Автообдираловка по-украински

С 10-го января 2009 года в Украине вырос акцизный сбор на автомобили в 1,5-10 раз (в зависимости от объема двигателя). Также введены новые ставки налога с владельцев легковых автомобилей (в зависимости от объема двигателя). Несмотря на все эти изменения-повышения, есть и приятные для водителей моменты — для некоторых сделаны скидки, исключения, кого-то вообще «не тронули». Подробно.

Данные нововведения прописаны в законе Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения», принятом 25-го декабря 2008 года.

Что изменилось

Единственно чего удалось добиться автопроизводителям, так это уменьшение повышения акцизного сбора на кузова для сборки с 300 евро до 1000 грн. за 1 штуку (ранее было 200 грн за 1 шт).

Согласно закону, ставки акцизного сбора на автомобили с объемом цилиндра двигателя до 1 л повышаются в 2,5 раза — до 0,05 EUR за 1 куб. см, тогда как с двигателем от 1 л до 1,5 л — в 1,5 раза, до EUR 0,03 за 1 куб. см, с объемом двигателя от 1,5 л до 2,2 л — в четыре раза, до EUR 0,12 за 1 куб. см.

Вместе с тем, на автомобили с объемом двигателя от 2,2 до 3 л акцизы повышены в два раза — до EUR 0,12 за 1 куб. см (ранее правительство предлагало 10-кратное повышение), а на автомобили с двигателем более 3 л — в 10 раз до EUR 1 за 1 куб. см.

Для автомобилей с дизельным или полудизельным двигателем ставки акциза повышены: до 1,5 л — в 2,5 раза, до EUR 0,05 за 1 куб. см, от 1,5 до 2,5 л — в пять раз, до EUR 0,15 за 1 куб. см, более 2,5 л — в 10 раз, до EUR 1 за 1 куб. см.

Помимо повышения акциза, законом также приняты новые ставки налога с владельцев транспортных средств.

При этом изменена разбивка по объемам двигателей от 1801 до 3001 и более куб. см. В частности, на автомобили с объемом цилиндра двигателя от 1,8 л до 2,5 л ставки устанавливались в размере 10 грн со 100 куб. см на новые автомобили, 12 грн за 100 куб. см на эксплуатируемые до 8 лет, и 500 грн со 1000 куб. см на авто старше 8 лет.

На автомобили с двигателями от 2,5 л до 3,5 л ставки сбора составляли соответственно 25 грн (на новые), 30 грн (до 8 лет) и 750 грн (более 8 лет), более 3,5 л — соответственно 40 грн, 45 грн и 1 тыс. грн за 100 куб. см.

Неизменным транспортный сбор остается на автомобили с двигателем от 1, 8 л до 2,2 л (как новые, так и подержанные), а с 2,2 л до 3 л составляет 75 грн за 100 куб. см для новых и 90 грн для эксплуатируемых до 8 лет, и остается неизменным для авто старше 8 лет — 750 грн за 100 куб.см.

На автомобили с двигателем от 3 л ставки соответственно установлены в размере 120 грн, 135 грн и 1 тыс. грн за 100 куб.см.

Также неизменной остается ставки транспортного сбора при перерегистрации и техническом осмотре на легковые автомобили с двигателем до 1 тыс. куб см — 3 грн за 100 куб. см, с двигателем более 1 л до 1,5 л — увеличивается с 4 до 5 грн за 100 куб. см, от 1,5 л до 1,8 л — с 5 грн до 7 грн за 100 куб. см.

Неизменной остается ставка транспортного сбора с владельцев автомобилей с объемом цилиндра двигателя от 1,8 до 2,2 л — 10 грн за 100 куб. см, а на автомобили с двигателями от 2,2 л до 3 л и более 3 они увеличены соответственно до 75 грн и 120 грн со 100 куб. см.

А вот владельцы автомобилей, которые зарегистрировали свои транспортные средства до 1990 года, будут платить только 50% транспортного сбора, НО, если объем двигателя машины не превышает 2,500 куб.см.

«Пролетели по полной» с увеличением транспортного сбора владельцы автобусов. Их нововведения закона вообще не коснулись.

