Автоматический арест денег на счетах – как это будет в Украине

Согласно раздела «Реформа судебной системы» п. 29 Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного между Украиной и Международным валютным фондом, до конца декабря 2015 г. Украина должна принять закон, который ужесточит положения процессуального законодательства о порядке наложения ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах ответчиков (должников) в хозяйственных и гражданских делах.

 Не так давно состоялся круглый стол на тему внедрения в Украине системы автоматизированного ареста денежных средств на банковских счетах. К обсуждению были приглашены представители Министерства юстиции Украины, Национального банка, Государственной судебной администрации, служители Фемиды, а также другие участники юридического сообщества.

Согласно раздела «Реформа судебной системы» п. 29 Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного между Украиной и Международным валютным фондом, до конца декабря 2015 г. Украина должна принять закон, который ужесточит положения процессуального законодательства о порядке наложения ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах ответчиков (должников) в хозяйственных и гражданских делах.

В связи с этим Министерством юстиции Украины при содействии специалистов Национального банка, Государственной судебной администрации и др. подготовлен проект закона о внесении изменений в Гражданский и Хозяйственный процессуальные кодексы, законы Украины «Об исполнительном производстве», «О банках и банковской деятельности» и «Об электронной цифровой подписи» касательно внедрения системы автоматизированного ареста денежных средств на банковских счетах.

Таким образом, наработан исходный документ для разработки программного продукта, с помощью которого будет осуществляться арест денежных средств, размещенных на банковских счетах, по упрощенной процедуре – автоматизированным способом, в короткий период времени и с привлечением минимального человеческого ресурса.

Система автоматизированного ареста денежных средств на банковских счетах должна состоять из следующих компонентов:

  • единая база данных, в которой размещена история запросов на арест (снятие ареста) денежных средств юридических и физических лиц, размещенных на их счетах в банках, а также текущее состояние исполнения этих запросов;

  • клиентская часть, с помощью которой судья, государственный исполнитель или администратор системы з учетом функциональных обязанностей и прав доступа имеет возможность работать с указанными запросами, с правами доступа (через цифровые электронные подписи) и служебными справками;

  • сервис для обмена данными с банками, который осуществляет формирование очереди запросов на арест (снятие ареста) и получение сведений об исполнении;

  • модули автоматизированных систем банков, которые обеспечивают реализацию согласованного протокола обмена запросами и ответами с системой и исполняют по запросам системы непосредственный арест (снятие ареста) с денежных средств юридических и физических лиц, размещенных на их счетах в банках.

Следует также отметить, что вся передающаяся в систему автоматизированного ареста денежных средств на банковских счетах информация будет защищена электронной цифровой подписью, а информация, передающаяся по открытым каналам связи, должна быть зашифрована.

***

Разработанная Министерством юстиции нормативная база и подготовка документации для создания программного продукта поможет осуществить запуск системы автоматизированного ареста денежных средств на банковских счетах. А эта система, в свою очередь, усовершенствует и повысит эффективность процедуры как наложения, так и снятия ареста с денежных средств юридических и физических лиц, которые были размещены ими в банковских учреждениях, поскольку предусматривает проведение такой процедуры в кратчайшие сроки, по упрощенной схеме, в автоматизированном режиме и с минимальным привлечением человеческого ресурса.


КОМЕНТАРИИ  

Александр Олийнык, директор департамента по вопросам судебной работы и банкротства Министерства юстиции Украины

– Введение системы автоматизированного ареста средств является требованием Международного валютного фонда. Цель его заключается в том, чтобы повысить эффективность ареста средств как по решению суда с целью обеспечения иска, так и на этапе исполнения судебных решений. Министерством юстиции совместно с представителями банковской сферы, Государственной судебной администрации, Администрации Президента был разработан законопроект, предусматривающий автоматизированный арест средств. Администрация Президента в начале декабря внесет этот законопроект в Верховную Раду как неотложный. Надеемся, что уже в этом году (так как это обязательства нашего государства) этот законопроект будет принят.

Как показала подготовка законопроекта, все юридическое, экономическое и it-шное сообщество положительно его воспринимают. Все члены рабочей группы при его обсуждении пришли к согласию относительно механизма его работы, и основное наше достижение – буквально через минуту после вынесения решения об аресте средств на банковских счетах такой арест будет наложен. Важно также, что при этом будет ликвидирован коррупционный фактор, постольку в процессе от вынесения решения до наложения ареста человек участия не принимает.

Если говорить о «подводных камнях» этой системы – да, конечно, они существуют. Но заключаются они не в самих недостатках системы, а в нашем правосознании и ментальности. Постольку, имея такой хороший механизм наложения ареста для блокирования средств на счетах, наверняка найдутся люди, которые захотят этим злоупотреблять. Ведь когда судья вынес решение и нажал Enter на компьютере, система заработала, и средства арестованы.

Возможно, учитывая несовершенное пока правосознание наших граждан, этим могут злоупотреблять. Но это уже вопрос не к системе и разработчикам проекта, а к сознанию людей, которые будут это делать, и к правоохранительным органам, чтобы они эти моменты выявляли и таких людей привлекали к ответственности. Наверное, это единственная проблема, с которой мы можем столкнуться. Но если наше общество будет честно использовать предоставленный механизм, проблем не будет. Ведь какие бы хорошие законы у нас ни были, все зависит от их исполнения.

Виталий Живаев, генеральный директор ГП «Информационные судебные системы»

– Наше предприятие разработало предварительное техническое задание, на базе которого осуществлялась подготовка законопроекта. Что касается срока ареста счетов, то в первую очередь он, конечно, будет зависеть от оперативности работы банков с этой системой. Технические требования, которые выписываются, говорят, что реакция банка на информацию об аресте счета не должна превышать порядка 10 секунд. Учитывая количество банков и работающих там людей, наверняка реакция будет не за 10 секунд – понадобится немного больше времени, возможно, и минута. В любом случае, думаю, за 5–10 минут это должно осуществляться.

Внедрение системы возможно двумя путями: интеграция ее в качестве модуля в системы документооборота в судах или программное обеспечение исполнительных служб и создание отдельного модуля через веб-интерфейс. Сам протокол обмена будет подробно выписан после принятия закона. Планируется, я так думаю, предоставление срока около года для банковской системы по реализации этого протокола.

Сам арест средств с момента электронной подписи судьи или государственного исполнителя должен проходить полностью в автоматическом режиме. Планируется арестовывать средства, относительно которых есть судебное решение или постановление государственного исполнителя, только в той сумме, на которую наложен арест. Кроме того, при создании новых счетов в банках банковская система должна проверять информацию об аресте средств лица и, соответственно, сразу блокировать соответствующую сумму для того, чтобы нельзя было обойти эту систему арестов путем создания новых счетов в других банках.

Систему планируется построить таким образом, чтобы было необязательно знать, в каких банках у лица есть счета. Она будет направлять запрос об аресте во все банки Украины, и соответственно, каждая банковская система должна проверять наличие этих счетов. Планируется, что если счет будет пополняться, средства также будут блокироваться автоматически.

Идентификатором личности для юридических лиц будет код ЄДРПОУ, а для физических лиц и физических лиц-предпринимателей – регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (идентификационный код). В случае, если лицо отказалось от получения такого кода – это номер и серия паспорта. Это основные идентификационные данные. Конечно, также будут сообщаться ФИО физического или название юридического лица.

Роман Кармазин, начальник отдела юридического департамента Национального банка Украины

– В настоящее время законодательство Украины регулирует арест средств в так называемой бумажной форме. Т. е. в случае принятия решения судом или Государственной исполнительной службой оформляются соответствующие документы на бумажных носителях и доставляются в банк на исполнение. Банки в существующей системе являются крупнейшими кредиторами и держателями средств должников, а потому это самый доступный способ удовлетворить кредиторов.

Однако в данном случае идет речь о времени доставки документов на бумажных носителях и времени их выполнения банком. Когда по настоянию Международного валютного фонда возникла идея создать электронную систему ареста средств, Национальный банк эту идею поддержал. Вопрос, как всегда, в ее реализации. Конечно, это ускорит гражданско-правовой оборот, сделает более ответственными участников гражданско-правового оборота и уменьшит возможности злоупотреблений со стороны должников или банков, снизит шансы недобросовестного выполнения решений государственных исполнителей или судей.

В исполнительном производстве банки не являются стороной – они только организации, юридические лица, исполняющие решения уполномоченных органов, но должны нести операционные и другие расходы. Поэтому в данном случае нас интересует, чтобы у банков был переходный период для перехода с бумажных на электронные носители, в течение которого все банки смогли бы настроить операционные и it-системы на безусловное выполнение решений уполномоченных органов; чтобы протокол обмена и взаимодействия был для банков минимально затратным, и это каким-то образом было зафиксировано.

Национальный банк также беспокоит вопрос обеспечения банковской тайны. Законопроект устанавливает, что государственное предприятие Государственной судебной администрации будет получателем информации, составляющей банковскую тайну. И, соответственно, на него ложатся все риски и все требования относительно сохранения этой информации. В связи с этим Государственную судебную администрацию необходимо обеспечить мерами технической защиты для отсутствия возможности доступа любого лица, которое не является адресатом, получателем или запрашивающим, к этой информации.

Александр Слоницкий, начальник управления информатизации судов и судебной статистики Государственной судебной администрации

– С 2013 г. у судов есть опыт отправки документов с электронной цифровой подписью, поэтому не думаю, что со стороны судей могут возникнуть проблемы, какие-то риски в подготовке этой работы. Технически они готовы. Конечно, я надеюсь, что в следующем году в связи с внедрением «Электронного суда» нам удастся дополнительно обеспечить суды компьютерной техникой. На сегодня есть проблемы, касающиеся серверов, необходимо обеспечить суды средствами информатизации. Но со стороны судов не думаю, что будут какие-то проблемы с внедрением системы.

Сложнее будет с банками. Там будет больше нюансов не только в части ареста средств – как быть со снятием ареста, или когда средств не хватает? Т. е. будет масса моментов, которые нужно учесть. В электронной форме мы разработаем шаблоны сообщений, которые будут поступать от суда и подписываться электронной цифровой подписью судьи. Их будет получать банк, который, в свою очередь, будет направлять суду информацию в электронной форме об исполнении решения или об отсутствии соответствующих счетов. Это позволит судье проверить статус выполнения принятого решения.

Автор: Мария Мисюра, «Судебно-юридическая газета»

You may also like...