением правил парковки

Автор: Катерина Беляева, «Судебно-юридическая газета» 

 

Читайте также: