Украинский коньяк врагу не пожелаешь!

Учитывая выдающиеся достижения производителей отечественной водки, особенно на мировом рынке, украинцы, казалось бы, должны демонстрировать возрастающую приверженность к родной горилке. Но нет. Статистика свидетельствует, что все большая часть украинских потребителей крепких напитков отдает предпочтение коньяку. И это зря: успехи производителей в коньячном деле скромнее, чем в водочном. И этот выбор здоровья не прибавит. Рынок растет…

Коньячный рынок страны демонстрирует стремительный и устойчивый рост. Причем по всем направлениям, наращивая как импортную, так и экспортную составляющую. За последние шесть лет производство коньяка в стране возросло почти в два раза — с 1569 тысяч до 2760 тысяч декалитров (дал). Подобная тенденция прослеживается и в текущем году. За январь—февраль производство коньяков увеличилось на 14% и достигло 451 тыс. дал (в прошлом году за это же время было произведено 395 тыс. дал).

Повышение спроса на элитный напиток способствует росту импорта. В прошлом году в страну была ввезена 291 тыс. дал бутилированного коньяка. Это на 44% больше, чем в предыдущем. При этом отечественные производители, хотя и в несколько меньших объемах, также расширяют рынки сбыта за рубежом. Экспорт коньяка за прошлый год по сравнению с 2005-м возрос на 37% и составил 131 тыс. дал.

…а качество?

Однако на стремительно растущем рынке далеко не все благополучно. В ходе изучения данной темы корреспонденту «ЗН» стало известно о многочисленных жалобах на низкое качество коньяка. Довелось ознакомиться с целым набором подделок, претендующих на звание благородных напитков. Почти в равных пропорциях была среди них продукция отечественного и импортного производства. Среди «арестованных» — бутылки «Плиски», якобы изготовленной в Молдове, печально известного «Белого аиста» без указания места производства… Этикетка на напитке одной из крымских фирм большими буквами сообщала, что это не что иное, как коньяк. Впрочем, тут же честно информировала, что в этом коньяке присутствуют составляющие, ему не присущие. При этом на этикетке был использован такой мелкий шрифт, чтобы до смысла написанного мог добраться разве что очень глазастый покупатель.

Самое неприятное то, что именно потребитель, стремящийся повысить культуру употребления крепких напитков, подвергается наибольшему риску — быть если не отравленным, то обманутым. По мнению директора ассоциации СОПАТ (Союза оптовиков и производителей алкоголя и табака) Владимира Демчака, проблема качества имеет много составляющих. И паразитирование недобросовестных производителей, подделывающих чужие брэнды, отнюдь не является определяющим. Есть более весомые причины. В стране хронически не хватает сырья для производства коньяков. По информации, полученной в ассоциации СОПАТ, ныне под виноградниками занято всего около 80 тыс. га (до приснопамятной кампании борьбы с алкоголизмом площади плантаций винограда в Украине были как минимум в пять раз большие). К тому же, количество выращенного винограда продолжает сокращаться. Отечественные коньячные заводы и цехи даже в урожайные годы обеспечены местным сырьем всего на 30%, а при неблагоприятных погодных условиях, когда виноградники страдают от заморозков, уровень обеспеченности может сократиться до 10%. Для обеспечения работы коньячных заводов большую часть коньячных спиртов приходится ввозить из-за рубежа.

— В этом большой беды не было бы, — полагает Владимир Демчак, — если бы отечественные производители имели возможность выбирать партнеров по своему усмотрению (скажем, во Франции) и закупать высококачесвенные коньячные спирты. Однако такой возможности сейчас нет. С тех пор, как установлена ввозная пошлина — 7,5 евро за литр стопроцентного спирта, сфера контактов отечественных производителей коньяка резко сузилась и сейчас, по существу, ограничивается странами, входящими в зону свободной торговли СНГ.

В прошлом году 763,3 тыс. дал стопроцентного спирта, или 99,5% от всего ввезенного, поступило из Азер¬байджана, Узбекистана, Молдовы, Грузии и Армении. Как утверждают отечественные производители, его качество значительно хуже, чем в странах с высокоразвитой культурой производства коньяка. К тому же, определить происхождение спирта, технологический уровень его производства проблематично. В ассоциации СОПАТ, например, есть информация о том, что через некоторые из упомянутых стран реализуют не отличающийся высокими показателями коньячный спирт из Ирана.

Со странами — производителями коньячного спирта проверенного качества деловые связи почти прервались. В 2006 году в Украину такого спирта поступило сущий мизер — 3,4 тыс. дал.

Входящие в ассоциацию СОПАТ производители коньяка предлагают учесть сложившиеся обстоятельства (наличие ряда довольно мощных высокотехнологических предприятий, дефицит сырья) и снизить таможенную пошлину с 7,5 до 0,6 евро за литр коньячного спирта, а также отменить пошлины на ввоз виноматериалов для производства элитного напитка. Это создаст базу для решения проблемы в комплексе: заложить и вырастить виноградники, повысить объемы производства коньяка, создать дополнительные рабочие места в сельской местности и, главное, — добиться соответствующего уровня качества выпускаемой продукции.

