Как воруют деньги с пластиковых карт… Как вернуть потерянное

Каждый владелец пластиковой карты сто раз слышал о том, что пин-код надо хранить в целости и сохранности, номер никогда и никому не давать и не показывать, а сам «пластик» беречь, как зеницу ока. Как вернуть потерянные с карточки в результате мошенничества, технических проблем или собственной рассеянности деньги? Очереди в клиентских отделах банков пестрят разношерстной публикой, пришедшей решать свои проблемы с карточкой. «Я не проводил такой операции!» – «Но у Вас же в выписке это видно!» – «Да меня вообще не было в этом магазине в это время!» Такие или примерно такие диалоги – будни call-центров крупных розничных финучреждений. «Простобанк Консалтинг» описывает, каковы Ваши шансы в разных случаях вернуть кровно заработанные деньги, украденные с пластиковой карты либо зависшие в виртуальном межбанковском пространстве.

Ловись, рыбка!..

Одной из возможных предысторий исчезновения средств с Вашей карты может стать «фишинг» (английское fishing – «рыбная ловля» здесь соприкоснулось с password — пароль и в результате получился phishing). Это вид Интернет-мошенничества, которое в конечном итоге должно принести злоумышленнику Ваши идентификационные данные. Которых будет достаточно, дабы расплатиться в Интернет-магазине.

Самый распространенный вид фишинга – это рассылка электронных писем от имени известного бренда, со ссылкой на фальшивый сайт с ячейками для ввода Ваших данных. Приз Вы, конечно же, не получите. А вот хакер – при «удачном стечении обстоятельств» – станет обладателем номера Вашей пластиковой карты, паролем доступа к Интернет-счету (если он имеется), пин-кодом и т. д. Единственное, что нужно помнить, чтобы не попасться на удочку таких «рыбаков»: не оставляйте свои данные (номер карты, секретные слова) на сайтах, в которых не уверены. Лучше ведь расплатиться за товар лично с курьером, чем рисковать всеми деньгами на пластиковой карте, не так ли? А что же касается пин-кода, так его вообще лучше никому и никогда не сообщать. Даже жене или мужу.

Как можно догадаться из этого довольно скорбного повествования, денег, украденных во время чьей-то «рыбной ловли», Вам уже не вернуть. Ведь фактически, Вы добровольно поделились своими данными с тем, кто их ввел и от Вашего имени производил транзакцию. Банк тут не при чем. Можно даже заявление не писать.

Ветром сдуло

Еще одна ситуация, в которую каждый из нас наверняка попадал хотя бы раз, – непрохождение платежа по системе. Это может быть расчет пластиковой карточкой в торговой сети. Кассир говорит, что транзакция не проходит, а деньги на самом деле снимаются. К примеру, Вы узнаёте об этом из смс-отчета (детальнее о нем ниже). Либо же второй вариант – деньги не выдал банкомат.

В таких случаях первое, что нужно сделать, это взять чек об отказе транзакции, затем проверить состояние счета в ближайшем или другом исправном банкомате Вашего банка. Возможно, тревога ложная. Если и этот банкомат подтвердит Ваши опасения, снимите чек с состоянием счета и как можно быстрее отправляйтесь в обслуживающее Вас отделение. Там напишите заявление на восстановление суммы на счету и ждите. Возможно, придется ждать и больше месяца. Однако это один из немногих случаев, когда деньги действительно могут вернуть. Ведь единственное, что нужно подтвердить службе безопасности, – это то, что в коммуникации между двумя банками (к примеру, обслуживающим pos-терминал и Вашу карту) произошел сбой.

Следует иметь в виду, что за неподтвержденную претензию банк возьмет с Вас комиссию. К примеру, в Сведбанке и Укрэксимбанке она составит 100 грн., в Укрсоцбанке – 20 грн. если операции проводились в Украине и 30 долларов – если за рубежом.

Я потерялась!

Потеря или кража карты – ситуация тоже практически рядовая. Как вернуть деньги, если они сняты до того, как Вы заблокировали карту, позвонив в call-центр? Практически – никак. Ведь если кому-то удалось снять деньги в банкомате, значит, он знал пин-код. Если знал, значит, либо Вы ему сказали, либо носили пин-конверт вместе с картой, что является категорическим нарушением условий договора с банком на обслуживание карты. Другая ситуация – злоумышленник тут же может попытаться рассчитаться картой в магазине. Поэтому первым делом, обнаружив исчезновение пластика, звоните в call-центр банка (его номер должен быть «забит» в телефонной книге Вашего мобильного обязательно!) и блокируйте карту.

