Супермаркет: как втюхать вам гнильцо за ваши деньги

«…Пошла в супермаркет за пакетом молока. Вернувшись домой, подумала: «И на что это я двести гривен потратила? Зачем мне эти ананасы в малиновом сиропе и сахар рыжего цвета?.. А анчоусы в банке и вовсе выбросила в мусор. Не заметила сразу, что срок годности истек». (Из разговора после похода в супермаркет.)

Не знаю, как вас, а меня новые термины, пришедшие из-за океана, уже не удивляют. Я понял, что такого явления, как, скажем, «супермаркетинговый мерчендайзинг» нужно опасаться. Нет, нужно даже бояться в прямом смысле этого слова. Целая армия этих самых «мерчендайзеров» работает над тем, чтобы превратить вас из покупателя необходимых вещей и продуктов в бездумного потребителя.

Психологи и товароведы, дизайнеры и менеджеры всех мастей работают денно и нощно над тем, чтобы на полках магазинов не залеживался какой-либо товар. Чтобы, даже совершив ошибку при завозе неликвидного товара в супермаркет, от него сумели избавиться в самые короткие сроки.

Казалось бы, в эпоху новых принципов торговли, пришедших к нам вместе с «перестройкой», продавец должен костьми лечь, но заставить покупателя раскошелиться, он должен распластаться перед вами прямо у колесиков магазинной тележки, источая любовь и преданность…

«Эка, размечтались», – заметит ушлый товаровед или тот же «мерчендайзер»… и окажется прав.

В момент появления супер-, гипер- и прочих маркетов нам действительно казалось, что навсегда ушли в небытие «совковые» времена «холодной войны» продавцов и покупателей, времена разбитных продавщиц в сомнительной свежести халатах, с иезуитским мастерством владеющих всеми способами обвеса и обсчета.

Но оказалось, что советская торговля вечна, как сама любовь, ведь в солидных, круглосуточно сверкающих огнями рекламы супермаркетах работают те же наши люди! Эти скромные, и, как говорил классик отечественного юмора, «застенчивые голубые воришки» своего (а может быть нашего?) не упустят.

Это вам не американцы, об отсутствии фантазии у которых неоднократно упоминал другой труженик пера и сцены. Работники нашей торговли бесконечно изобретательны. С выдумкой, с применением как традиционно-базарных методов обмана, обвеса и обсчета, так и новейших достижений торгово-технического прогресса, они сделают вас счастливым обладателем ненужного товара.

Недавняя история о том, как в самом центре Европы обнаружили цех вторичной переработки испорченного сыра дорогих сортов, навел меня на мысль, что методы наших торговцев постепенно осваиваются западными сородичами по бизнесу. В середине 2006 года в Германии разразился скандал: в нескольких магазинах обнаружили мясо с просроченным сроком реализации. Общественность возмутилась. Да так, что хозяин предприятия-поставщика от угрызений совести покончил с собой. А теперь представьте себе отечественного оптовика, который из-за поставки десятка-другого тонн просроченного товара наложил на себя руки. Смешно до коликов!

А принцип «На тебе, Боже, что нам негоже» отечественная торговля исповедует с незапамятных времен. Ведь еще Петр Великий драл кнутом купцов на конюшне за то, что те старались сбыть, в первую очередь, гниль и тухлятину, а пока долго и упрямо торговались, у них на складах сгнивали первосортные товары. Купцы испуганно втягивали головы в плечи и недоуменно разводили руками – мол, так и деды наши торговали, и прадеды…

Поверьте, отечественные супермаркеты не менее твердо и последовательно следуют этому принципу. Купить в них просроченный или даже испорченный товар легко, как на базаре. Вопреки высокой проходимости и бешеному товарообороту, продукция в супермаркетах залеживается.

Выявить «на глазок» некачественные продукты, завернутые в пленку или упакованные в специальные коробочки, практически невозможно. Вот и приходится покупать «кота в мешке». Патологически честный утвердительный ответ продавца на вопрос, свежий ли товар – не есть панацея от сомнительного качества покупки. Особую осторожность нужно проявлять, приобретая фасованные мясные и рыбные изделия, замороженные продукты.