…а фальсификаторы совершенствуются

Производство коньяков — дело хлопотное и дорогостоящее. Надо вырастить и содержать виноградники, выполнить двойную перегонку виноматериалов, обеспечить многолетнюю выдержку будущего напитка в дубовых бочках. Чтобы компенсировать предприятиям замораживание средств на длительный период, применяется практика установления щадящих акцизных сборов.

Но беда в том, что преференциями пользуются не только те, кто в поте лица выращивает плантации, тратится на выкуривание и выдержку, но и «рационализаторы», которые разного рода ухищрениями сводят сложное производство к бутилированию и получению сверхприбыли.

Немало таких ухищрений фиксируют в Научно-исследовательском центре испытаний продукции Укрметртестстандарта. Вывод начальника химико-аналитической лаборатории Тамары Назаренко, ведущего инженера хроматографической лаборатории Ольги Голубец однозначен — фальсификаторы действуют все изощреннее. Грубый фальсификат вроде того, когда в обычный, разведенный зерновой спирт добавляют кофе, чай или красители, отходит в прошлое. Выявить подделки можно в лабораториях с помощью газового хромато¬графа с мосс-селективным детектором. Начальник хроматографической лаборатории Владимир Кищенко и его заместитель Ирина Левчук продемонстрировали возможности нового оборудования, способного не хуже дегустатора определить даже такие «тонкие» данные, как настоящий возраст коньяка.

Своеобразной проверкой возможностей лаборатории стало недавно примененное фальсификаторами «ноу-хау». Корреспонденту «ЗН» показали пробирку с порошком. Из этого ничем не приметного коричневого вещества «умельцы» изготавливают… коньяк, причем даже не ординарный, а с показателями, имитирующими многолетнюю выдержку. Зачем годами выдерживать напиток в дубовых бочках, когда можно пренебречь технологией — добавить возраста, «наболтав» в его состав этот самый порошок с экстрактом дуба? Сам по себе он опасности не представляет, изготовлен из натурального вещества и ввозится в страну для применения в пищевой промышленности. Но отечественные фальсификаторы используют его для обмана покупателей, штампуя «многолетний» напиток из молодых, невыдержанных виноградных спиртов. Выявить такую подделку не просто. Обман обнаруживается лабораторным путем только по соотношению компонентов — все-таки традиционную технологию и многолетнюю выдержку ничем не заменишь.

Вызывают контроль на себя

В последнее время руководство ряда предприятий, таких как ЗАО «Одесский коньячный завод», ОАО «Таврия», ОАО «Коктебель», имеющих законченный цикл производства и беспокоящихся о престиже своего брэнда, тратят дополнительные средства и усилия для создания «горячих линий», направленных на поддержку контактов с потребителями и предупреждение фальсификации своей продукции. Покупателям, которые опасаются приобрести подделку или же усомнились в качестве продукции, предлагается сообщить диспетчеру сведения о будущей или совершенной покупке. Такие контакты с потребителями дают возможность предприятиям, во-первых, получить сведения о количестве подделок и принимать меры по усилению защиты марки, во-вторых, выявить собственные просчеты, снижающие качество продукции.

По словам директора ассоциации СОПАТ Владимира Демчака, добросовестные производители не только не боятся государственного контроля за качеством производимого разными предприятиями коньяка, но и настаивают на его ужесточении. Такой контроль выгоден как производителям, твердо стоящим на ногах, так и их коллегам, которые пытаются достичь их уровня. И совсем ни к чему тем, кто паразитирует на достижениях добросовестных производителей и выпускает коньяк, не имея ни виноградников, ни собственной материальной базы, ни запасов спирта на выдержке, ни мастеров с многолетним опытом. В результате появляются напитки сомнительного качества.

На запрос «ЗН» Департамент потребительской политики, защиты прав потребителей и государственного надзора предоставил данные: только в 2006 году территориальными управлениями в розничной торговой сети было забраковано и снято с реализации 28,1 тыс. дал алкогольных напитков, что составляет 29,2% от проверенных 96,2 тыс. дал. Среди некачественных, а то и опасных для жизни и здоровья напитков немало коньяков. Это обстоятельство объяснить сложно. Ибо нормативная база позволяет остановить фальсификаторов коньяка еще на этапе производства. Особый контроль за теми предприятиями, которые не имеют полного цикла коньячного производства. Тем не менее находится немало фирм, которые обходят запрет. Вот и выходит — площади виноградников уменьшаются, а количество предприятий, получивших лицензии на производство коньяка, растет. Специалисты предлагают простой метод выявления недобросовестных производителей благородного напитка. Все просто. Достаточно определить по предприятиям соотношение между объемом «выкурки» спирта и бутилированным коньяком, чтобы стало ясно, кто и что производит, а также откуда поступает в торговую сеть фальсификат.

Надежда Гоцуенко, Зеркало Недели

You may also like...