Киевские бутики: распродажа воздуха

Понятие «сезонные скидки» в киевских бутиках и «квадратах» зачастую теряет свой истинный смысл, превращается в свою полную противоположность. В отличие от Запада, наши распродажи похожи на игру без правил, в которой простому покупателю выиграть удается крайне редко. Ведь они зачастую проходят по закону джунглей. Продавцы, словно хищники, придерживаются девиза «мы с тобой одной крови» и охотно перенимают друг у друга удачную тактику облапошивания клиентов.О чем молчат партизаны

Как только зима сменяется весной или лето осенью, так на витринах отечественных шопов начинают появляться заманчивые надписи типа: «Внимание! Распродажа! Скидки до 70%!». Но это не значит, что экономные модницы могут начинать свою охоту за вещами из последних коллекций по сниженным ценам. Обольщаться не стоит. Многие магазины используют популярные слова «скидка» и «распродажа» всего лишь для заманивания денежного клиента.

Те, кто любит отовариваться в модных дорогих бутиках и товарам «для широких масс» всегда предпочитает «элитные» лейблы, должны помнить следующее. Как правило, уже первые 25-30 процентов покупателей, приобретающих товары из новой модной коллекции, с лихвой покрывают все основные и дополнительные расходы продавцов. Имеется в виду закупка товара, расходы на транспорт, растаможку, арендную плату и т.д. и т.п. Следующие 35-40 процентов клиентов – это уже чистая прибыль в карманы владельцев бутиков. Распродажи обычно начинаются, когда на складе остается менее четверти первоначального ассортимента.

Европейские общества потребителей советуют во время скидок в первую очередь смотреть на ценники. Уж очень любят с их помощью обманывать покупателей. Кстати, и не только у нас. Несколько лет назад в Бельгии в сезон скидок проверили 170 магазинов – от крупных торговых центров до дорогущих бутиков. Больших нарушений закона не обнаружили (Европа, как-никак), однако в 32 магазинах владельцы просто поменяли старые ценники на новые, утверждая, что стоимость изделий снижена, а в 132 (!) – указали только начальные и конечные цены, опустив промежуточные.

Однако по сравнению со штучками отечественных торговцев-«подпольщиков» подобные уловки – просто детский лепет.

Минус 70%… качества

На витрине магазина красуется огромная надпись: «Скидка 50-70%». Однако на ценниках в торговом зале будет указано, что изделия подешевели максимум на 30 процентов. Здесь простой психологический расчет. Тысячи людей бегут в магазин за новенькой шмоткой. На месте они услышат от менеджера, что товар уже раскуплен. Таким образом, покупателя сознательно заманивают в торговый зал с приличной суммой денег в кармане в расчете, что он все равно что-нибудь купит.

Кстати, походив по магазину и повнимательнее приглядевшись к биркам, можно выявить интересную закономерность. Если вещь продается с 50-процентной скидкой, то цену зачастую снижают по всем правилам. Однако если написано, что скидка составляет 15%, 20% или 30%, то глазам своим лучше не верить. Часто торговцы вполне резонно полагают, что среднестатистический покупатель правильно сумеет разделить исходную сумму на два. Это легко. А вот решать в уме пропорцию ему уже не захочется – ведь для этого нужно сделать дополнительное умственное усилие. Поэтому торговцы ничтоже сумняшеся приписывают к ценнику лишние двадцать-тридцать гривен.

Подобный «развод» некоторые киевские магазины практикуют постоянно. Особенно грешат этим все магазины сети «Арго», «Манго», «Бенеттон», «Колинз», «Морган» и т.д., короче бутики, расположившиеся вдоль по Крещатику от Майдана Независимости. Там «распродаются» товары почти одновременно. Несмотря на то, что на витринах висит надпись с хитрой формулировкой «до -70%», реально цены снижены не так сильно. Под 50-70% скидку попадают вещи вообще не «носибельные», растянутые, грязные, с торчащими нитками. Одним словом, клиентам предлагается купить по дешевке самое убогое.

Мышиный размер

Бывает и такое: заходите вы, например, в модный магазин одежды, на витрине которого гордо красуется надпись «Скидка 50%». Перед вами вешалка с симпатичными курточками приятного цвета. Вы давно мечтали о такой, но как-то не решались с бухты-барахты выложить несколько пару тысяч кровно заработанных гривен. Теперь вещь подешевела почти на половину. Редкая удача! Осталось найти свой размерчик, и вперед – к кассе. И вот тут-то по отечественной традиции торговцы и выливают на нас первый ушат холодной воды. Оказывается, половину первоначальной цены стоит размер XS, который с трудом налезет даже на 12-летнего ребенка. А вот цена на ваш ходовой размер осталась практически без изменений!

Полный «адидас»!

Другой излюбленный прием нечистоплотных торговцев – скрывать от потенциальных покупателей часть правды. Допустим, на витрине опять висит объявление о том, что вещь подешевела вдвое. Смотрите: стоила тысяча гривен, стало пятьсот. Круто! Большинство разгоряченных граждан спешит расхватать товар, которого, как тут же под руку вам сообщает обходительный продавец, осталось единицы.

В эмоциональном порыве клиент – особенно женского пола – как правило, не обращает внимание, что на ценнике, помимо старой и новой цены, могут быть наклеены еще какие-то бумажки. А зря. Стоит поковырять их пальцем – и можно обнаружите массу интересного. Например, легко можете «отковырять», что свитер, который вам пытаются впарить как «суперудачную и супермодную покупку» на самом деле – обычный лежалый товар. Цену на него снижали уже раз пять!

Еще многие торговые компании могут сознательно завышать цену накануне «распродаж», а затем сообщают о скидке на этот товар. Одну нашу киевскую читательницу, когда она отковыряла бумажку на ценнике, едва не хватил удар. В прошлом году женщина купила в магазине «Пума» кроссовки. Стоила обувь примерно 500 гривен. Но так как магазин объявил о скидке в 30-50%, то данная сумма была зачеркнута и написана новая – 290 гривен. Придя довольная домой, покупательница ради интереса начала сдирать ценник, и под ним обнаружила настоящую цену кроссовок – 220 гривен!

Другая покупательница поведала иную историю: «Обувной магазин «Egle»… Моя мама месяц назад обратила внимание на симпатичные туфельки за 335 гривен. Недавно пошла в «Аладдин». Возвращается домой и рассказывает, что видела точно такие же туфли. На ценнике была указана перечеркнутая «50-% скидкой» цена – 670 гривен. То есть туфли стоили те же… 335 гривен».

По словам еще одной киевлянки, в бутике «Жасмин» (что в «Глобусе» на Майдане) и вовсе «распродают» «модные» вещи, которые почти за бесценок можно найти на киевских вещевых рынках!

Психология «халявы»

Почему же разумные люди, большинство из которых считает «скидки» «лажей», все равно как под гипнозом бегут в бутики во время сезона «распродаж»?

Психологи, исследовавшие поведение людей во время акций типа «налетай – подешевело», обнаружили, что многие воспринимают скидку как «божий дар», внезапно свалившееся на голову счастье. Таких любителей халявы большинство.

С другой стороны, в магазинах создают специфическую атмосферу, стимулирующую «покупательский зуд». Массированная реклама, всевозможные акции, музыка, «интимное» освещение, специальная выкладка и иллюзия доступности товара. Все это вызывает инстинкт потребления, который в народе называется элементарной жадностью.

Немалая часть посетителей впадает в торговом зале в состояние натурального транса и начинает лихорадочно сметать с полок все подряд – нужное и ненужное. Им уже не до внимательного разглядывания «хитрых» ценников и выявления других уловок продавцов. Ведь инстинкт им говорит совсем другое: побыстрее «хапнуть» как можно больше и успеть унести с собой, пока не отобрали. Он усиливается в часы пик, когда в торговом зале одновременно отоваривается масса народа.

Кроме того, срабатывает эффект подражания и эмоционального заражения. Люди в замкнутом пространстве не просто соседствуют друг с другом. Они заражают окружающих своим психологическим состоянием и сами заражаются от них. Чем больше толпа, тем сильнее ее участники «подхлестывают» друг друга эмоциональными импульсами, накаляя всеобщий покупательский психоз.

И уже только дома, разбирая покупки и выйдя из транса, люди спрашивают себя и не находят ответа на простой вопрос: зачем они купили ту или иную вещь и почему потраченная сумма превосходит запланированные расходы раза в два-три?

Поэтому не спешите на распродажи. Подумайте, может, через дорогу в другом магазине вы увидите «вашу» вещь по более низкой цене.

Максим Галич, специально для «УК»

You may also like...