Телефонные аферисты стали активнее в интернете, где находят новые способы обмана

Активность телефонных мошенников в последние годы заметно снизилась – cвоих жертв они предпочитаю искать в интернете, где поле для их «деятельности» значительно шире. Тем не менее, и в мобильной сфере они находят новые способы обмана. Сотрудники МВД и сотовые операторы рассказали  о новых ухищрениях аферистов.

 Ежедневно жертвами телефонных мошенников становятся сотни людей. В поисках легкой наживы аферисты проявляют по-настоящему креативное мышление, а иногда и потрясающие актерские навыки. Как правило, это хорошие психологи, которые умеют «ударить» по больному месту доверчивых граждан.

Впрочем, сейчас ё мошенники предпочитают использовать свои навыки в интернете, а не в сотовой сети. «В последние годы мобильные мошенничества значительно уступили свои позиции под натиском мошенничеств, совершаемых с использованием сети интернет, — рассказали «Профилю» в полиции. — Так, если проанализировать обращения, поступающие в управление «К» МВД России, можно увидеть, что за 8 месяцев 2015 года количество жалоб, касающихся SMS-мошенничеств, составило всего лишь 1,7% от общего числа. Для сравнения, количество жалоб на интернет-мошенничества — 75%. Но это не значит, что такой проблемы не существует».

Буквально на днях с мобильными мошенниками столкнулась наша коллега. Ни осведомленность о способах обмана, ни опыт, ни природный скептицизм не помогли ей «не попасться на удочку». «Днем, когда я была за рулем, мне позвонил мужчина, который буквально плакал и просил помощи, — рассказала она. — Он говорил, что выполнил какую-то операцию и ошибочно указал мой номер телефона, умолял перенаправить ему SMS, которое должно мне прийти. Я ответила, что мне ничего не приходило, и повесила трубку. Но позднее мне действительно пришло сообщение. И я, не раздумывая, переслала его, попросив разобраться, почему мне приходят его SMS-ки. И только потом я сообразила, что это код от услуги «Легкий платеж», которым я обычно пользуюсь при оплате парковки». История коллеги завершилась благополучно, благодаря тому, что она вовремя спохватилась и связалась с сотовым оператором.

Появление новых видов телефонных мошенничеств на сегодняшний день происходит крайне редко, так как более выгодной областью деятельности для злоумышленников стал интернет. Так, из-за низкой доходности стали реже встречаться сообщения о якобы ошибочно пополненном балансе. Жертвами телефонных мошенничеств обычно становятся пожилые люди, которые интернетом не пользуются. Сумма ущерба в таких случаях, по данным полиции, колеблется от 200 до 500 тысяч рублей.

«Профиль» попросил МВД и операторов «большой тройки» рассказать об актуальных на сегодняшний день видах телефонного мошенничества.

Подставной покупатель

За последние два года аферисты стали активно искать своих жертв на сайтах, размещающих объявления о продажах. «Злоумышленники перезванивают жертве под видом покупателей, обещают перечислить оплату или предоплату за товар на банковскую карту, — рассказали в управлении «К» МВД России. — После чего, пользуясь финансовой неграмотностью жертвы, вытягивают из нее сведения о ее банковской карте, необходимые для подключения к электронной системе «банк-клиент», либо для перевода денежных средств на счета подставных лиц. Нередки также рассылки SMS-сообщений, содержащих ссылки на вредоносные программы».

«Злоумышленники более активно используют информацию, которую пользователи сами оставляют в сети интернет, — подтвердил директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов ОАО «Мегафон» Сергей Хренов. — Например, мошенники сканируют сервис бесплатных объявлений Avito и выбирают оттуда имена и номера телефонов людей, желающих что-то продать. А потом рассылают им SMS-сообщения типа «Ув. Елена, по обьяв-ю, обмен возможен? фото: (ссылка)».

Обращение по имени повышает уровень доверия получателя к сообщению. Если пользователь пройдет по такой ссылке с Андроид-телефона или планшета, то вместо фото он загрузит на телефон вирус, способный опустошить не только лицевой счет мобильного телефона, но и привязанные к телефону банковские карточные счета». По его словам, для распространения таких вирусов используются не только SMS, но и популярные мессенджеры типа Viber или WhatsApp. «Сообщение в мессенджере может поступить как от незнакомца, так и от известных контактов, чьи аккаунты могут оказаться скомпрометированными и использоваться мошенниками для рассылки спама», — добавил эксперт.

Проблемный звонок

Самой распространенной схемой мошенничества остаются SMS-ки якобы от родственников с просьбой срочно перевести деньги. Злоумышленники могут представиться сыном, мужем, папой или мамой — кем угодно. «Современные сервисы массовой рассылки SMS позволяют указывать любое имя в качестве отправителя», — отмечают в «Билайне». Люди продолжают пополнять карманы мошенников, думая, что оказывают помощь близким.

В этом году сотрудники управления «К» задержала группу из четверых мошенников, ранее судимых за аналогичные преступления. Один из них звонил пенсионерам, представлялся родственником, и сообщал, что попал в ДТП или задержан сотрудниками полиции. И для того, чтобы не попасть в тюрьму и «замять дело», якобы нужно заплатить взятку в 500 тысяч рублей. Получив согласие, сообщник выезжал на место встречи и забирал деньги. «За два года им удалось обманным путем получить более 10 миллионов рублей, — отметили в полиции. — Все злоумышленники были задержаны. Были изъяты 18 телефонных аппаратов, 25 SIM-карт, 10 банковских карт, компьютерная техника».

Получив такое сообщение, сотрудники полиции рекомендуют сохранять благоразумие. Аферисты могут притвориться не только родственниками, но и представителями различных организаций: сотрудником технической службы оператора сотовой связи, медицинской организации или Пенсионного фонда. Для решения какой-либо технической проблемы они просят ввести комбинацию каких-то цифр или провести какую-либо операцию для получения надбавки или бесплатных лекарств.

«Мошенники специально будут торопить вас и нагнетать обстановку, чтобы помешать думать трезво, — сказали в управлении «К». — Если речь идет о вашем родственнике, постарайтесь связаться с ним, сообщите о проблеме своим близким. Если у вас требуют деньги за «решение» ситуации, немедленно обратитесь в правоохранительные органы. Помните, что мошенники очень быстро теряют к вам интерес, когда понимают, что вы действуете разумно и взвешено».

«Счастливый номер»

Аферисты по-прежнему используют SMS-рассылку или электронные письма с сообщениями о выигрыше автомобиля либо других ценных призов, отмечают в полиции. Однако получить «выигрыш» оказывается не так просто. Для этого нужно заплатить налог или таможенную пошлину, возместить транспортные расходы. Необходимую сумму предлагается перечислить на указанный счет. Но как только деньги будут перечислены, в лучшем случае связаться с call-центром больше не удастся. В худшем — попросят возместить еще какие-либо расходы.

«Для того чтобы что-то выиграть, необходимо принимать участие в розыгрыше. Все упоминания о том, что ваш номер является «счастливым» и оказался в списке участников лотереи, являются, как правило, лишь уловкой для привлечения вашего внимания, — предупреждают в управлении «К». — Задумайтесь над тем, принимали ли вы участие в розыгрыше призов? Знакома ли вам организация, направившая уведомление о выигрыше?

Откуда организаторам акции известны ваши контактные данные? Помните, что упоминание вашего имени на интернет-сайте не является подтверждением добропорядочности организаторов акции и гарантией вашего выигрыша. Любая просьба перевести денежные средства для получения выигрыша должна насторожить вас. Выигрыш в лотерею влечет за собой налоговые обязательства, но порядок уплаты налогов регламентирован действующим законодательством и не осуществляется посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и организаций или «электронные кошельки»».

«Ваша карта заблокирована»

Распространенной формой мошенничества остаются сообщения о блокировке банковской карты. Все мы имеем счета в банках — получаем зарплату, пенсию или стипендию, либо храним сбережения. В таком SMS говорится, что карта заблокирована и для ее разблокировки необходимо позвонить на указанный номер. А на другом конце провода «оператор банка» просит назвать данные карточки. Не подозревая подвоха, человек сообщает злоумышленнику информацию, необходимую мошенникам для опустошения счета.

Иногда SMS меняет содержание. Жертва получает сообщение от имени банка о заявке на платеж с карты и тут же перезванивает на указанный номер, где ему представляются «службой финансового контроля», которая объясняет, что, скорее всего, произошла какая-то ошибка. Далее предлагается отправиться к банкомату для того, чтобы избежать перевода денежных средств. На самом деле под диктовку «сотрудника банка» жертва переводит свои средства на чужой счет.

«Иногда подобные сообщения содержат призыв перевести деньги для разблокировки карты, иногда абонента просят позвонить или отправить SMS на короткий номер, — отметили в управлении «К». — Необходимо помнить о том, что единственная организация, которая сможет проинформировать вас о состоянии вашей карты — это банк, обслуживающий ее. Телефон клиентской службы банка обычно указан на обороте карты».

«В последнее время участились случаи получения абонентами сообщений с номера, маскирующегося под короткий сервисный номер Сбербанка 900, номер выглядит как 9ОО», — отметили в «Билайне».

Социальные сети обмана

Иногда злоумышленники притворяются администраторами популярных социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. Они сообщают, что аккаунт пользователя взломан и используется для рассылки спама, и просят сообщить номер мобильного телефона и переслать код, который на него придет. «Далее жулики привязывают телефон, например, к сервису оплаты услуг в социальных сетях, — отметил Хренов. — В ответ на телефон высылается код подтверждения, который жертва и сообщает добровольно злоумышленникам, после чего последние начинают опустошать лицевой счет».

Карта-двойник

Порой злоумышленникам удается клонировать SIM-карту. Например, при передаче телефона для ремонта или покупке карты с рук на улице. Данные с SIM-карты могут быть перенесены при помощи специального аппарата. После этого мошенники смогут звонить за счет жертвы, заполучить доступ к банковским картам, системам интернет-банкинга, электронным кошелькам и паролям к различным интернет-сервисам.

Псевдоакции

«Отправь SMS на короткий номер и получи месяц безлимитного интернета в подарок», «Отправь номер карты оплаты на номер … и получи 100 SMS в подарок», «Позвони на номер … и получи путевку на Мальдивы», «Отправь SMS на короткий номер и помоги детскому дому №…». При получении таких сообщений в «Билайне» советуют проверять номера, с которых они приходят, и уточнять информацию об акциях у оператора сотовой связи. Кроме того, необходимо помнить, что любая блокировка спама осуществляется бесплатно, просьбы оплатить эту услугу высылают только мошенники.

Источник: журнал ПРОФИЛЬ 

You may also like...