Аварийный комиссар по-украински: сказка и реальность

Попробуем разобраться, чем могут аваркомы помочь автолюбителю, а чем навредить. Чего ждать от аварийного комиссара вашей страховой компании? Несмотря на то, что за свой небольшой стаж вождения автор этих строк дважды попадал в небольшие ДТП, аварийного комиссара своей страховой компании не видел и общался с ним только по телефону. Более того, никто из знакомых автора – как среди новичков в автоводстве, так и матерых гонщиков, – также никогда этих загадочных сотрудников страховых компаний не встречали. Впрочем, это еще не значит, что их не существует.

Попробуем разобраться, чем могут аваркомы помочь автолюбителю, а чем навредить.

Что такое хорошо…

Как же должен выглядеть идеальный аварийный комиссар?

В случае Вашего попадания в ДТП, по Вашему звонку:

– приехать на место ДТП раньше ГАИ;

– все осмотреть;

– оценить ущербы;

– предоставить психологическую помощь (а для девушек – еще и кофе с собой привезтиJ);

– помочь составить все документы;

– опросить свидетелей.

Улыбаетесь? Многие из этих его прав / обязанностей / полномочий предоставлены аваркому украинским законодательством («Типовое положение об организации деятельности аварийных комиссаров», Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев» и пр.), контрактами со страховыми компаниями либо договорами страхования.

Более того, если ДТП без жертв, и оба / все трое / все четверо и т.д. участников – застрахованы, то аварком имеет право составить протокол вместо ГАИ. А затем отнести его в райотдел и далее совершать романтическое путешествие дела о выплатах Вам компенсаций по инстанциям. Хотя, с другой стороны, если Вы и слегка буцнувший сзади Вашу новенькую «девочку» Иван «Купив-права-за-сало» на «шестерке» (неважно, Мазде или Жигулях) согласны, что виноват таки он, схему ДТП Вы можете сообразить с ним на двоих и без аваркома. А затем занести в райотдел и это не будет считаться побегом с места аварии. И будет быстрее, чем через аваркома.

Однако бывалые все же призывают вызывать ГАИ всегда: а вдруг между аваркомами разных компаний возникнут противоречия?

Впрочем, чтобы вышеописанные чудеса свершились в случае Вашего попадания в ДТП, необходимо соблюсти несколько условий.

Во-первых, у Вас в договоре страхования должен быть забит пункт о том, что компания в принципе предоставляет услугу выезда аварийных комиссаров на место ДТП. И что именно ему – а не в кол-центр – нужно звонить в случае наступления страхового случая / «приключения».

Во-вторых, прямой мобильный телефон такого комиссара (желательно нескольких) должен быть забит в Вашей мобилке, дабы не ждать, пока Ира Ваш-звонок-очень-важен-для-нас соизволит поднять трубку в кол-центре. Личного аваркома страховые компании, как правило, предпочитают выделять только VIP-клиентам, либо оформившим договор «мегаполного» КАСКО.

В-третьих, у этого аваркома не должно быть в это время оформления другого ДТП / обеденного перерыва / корпоративной вечеринки и прочих мешающих ему приехать на «место события» обстоятельств. По признанию самих страховых компаний, на ДТП выезжают аваркомы только в 15% случаев. А согласно законодательству, он, в принципе, и не обязан являться на место аварии, а свои функции должен выполнить в течение трех дней.

В-четвертых, если даже аварком и приехал, у него должно быть достаточно навыков, чтобы противостоять сержанту Петренко-нарушаем (если тот уже успел доехать на точку столкновения). В западных странах аваркомы – это практически сплошь и рядом подкованные юристы. У нас же – просто люди с высшим образованием, которые должны разбираться в автомобиле. Юрфак – это преимущество при приеме на работу, но, как правило, не решающее. В результате, как заявил автору председатель правления одной из крупных страховых компаний, «ну приехали мы на ДТП – и кто мы там такие?» Хотя у многих страховых компаний на сайтах используется достаточно спорная формулировка: мол, аваркомы – чуть ли не адвокаты автовладельца в случае аварии. Так что, если Вам действительно нужен адвокат, то пусть лучше в мобилке будет забит и его номер.

В-пятых, если аварком Сережа Помагайко и выиграл в словесной схватке с сержантом и защитил Ваши законные права (читай: предоставил психологическую помощь и предотвратил психологическое давление сотрудников правоохранительных органов) пострадавшего, не факт, что, оставшись один на один с Вашим автомобилем, он включит правильные функциональные клавиши на своем «калькуляторе».