Водительская радость

Одной из приятных вестей для водителей стало продление срока прохождения государственного технического осмотра (ГТО).

Если раньше ГТО можно было пройти до 31.07 текущего года, то теперь — с 15.01 по 15. 12, — рассказал первый заместитель Департамента ГАИ МВД в Украине Сергей Левченко.

Согласно постановлению, также изменена периодичность прохождения ГТО. В частности, два раза в год проходят техосмотр средства, предназначенные для перевозки более 9 пассажиров, включая водителя, и специализированные средства для перевозки опасных грузов (с 15.01 по 30.06 и с 01.07 по 15.12).

Один раз в год — средства, предназначенные для перевозки груза с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн, а также специальные и специализированные, в частности, автокраны, такси, машины «скорой помощи» и др.

Один раз в два года — средства, предназначенные для перевозки 9 пассажиров, включая водителя, для перевозки груза — до 3,5 тонн, мотоциклы. Также один раз в 2 года проходят ТО механические транспортные средства:

— транспортные средства, последняя цифра года выпуска которых непарная — в год, который заканчивается на непарную цифру;

— транспортные средства, последняя цифра года выпуска которых парная или ноль — в год, который заканчивается на парную цифру и ноль.

Другим «снисхождением» для водителей стало то, что теперь они могут пройти техосмотр в любом регионе на любой станции технического осмотра (СТО), акредетованной для проверки технического состояния транспортного средства.

Кому из желающих субъектов ведения хозяйства дать право проводить техосмотры, решает межведомственная комиссия на местах (в областях — ред.), в которую входят представители Госстандарта, Минтранссвязи и ГАИ.

Однако, как выяснилось, не стоит сильно радоваться этим «привилегиям», поскольку они могут забрать больше как вашего времени, так и, возможно, ваших денег.

После получения протокола о прохождении ТО на СТО, водитель должен с этим протоколом явиться в ГАИ по месту регистрации транспортного средства или по месту временной регистрации транспортного средства, которая и выдаст талон о прохождении ТО, — отметил начальник отдела технической службы Департамента ГАИ МВД в Украине Рублюк Василий.

«Протокол, полученный на СТО, действует 45 дней, потому для водителя будет достаточно времени, чтобы приехать в ГАИ, завершить ТО и получить талон», — добавил он.

Более того, как отметил Левченко, передача полномочий проведения техосмотров транспортных средств субъектам ведения хозяйства поможет избежать субъективного отношения к водителю и его автомобилю при прохождении ГТО со стороны ГАИ, а также бороться с коррупцией.

«Если ГАИ будет проводить проверку технического состояния транспорта, и оно же себя контролирует, то это может привести к необъективности и коррупции, потому теперь законом определено, что ГАИ ведет госконтроль за прохождение ТО, а проводят его не предвзято субъекты ведения хозяйства», — пояснил первый зам.

При этом, единой или хотя бы граничной цены прохождения ГТО до сих пор нет. Стоимость прохождения техосмотра будут устанавливать сами субъекты ведения хозяйства.

А как отметил Рублюк, цена, как и время прохождения ГТО, может вырасти, если будет принят протокол Минтранссвязи.

Пока же, по данным Рублюка, на станциях диагностики ГАИ в Донецке, Киеве действуют прошлогодние тарифы — 45 грн. И если сейчас заполнение действующего протокола Госстандарта при прохождении ТО занимает 15-20 минут, то заполнение протокола, который предлагает Минтранспорта, займет минимум 30 минут, заявил Рублюк (одни только таблицы проверок составляют 11 страниц).

Уже сегодня в Украине действуют 141 уполномоченных СТО. Еще более 400 заявлений ждут своей аккредитации.

Сколько же всего нужно и будет СТО в Украине, чтобы обеспечить всех водителей прохождением ТО транспортных средств — затрудняются сказать сами ГАИшники.

«Для нас — чем больше, тем лучше», — подытожил Левченко.

Исходя из всего новопринятого, вспоминается старый добрый анекдот: «Женщины — мужайтесь, мужики — крепитесь…»

Список всех субъектов ведения хозяйства по Украине, которые уполномоченные проводить технический осмотр транспортных средств, можете найти здесь.

Татьяна Дячук, Nobest
 

 

Читайте также: