Как выбраться из ямы долгов за коммунальные услуги

В связи с постоянным повышением стоимости коммунальных услуг, что неотъемлемо связано со стабильным ростом цен на прочие жизненно необходимые товары, на фоне низкой оплаты труда населения на сегодняшний день у многих возникла проблема задолженности по их оплате.

Жилищно-эксплуатационные конторы, объединения совладельцев многоквартирных домов и другие предприятия, предоставляющие коммунальные услуги населению, в случае образования долга нередко грозят взыскивать его в судебном порядке, указывая при этом на увеличение его суммы за счет судебных издержек.

Кроме этого, коммунальщики предостерегают о возможности обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество и его реализации в принудительном порядке. Так может ли организация, предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, распродать имущество должника за долги? И что может сделать должник во избежание судебных тяжб? В этом и разбиралась «Судебно-юридическая газета».

За что нужно платить

Положениями Жилищного кодекса Украины установлена обязанность владельца или квартиросъемщика вносить оплату за использование жилья и предоставленные коммунальные услуги (водопровод, газ, тепловая энергия и пр.). Эти нормы дополняются также Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

Согласно требованиям законодательства, потребитель обязан заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основании типового договора, оплачивать предоставленные услуги в установленные им сроки, а в случае несвоевременного осуществления такой оплаты возмещать пеню в согласованных размерах.

Законом также установлено, что плата за коммунальные услуги начисляется ежемесячно, а ее размер рассчитывается, исходя из утвержденных цен и тарифов и показателей приборов учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке. В случае установления приборов учета оплата полученных услуг осуществляется исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода по условиям договора. Т. е. в таком случае владелец или съемщик жилья оплачивает только то количество услуг, которое ему фактически было предоставлено. В случае же отсутствия в квартире таких приборов оплата проводится, исходя из утвержденных норм потребления на человека, помноженных на количество зарегистрированных в жилье лиц.

Эти положения касаются коммунальных услуг, которые предоставляются владельцу или съемщику непосредственно в квартире – централизованного снабжения горячей и холодной водой, водоотведения, вывоза бытовых отходов (с использованием внутридомовых систем), газового и электроснабжения, а также централизованного отопления.

Кроме того, на владельца законом положена обязанность оплачивать содержание самого дома и придомовой территории, включая уборку внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых систем, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт и вывоз бытовых отходов. Все эти услуги хоть и не предоставляются каждому жильцу дома в отдельности, но обеспечивают нормальное функционирование всей системы жизнеобеспечения дома и территории, которая к нему примыкает. Могут быть включены в счет к оплате и услуги по осуществлению управления домом, а также связанные с капитальным ремонтом помещений или дома в целом.

Следует обратить внимание, что даже в случае, если владелец или съемщик жилья в нем не проживает, за поддержание его в должном состоянии платить все равно придется. Более того, если в жилом помещении не установлены счетчики тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, оплату предстоит осуществлять и за неиспользованную по факту услугу. Так, законодательно установлено, что в случае отсутствия внутриквартирного счетчика собственник или съемщик жилья оплачивает услуги, исходя из установленных норм на количество зарегистрированных в помещении людей.

Не доводить дело до суда

В случае появления задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и невозможности ее погашения в момент предъявления законодатель предусмотрел возможность ее внесения частями в несудебном порядке – путем реструктуризации.

С 1 июля 2003 г. действует Закон Украины «О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, использованные газ и электроэнергию». Положения этого закона устанавливают возможность для владельцев и съемщиков жилья реструктуризировать задолженность на срок до 60 месяцев в зависимости от получаемого ими дохода и суммы долга.

Для этого человек заключает с предприятием, которое предоставляет услуги, договор о ежемесячном равномерном погашении задолженности и обязуется своевременно оплачивать текущие платежи. При этом сумма платежей, которая вносится владельцем или съемщиком по оплате текущих платежей и платежей по реструктурированной задолженности, не должна превышать 25% дохода работающих или же 20% пенсии либо других видов социальной помощи. В случае, если доход владельца/съемщика жилья недостаточен, срок действия договора продолжается до полного погашения задолженности. Немаловажный момент: если потребитель заключил договор о реструктуризации и исполняет его условия, пеня за прострочку платежей ему не насчитывается.

Из этого нетрудно сделать вывод, что даже в случае образования задолженности по оплате коммунальных услуг должник имеет возможность провести ее погашение в течение значительного времени без уплаты штрафных санкций, заключив договор о реструктуризации. Однако при этом потребитель услуг обязуется в дальнейшем оплачивать все полученные услуги в срок, т. е. ежемесячно.

Судебное решение и его принудительное исполнение

В случае, если договор о реструктуризации долга заключен не будет, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг подлежит взысканию с должника в судебном порядке. И сумма долга при этом вырастет за счет пени, которая начисляется на каждый просроченный ежемесячный платеж в отдельности.

Предприятие, предоставляющее жилищно-коммунальные услуги, имеет право на возмещение ему полной суммы долга в рамках трехлетнего срока исковой давности. Относительно пени как вида штрафных санкций применяется сокращенный срок исковой давности – всего год. Кроме того, к сумме задолженности добавится сумма судебных издержек, размер которых установлен Закон Украины «О судебном сборе» и составляет 1,5% от цены иска, но не менее 1 размера минимальной заработной платы.

Само по себе судебное решение не всегда гарантирует уплату долга, поэтому после вступления его в законную силу предприятие обращается за исполнительным листом, который затем предъявляет в исполнительную службу. Исполнитель предоставляет должнику 7-дневный срок для добровольной уплаты, а в случае его бездействия открывает принудительное исполнительное производство.

Государственным исполнителем могут быть применены к должнику меры воздействия, определенные ст. 32 Закона «Об исполнительном производстве»: взыскание средств и иного имущества (имущественных прав) должника, в т. ч. если они находятся у других лиц; взыскание из заработной платы, доходов, пенсии, стипендии должника. При этом взыскание из зарплаты или других перечисленных видов дохода осуществляется в случае исполнения решения о взыскании периодических платежей, каковым и является оплата жилищно-коммунальных услуг. Т. е. данный вид принудительного исполнения решения суда в нашем случае является основным.

Положениями ст. 70 указанного Закона установлено, что размер взыскания из заработка по исполнительному производству после удержания всех налогов и сборов не может превышать 20%. Это, в свою очередь, означает долгосрочность таких взысканий. Более быстрым путем является взыскание имеющихся у должника средств и имущества, но оно применяется реже и только в случае значительной суммы задолженности.

Помимо этого, для обеспечения исполнения судебного решения государственному исполнителю предоставлено право проводить в отношении должника ряд действий: накладывать арест на имущество, проводить его изъятие и, в случае необходимости, реализацию на публичных торгах. Особым мероприятием исполнительного производства является представление об ограничении должника в праве выезда за пределы страны. Этот способ воздействия на лиц может быть достаточно эффективным, особенно в случае небольшого размера задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги.

Изложенное выше свидетельствует о широком спектре влияния государственного исполнителя на должника для обеспечения исполнения судебного решения.

***

Таким образом, между предприятием, которое предоставляет коммунальные услуги, и их потребителем существуют договорные отношения, и условия этого договора нужно выполнять. А в случае уклонения от их выполнения наступает ответственность. При этом законодатель предусмотрел для граждан, у которых возникла задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, ряд вариантов выхода из такой ситуации. В частности, долг может быть реструктуризирован на долгий срок без начисления на его суму штрафных санкций в виде пени.

Однако нормы закона защищают и предприятия, которые предоставили услуги и не получили за них должную оплату. Свои права последние могут защитить в судебном порядке. И результатом такой защиты может стать как выплата долга самим должником, так и принудительная реализация его имущества на сумму, которая подлежит возмещению.


КОМЕНТАРИЙ  

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра

– На практике арест и продажа имущества за долги ЖКХ – очень редкое явление, но на сегодня это вполне возможно в рамках действующего законодательства. Если сумма долга по ЖКХ больше 10 минимальных зарплат, действительно можно в рамках законодательства наложить арест и через суд получить право на принудительную продажу имущества за долги. Но лишь при условии, что это имущество не является единственной квартирой или домом должника. Забрать квартиру у лица, для которого это жилье является единственным местом проживания, невозможно, даже если долг за ЖКХ более миллиона. Можно только наложить арест на такое имущество.

Но МВФ требует от правительства Украины внести изменения в законодательство и ввести механизм борьбы с злостными должниками по оплате услуг ЖКХ, в т. ч. и за счет ареста и продажи на аукционе имущества должника. При этом предлагается ввести следующий механизм: будут созданы специальные аукционы, где будут продавать квартиры должников ЖКХ, но одновременно для них будут покупать другое жилье – или на том же аукционе, или у других продавцов. Таким образом, считает МВФ, удастся избежать проблемы бездомных, ведь человек получит жилье для проживания, а долг будет погашен. Пока неизвестно, когда этот закон примут, и кто будет проводить эти аукционы, но это требование записано в Меморандуме между МВФ и Украиной

Автор: Мария Мисюра, «Судебно-юридическая газета»

You may also like...