Его первоочередная задача – выяснить, не является ли ДТП фальсификацией. Если же все признаки «правдивости» происходящего налицо, то и тут аварком, скорее всего будет действовать по принципу минимизации затрат своего работодателя. Это может проявляться в различных формах и на разных этапах. К примеру, если деталь – по мнению специалистов СТО (которые, к слову, тоже не без греха – но сегодня не о них), подлежит замене, то аварком легко может оценить повреждение как требующее максимум косметического ремонта. Кроме того, возможны и мягкие, ненавязчивые предложения конкретных СТО, на которых «Вам все сделают дешевле». Стоит ли на это «вестись», решать каждому самостоятельно. Но практика показывает, что качество работ высоко там, где их можно проконтролировать лично.

К слову, аварийный сертификат, который выписывает аварком, служит лишь свидетельством нанесенного убытка. Но при этом является лишь рекомендацией для страховой компании относительно суммы выплаты. То есть, эдакой прикидкой.

И последнее. Если даже на месте происшествия аварийный комиссар вел себя как образцовая лапочка, не обязательно, что он или продолжатели его дела в офисе урегулирования убытков собьются с ног, бегая по райотделам ГАИ, судам и т. д., разнося все Ваши справки. Так что дабы дело продвигалось, звонить аваркому в офис или на мобильный можно смело как минимум дважды в неделю.

… и как с этим бороться

Как и к любому специалисту, к аварийному комиссару могут быть претензии, причем, в такой неоднозначной ситуации, как дорожно-транспортное «приключение» – небезосновательные.

Первый способ решить проблему подозрительно неподходящего Вам специалиста – позвонить диспетчеру и попросить прислать Вам нового. Как Вы понимаете, при том, что в стране в принципе напряженка с аваркомами и толковыми операторами кол-центров, реализовать этот «добрый совет» с сайта одной из страховых компаний – что-то из области научной фантастики. И действует разве что в случае, если аварком прибыл на место происшествия пьяный в стельку.

Если же он неправильно (с Вашей точки зрения) посчитал ущерб, учел не все обстоятельства ДТП или просто открыто панибратствует с гаишником, выходов может быть два: жалоба в МТСБУ или в суд.

В первом случае «Порядок привлечения Моторным (транспортным) страховым бюро Украины аварийных комиссаров для определения причин наступления страховых случаев, размера ущерба и проверки действий страховщика» предполагает, что водитель может обратиться в МТСБУ с требованием проверить правомерность действий страховой компании при определении размера страховой выплаты. То есть Бюро может пересчитать убытки. Теперь расчет осуществит не аварийный комиссар, сотрудничающий со страховой компанией, а комиссар МТСБУ. Они – а значит и возможность обжалования – есть в большинстве регионов Украины. Нужно получить решение страховой о сумме выплаты и написать соответствующее заявление. Бюро обратится к страховщику самостоятельно.

Но так как вывод МТСБУ носит для страховщика исключительно рекомендательный характер, то, возможно, лучше сразу обратиться в суд.

Иные

Есть и варианты привлечения на ДТП аварийных комиссаров не из страховой компании. Например, это могут быть независимые эксперты, представители автоклубов, компаний, осуществляющих техническую поддержку (ассистанс) на дорогах.

Их преимущество в том, что они:

– во-первых, уж точно приедут;

– во-вторых, не заинтересованы считать ущерб в сторону минимизации в интересах страховой компании;

– в-третьих, теоретически более мотивированы максимально качественно отработать свой выезд, поскольку каждый вызов такого эксперта, равно как и эвакуатора или службы техподдержки – платный, и стартует от 300-400 гривен в пределах города и минимум 3 гривны/километр за городскую черту.

Недостаток такого аваркома – результаты его оценки могут показаться страховой компании слишком уж клиентоориентированными и она может назначить собственную переэкспертизу ущерба. Соответственно, произведя выплаты по своим результатам.

Чтобы избежать технических недоразумений даже с независимым аваркомом во время оформления обстоятельств ДТП, водители с солидным стажем и консервативными взглядами советуют не доверять ему на 100%. И на случай аварии всегда иметь при себе фотокамеру (хотя бы в мобильном телефоне) для съемки размеров ущерба и места происшествия. Также самостоятельно фиксировать имена и контакты возможных свидетелей, которые в случае чего могли бы выступить на Вашей стороне. И, goes without saying, что в автомобиле должен лежать полис страхования автогражданской ответственности и аптечка.

Тимофей Крамарев, ПростоБанк

You may also like...