Живи и тужи: как у людей отбирают квартиры. Схемы

Популярность квартирных махинаций – следствие коррупции во всех ветках власти и подорожания квартир. Все больше днепропетровцев становятся жертвами квартирных мошенников. Вернуть жилье очень сложно, так как мошенники работают «в связке» с судами, ЖЭКами, БТИ и другими органами власти. “В нашей квартире поселились какие-то люди”

Трехкомнатную квартиру потеряла семья Ивановых. Сейчас три человека ютятся в частном коммунальном общежитии. “Мы жили впятером и захотели разменять квартиру, потому что у нас были напряженные отношения с отцом”, – рассказывает Ирина Иванова. Три года назад обратились к знакомому, который вызвался помочь. Тот попросил семью выехать с квартиры и арендовать на некоторое время другое жилье. Все документы доверили ему. “Прошло время, но ни денег, ни обещанного дома я так и не увидела”, – говорит женщина. В итоге отцу квартиру продали, но денег Ирина так и не увидела. Отцу Ирины купили какой-то дешевый частный дом, а ей с 5-летней дочерью и братом пришлось переселиться в коммуналку. Мама Ирины уехала в Москву. Через суды до сих пор Ивановым ничего вернуть не удалось.

Алексей Гетьман тоже безуспешно ведет судебные тяжбы уже почти три года, чтобы вернуть земельный участок, который он купил когда-то через посредника. Этот человек получил от Гетьмана доверенность как посредник, но через некоторое время стал застраивать участок и заявлять свои права на него. Через время этот посредник стал проявлять интерес к помещениям автомастерских, которые Гетьман арендует. Сам посредник стал подавать на Гетьмана судебные иски. “Все дела рассматривают в определенном районном суде, где решения принимают в пользу этого мошенника”, – говорит Гетьман. Год назад этот человек из пневматического оружия стрелял в окно дома А.Гетьмана и его собаку. Возбужденное уголовное дело тормозил в течение долгого времени. Все свидетели уже отказываются давать показания, сетует днепропетровец.

Родственники Галины Масливец потеряли квартиру на Березинском. Жилье купили для дочери и зятя, и оно некоторое время пустовало. “Однажды соседи мне сказали, что в той квартире поселились какие-то люди”, – рассказывает женщина. Позже оказалось, что зять Галины связался с каким-то человеком, который непонятным образом взял расписку о том, что одолжил зятю денег “под жилье”. Затем этот знакомый зятя подал иск в суд, где потребовал за невыплаченный долг половину той самой квартиры на Березинском. “Денег зять никаких не брал”, – говорит Масливец. Она считает, что зятя чем-то подпаивали.

Похожим образом “ушла” машина – “девятка”. Тот же “знакомый”, похожая расписка, на этот раз “под машину”. Через суд вернуть пока ничего не удалось. В пухлой папке Галины Павловны – копии документов из БТИ, ЖЭКов, нотариусов, которые получал мошенник. Решение судов и различных комиссий задним числом – он получал практически любую бумагу везде, где это было необходимо.

У Галины Павловны есть толстая папка документов по делам, подобным ее – женщина помогает, как может, «соратникам по несчастью».

Документы хранят страшные подробности дел, связанных с квартирными махинациями. Есть даже предсмертная записка бывшего жителя Самаровки, у которого отобрали дом. На бумаге самоубийца изложил свою просьбу, обращенную к мошеннику – поделиться деньгами с родственницей «кинутого»…

Кидалы за год стают миллионерами

Подобные преступления стали очень актуальными сейчас, рассказал “Событию” источник в правоохранительных органах. За год таким способом можно стать миллионером. Достаточно “кинуть” так 10-15 человек.

Люди сами приходят к мошенникам и “кидалам”. “Это – основная проблема, – говорит источник. – Люди смотрят – вроде в центре города контора находится, вывеска есть – значит все официально и честно”.

Жертвами становятся именно доверчивые и беспечные, к тому же юридически малограмотные граждане. Глаз на “валенков” и “лохов”, как называют своих жертв преступники, у мошенников наметан превосходно.

Самое ключевое в таких делах – именно начало, еще раз подчеркивает правоохранитель. Людям рассказывают о том, в какое замечательное агентство недвижимости, например, они пришли. Обязательно покажут какие-то документы, лицензии. Иначе говоря – устанавливают психологический контакт.

Преступники достают любые справки в ЖЭКах и БТИ, покупают решения судов, имеют связи в исполкомах и даже в опекунских советах. Квартиры сейчас стоят столько, что “кидала” расплачивается со всеми сполна. Эти люди имеют связи и в правоохранительных органах, “имеют прикрытие” и там.

Можно выделить три основные схемы, по которым работают преступники.

Схема 1: Хитрая доверенность

В одном случае, люди хотят продать жилье и договариваются с посредником о том, что тот сделает за них всю рутинную работу по оформлению купли-продажи. Мошенник получает доверенность, которая оформлена хитрым способом. Клиенты думают, что посредник лишь представляет их интересы в разных конторах по прописке, выписке, приватизации. На самом же деле подписывают бумагу, согласно которой мошенник получает право распоряжаться их квартирой, например. Потом к людям приходят новые владельцы их квартиры со всеми документами и с требованием освободить жилье.

Иногда мошенник еще раньше уговаривает своих жертв съехать с квартиры – дескать, это нужно, чтобы показывать ее покупателям. И тогда новые собственники вселяются вообще без проблем.

Потерпевшим остается идти в суд. Практика показывает, что справедливость в таких случаях там восстанавливается очень редко.

Схема 2: Скрытая выписка

Преступники ищут одинокого владельца квартиры, который, например, выпивает. После “обработки” получают от него нужную доверенность. Затем могут прописать к нему своего человека, который потом выпишет жертву. Или же могут на время переселить жертву в какое-нибудь другое место и поить там долгое время. Тем временем в ЖЭКе получают справки о том, что в квартире никто не живет и подают в суд. Владельца квартиры выписывают и она переходит в собственность райисполкома, с сотрудниками которого преступники тоже заранее договариваются. Квартиру покупают у исполкома по низкой цене, после чего продают ее.

Еще один вариант скрытой выписки – мошенники ищут семью со “слабым звеном”. Им может быть выпивающий член семьи, либо, находящийся в конфликте с родственниками. Человека обрабатывают так, что он дает преступникам доверенность на распоряжение квартирой. Могут обещать, что купят ему хорошее жилье. Одновременно выписывают из квартиры других членов семьи. Для этого за взятки берут в ЖЭКе справки о том, что в этой квартире люди (кроме “слабого звена”) не живут уже более полугода. Если необходимо выписать несовершеннолетнего, получают нужные решения в опекунском совете. С ними поступают так же, как и с одиноким владельцем квартиры.

Схема 3: Долг “в счет квартиры”

Бывают ситуации, когда люди хотят продать квартиру, но у них нет денег на формальные процедуры. Им говорят: “Хорошо, мы все сделаем и квартиру вашу продадим, но вы сначала напишите нам расписку”. Люди пишут, что одолжили у мошенников некоторую сумму денег, например, на три месяца “в счет квартиры”.

Подвох в том, что три месяца мошенники изображают бурную деятельность по продаже квартиры, но в итоге так ее и не продают. Но идут в суд с распиской, и требуют признать свое право собственности на ту квартиру. В большинстве случаев суд принимает такое решение. Жертв могут и не вызывать в суд. В квартиру приходят новые владельцы с решением суда и документами на жилье.

Что делать?

Правоохранители, которые занимаются расследованием подобных дел, в беседе с автором этих строк порекомендовали следующее.

Если вы продаете квартиру, не пожалейте 100 гривен на адвоката. Пусть он распишет, что вам нужно делать по шагам. Можно сделать все самому и без посредников. Если же все-таки вы решили, что без посредника не обойтись, то идите только к в проверенные конторы. Например, те, услугами которых уже пользовались ваши родственники и хорошие знакомые.

Если вы стали жертвой “квартирного мошенничества” и узнали об этом, то главное – не выселяйтесь ни в коем случае! Если нужно – поменяйте замки. Идите в милицию и пишите заявление о том, что вы стали жертвой махинации. А на решение суда, который лишил вас квартиры, как можно скорее подавайте апелляцию.

Владимир Мамченко, Днепропетровская галерея

You may also like...