Конечно, для блокировки действий неопытных мошенников, пытающих счастья в банкомате, у финучреждений есть отработанная схема действий. Если злодей дважды ввел неправильный пин-код в банкомате и третий раз рисковать не собирается, а решает расплатиться в супермаркете, банк автоматически считает такую транзакцию незаконной и пластиковая карта блокируется. К слову, об этом стоит помнить и в случае, если Вы рассчитываетесь своей, а не краденой пластиковой картой. Такой алгоритм может хотя бы приблизить правоохранителей к поимке вора. Впрочем, только во время транзакции №2, да и то, в этом случае можно лишь установить pos-терминал, на котором он пытался расплатиться. А от этого этапа до возврата денег – ой как не близко.

На ровном месте

Бывают ситуации, когда риск неоправданной потери денег, казалось бы, из-за пустяка, достаточно высок. К примеру, если Вы пользуетесь при расчетах в магазине чиповой пластиковой картой, Вам обязательно нужно вводить пин-код на pos-терминале лично. Воспитанные продавщицы, конечно, в это время отворачиваются. Однако таких мало. А в очереди стоит с десяток зевак, которые впервые в жизни увидели Вашу Visa Gold, а может быть даже уже накинули на нее глазом – там ведь и кредитный лимит, а может, и с крупной суммой повезет. Наш совет здесь: не стесняйтесь максимально закрыть от посторонних глаз процесс введения пин-кода. Моральный ущерб от фразы «та кому вы нужны?» – это наиболее дешевый способ не узнать: а действительно, кому?

Еще одна история также не менее поучительна. Ирина М. как-то обнаружила недостачу на своей карте. Обратившись в банк, она написала заявление и стала ждать результатов расследования. Каково же было ее удивление, когда на пленке банковской камеры, снимающей лица людей, которые берут деньги в банкомате, она увидела фото своего сына. Понятное дело, что банк ей денег не вернул, да еще и взял комиссию за немотивированные претензии.

Меры предосторожности

Чтобы не попадать в описанные ситуации и не обивать пороги банка, рискуя получить нулевой результат, следует себя обезопасить. Во-первых, обзаведитесь смс-банкингом. У разных банков эта услуга стоит от 30 до 50 грн. в год, подключается через банкомат либо в отделении и дает Вам возможность получать сообщения о любых передвижениях средств на Вашем счете. В том числе, о месте нахождения магазина или банкомата, его номере, снятой сумме, остатке на счете и, что наверняка наиболее приятно, – моменте и сумме полученной зарплаты (если она «капает» Вам на карту). И в случае с фишингом, и в случае с техническими неполадками, и даже если Вы не заметите, в какой момент расстались с картой навсегда, смс сообщит Вам о том, как Ваш пластик живет параллельной жизнью. Это и будет Вашей точкой отсчета для блокирования или написания заявления в банк.

Кроме того, смс-банкинг поможет Вам следить и за своими расходами на случай, если они «перемешаются» с мошенническими действиями. Ведь часто воры, особенно кибер-«рыбаки», не снимают деньги с Вашей карты «под ноль». А «доят» ее незаметно. И в потоке покупок и расчетов в разных бутиках или маркетах «каких-то» 100-200 грн. Вы можете и не заметить. А злодею приятно.

Второй пункт мер предосторожности – осматривайте банкомат перед тем, как ввести пин-пароль. Высококвалифицированные мошенники могут устанавливать дополнительные камеры, считывающие как номер карт-счета, так и пин-код, который Вы вводите. Ряд банков уже усвоили этот урок и теперь перед тем, как на экране появится место для введения пин-кода, Вам демонстрируют, как должен выглядеть монитор и банкомат в целом. Если Вы обнаружили посторонние предметы, но не являетесь лояльным к банковской системе гражданином и не хотите информировать об этом банк, лучше просто обойти такой банкомат стороной.

Впрочем, есть еще третий вид защиты – «самооборона». Храните пин-код максимально отдельно от карты, а лучше не храните его вообще. Карту же держите в как можно более надежном месте. Не пользуйтесь непроверенными Интернет-магазинами, не оставляйте свои данные где попало в Сети. Всегда имейте при себе номер call-центра Вашего банка, чтобы максимально быстро заблокировать карту в случае подозрительных транзакций. Даже если она в этот момент лежит у Вас в кармане.

Тимофей Крамарев, Простобанк Консалтинг

You may also like...