Не сомневайтесь, залежалый товар периодически «освежается». Нет, не то, что он меняется на привезенный с базы. Просто сырое мясо моется в растворе марганцовки, копченую колбасу освежают моющими средствами типа FAIRY, а полукопченую – натирают растительным маслом, чтобы блестела и выглядела аппетитно. Куски колбасы или сыра оборачивают в свежую пленку, на которую приклеивают новый ярлык с «продленным» сроком годности, а фабричные упаковки с просроченной датой хранения вскрываются, фасуются и реализуются как развесные.

На вакуумную упаковку клеится новый ценник с указанием «продленного» срока годности. При миллионных оборотах любой супермаркет в состоянии приобрести машинку для перебивки сроков хранения или заказать партию голографических марок, чтобы, скажем, превратить «паленую» водку или сигареты в «оригинальные».

Легко удаляется срок годности с мягкой фольги, в которую упаковываются плавленые сырки. Свежие данные о сроках хранения наносятся на тетрапаки соков, молочных продуктов, коробки с тортами и т.п. Освоена технология нанесения новых сроков годности на стеклянную тару.

Важно знать при выборе товара, что самые свежие продукты обычно выкладываются на полках сзади. Дотошные бабушки никогда не возьмут из холодильников товар, лежащий сверху, обязательно копнут поглубже.

Еще одна подробность: практически никогда вы не найдете просроченного или негодного товара на полках, расположенных на уровне глаз и рук по периметру зала – эти места, как правило, оплачены серьезными производителями, которые дорожат имиджем своей торговой марки, и представители компании четко следят за своей продукцией.

«Провалить» в больших объемах некондиционный товар удобнее всего накануне праздников, но «особо сладкое» время – перед Новым годом. Еще осенью в магазинах откладывают конфеты, пережившие срок годности. В декабре их смешают со свежими, упакуют в красивые коробки и продадут, как готовые подарки.

Продукты сырьевой группы, у которых истек или заканчивается срок годности, непременно пойдут на переработку в цех кулинарии, который есть в каждом уважающем себя учреждении торговли. Если замороженную курицу никакими силами не удается привести в товарный вид, она попадает в гриль и каждые полчаса подогревается, чтобы покупателю казалось, что именно для него «с пылу – с жару» приготовили этот деликатес.

Размороженного бройлера можно с помощью специального кулинарного шприца «подкачать» соевой пастой, натереть морковным соком, подсушить феном так, чтобы кожица подтянулась до упругости, и продать втрое дороже – как только что привезенную из деревенской усадьбы.

Можно ли с этим бороться? Способы борьбы есть. Даже если спустя несколько дней вы обнаружили, что сыр в вакуумной упаковке купленный в супермаркете, оказался несвежим, не стесняясь, идите в магазин с кассовым чеком и требуйте замены продукта или возврата денег.

Безусловно, початый кусок сыра или открытую консервную банку администрация магазина забирать не захочет, но вот «неубиваемый» аргумент: а как, не попробовав продукт, вы могли узнать, что он некачественный? В этой ситуации закон на вашей стороне. И знайте, администрация магазина меньше всего заинтересована в такого рода скандале, тем паче в его развитии за пределами своих стен.

Возвращайтесь в магазин с чеком и требуйте возврата денег или замены товара и в том случае, если лишь дома вы обнаружили, что срок годности купленного продукта истек еще вчера. Следить за тем, когда истекает срок годности – обязанность продавца, а не покупателя.

Главное, сохраняйте кассовый чек до момента, пока не «оприходуете» все закупленные продукты, так как в чеке указан не только день, но и время их приобретения.

Всегда помните, что вы приносите в супермаркет свои честно заработанные деньги, а потому вправе требовать к себе уважительного отношения. Формула известна: покупатель всегда прав. Удачных вам покупок!

Геннадий Николаев, Главное

You may also like...