Как противостоять «аппетитам» работников ГАИ: советы

Новые штрафы за нарушение Правил дорожного движения славно влились в жизнь украинского водителя. Теперь завзятые нарушители могут серьезно пострадать от своего самоуверенного поведения за рулем. И если раньше их могла остановить только наша дорога, которая с каждым годом становится все более похожей на место артиллерийских учений, либо неработающий, но практически применяемый радар, то сегодня им предстоит столкнуться с серьезным препятствием лихой езде — «технически подкованным» представителем ГАИ.

К сожалению новые технологии (как, кстати, и новые штрафы) за свой пятимесячный срок существования так и не нашли четкого механизма применения. Все чаще наблюдаются последствия провала широкомасштабной информационной кампании ГАИ по донесению до общественности сути изменений в действующем законодательстве. И все чаще страдают не завзятые нарушители, а вполне законопослушные участники дорожного движения.

До боли знакомое приветствие: «нарушаем…..» теперь подкрепляет свой глубокий смысл за счет фотоаппарата «ВИЗИР» и невидимой видеокамеры слежения за дорогой. Как результат — нездоровый аппетит сотрудника ГАИ.

Если вы исповедуете принцип «против лома нет приема», смело можете искать в своем бумажнике купюру соответствующего номинала. Если же нет — нормы действующего законодательства помогут вам достойно выйти из спорной ситуации на дороге, а также «вылечат» инспектора ДПС.

Итак, в случае уверенного взмаха полосатого жезла в вашу сторону остановитесь с соблюдением требований ПДД. Не выходите из машины. Ни один нормативно-правовой акт не обязывает к этому водителя транспортного средства.

Не стоит забывать: большинство рядовых нарушений на дороге увидеть из-за дерева или куста достаточно сложно. Как правило, нарушение определяется сотрудником ГАИ уже в процессе непосредственного общения с водителем, путем так называемого «тактического прощупывания» его, особенно, если инспектор обнаружил вашу растерянность или неуверенность. Поэтому, прежде всего, нужно оставить страх и настроиться на объективный диалог, а не на допрос, как это часто бывает с большинством граждан.

В соответствии с частью 2 ст. 5 Закона «О милиции» сотрудник ГАИ, обращаясь к гражданину, обязан назвать свою фамилию, звание и по требованию гражданина предоставить служебное удостоверение. Кроме того, водитель имеет право знать причину остановки (подпункт «в» п. 2.14 Постановления КМУ «О Правилах дорожного движения»).

Если сотрудник ГАИ проявляет признаки невежливого отношения, необходимо потребовать его служебное удостоверение, из которого переписать его личные данные для возможной подачи жалобы руководству ГАИ, в прокуратуру или суд.

После приветствия водитель обязан передать документы на право управления транспортным средством. Исходя из положений п. 2.1 того же Постановления КМУ, таких документов должно быть четыре — удостоверение на право управления транспортным средством, талон к удостоверению, регистрационный документ на транспортное средство и полис обязательного страхования.

В случае если сотрудник ГАИ требует предъявить содержимое багажника (либо салона) необходимо потребовать пояснения причин досмотра транспортного средства, и напомнить ему, что такие действия производятся только в случаях административного задержания и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (п. 6 ст. 11 Закона «О милиции»).

Напомню, что инспектор ДПС не имеет права вне уголовного процесса самостоятельно открывать замок салона транспортного средства либо багажника.

Однако, наиболее ретивых работников ГАИ это может и не остановить. В таком случае, водителю следует предложить милиционеру составить протокол административного задержания либо протокол задержания по подозрению в совершении преступления. Кроме того, необходимо предупредить инспектора дорожно-патрульной службы, что все действия, которые он собирается осуществить лично, требуют присутствия двух понятых, обязательного составления протокола досмотра или обыска.

Следует знать, что статьи 260, 267 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП — авт.), устанавливают право водителя на возмещение ущерба, нанесенного незаконным задержанием, досмотром, изъятием вещей.

По поводу временного изъятия удостоверения водителя следует знать, что, в соответствии со статьей 265‑1 КоАП, такая мера воздействия может наступить лишь за нарушение, которые наказываются лишением права управления транспортным средством и не более чем на три месяца с момента такого изъятия.

Таких правонарушений КоАП предусматривает всего шесть:

1) управление транспортным средством, с техническими неисправностями (при повторном совершении в течении одного года (ст. 121);

2) превышение скорости движения, что привело к аварийной ситуации (ст. 122);

3) неисполнение требования работника ГАИ остановить транспортное средство (ст. 122‑2);

4) нарушение правил переезда железнодорожных путей, что привело к созданию аварийной ситуации (ст. 123);

5) нарушение, которое привело к повреждению транспортных средств и другого имущества (ст. 124);

6) управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения (ст. 130).

В каждом из перечисленных случаев сотрудник ГАИ обязан выдать временное разрешение на право управления транспортным средством и сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении.

Теперь — об известной спорности в вопросах, связанных с доказательством фактов управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения. Ни в одном законодательном акте четко не прописано, что такое опьянение и после приема какой дозы алкоголя и препаратов человек считается находящимся в опьянении.

Для того чтобы избежать недоразумений и ложных доказательств (если водитель отрицает факт опьянения), ему нельзя подписывать протокол, где указано, что он что-то пил или что-то принимал. Но наряду с этим, никоим образом, нельзя отказываться от медицинского обследования — это равносильно приговору. Напротив, необходимо потребовать выехать вместе с сотрудником ГАИ на медицинское освидетельствование. Причем это стоит делать на транспортном средстве инспектора ДПС, а свой автомобиль лучше оставить закрытым на месте остановки. Отказать в этом вам не имеют права, что, в принципе, четко усматривается из ст. 266.

И еще один небольшой совет — у вас в мобильном телефоне должен быть записан телефон доверия управления ГАИ области и телефон доверия Департамента ГАИ МВД Украины. Иногда ваши знания правовой базы стоит подкреплять обычным телефонным звонком.

Рассказанное выше — попытка проанализировать лишь часть нормативно-правовой базы, выделить алгоритм общения и просто дать совет.

Игорь Пахомов, юрист, Час пик

Читайте также: