Как бороться с ресторанным шулерством

В мае 2003 года корреспонденты «Известий» стали жертвами крупного ресторанного мошенничества на ВВЦ. А через три недели – свидетелями омоновской зачистки жуликоватых забегаловок в этом популярном месте. Однако спустя несколько лет, несмотря на очередную смену руководства выставки, все вернулось на круги своя. Рестораторы снова дурят расслабившихся посетителей – да так, что тем приходится созывать родню с матпомощью. Корреспонденты «Известий» рискнули еще раз пообедать на ВВЦ. И поделиться опытом – как не дать себя облапошить. 

– Прошлой осенью зашли с сестрой в шашлычную возле аттракционов, – рассказывает москвичка Анна Григоренко, – приценились к меню. Выходило рублей на 700-800. Заказали шампур шашлыка по 100 рублей за 100 г. Официантка, уже уходя, через плечо уточняет: с зеленью? Ну да, говорим. Подали мясо с пучком кинзы и розетки с соусом, к которому мы не притронулись. Несут счет: 2,5 тысячи рублей! Якобы шашлыка там было кило двести, а на зелень отдельная цена: 150 рублей за 50 г, а граммов насчитали 200, плюс аджика сколько-то… Мы еле-еле наскребли эти 2,5 тысячи.

Девушкам еще повезло. Не всем удается наскрести

«Нас сегодня роскошно поимели на 3 тысячи рублей, – рассказывает о событиях мая 2008 года блогерша crazyprotein. – Заказали шашлык (1 шампур), 1 салат из свежих овощей, 1 порцию овощей на гриле, 2 пива… Счет оказался на 3386 рублей. После долгих препирательств (мы пытались им впарить мой телефон) пришлось мне ждать, пока Олег сгоняет за деньгами».

«Когда принесли счет, удивились еще больше, поскольку хотя порции и были огромны, но все-таки не до такой степени, – пишет в своем Живом Журнале блогер vgorshenin, отведавший на ВВЦ шашлыка 11 июля этого года. Его семье с малолетними детьми в ресторане «Империал» выкатили счет на 5,5 тысячи – примерно вдвое выше ожидаемого. – Тут-то мы и обратили внимание, что вокруг сидят люди, которые давным-давно все съели». Как поясняет блогер, люди ждали, пока им подвезут деньги знакомые.

«Известиям» ничего не оставалось, как отправиться в этот самый «Империал».

– Я первый день работаю, – зачем-то сразу соврала (как мы догадались) официантка Настя.

Урок первый: официант заранее оправдывается – ждите «ошибок» не в вашу пользу

Заказываем на двоих: шашлык из баранины («4-5 кусочков». – «Да-да») по 160 руб. за 100 г, салат из свежих овощей за 250 руб., зелень за 100 руб., хлеб за 20, соус за 70 и напитки на 160 руб. Итого по прейскуранту 600 руб. Без шашлыка – потому что заранее неизвестно, сколько его будет. Наверняка вдвое больше, чем просили.

Так и есть – принесла 8 кусков. О’кей, 8 по 80-100 г – выйдет 1200-1300 руб. Значит, в сумме 1900 руб. максимум. Но это еще не все. Вместо простого хлеба за 20 руб. нам достался лаваш за 30. А еще лук (40 руб.), который мы не заказывали. Значит, 1950 руб. Смолчали, едим.

Урок второй: запоминайте или записывайте цены своего заказа

Настя то и дело порывалась отобрать у нас меню. Отдали лишь после того, как убедились, что фотокамера в телефоне зафиксировала все, что нужно.

Урок третий: повышенная забота официанта о меню, тем более в пустом зале, имеет только одно объяснение – вас хотят лишить аргументов, если начнете качать права

Наконец, вот он, счет, – на 2000 руб.

– А почему салат стоит 300 руб., а лаваш 60?

– Такие цены. Вы видели меню.

– Видели. И помним цены – 250 и 30 руб.

– Ой, я первый день работаю, пойду у хозяйки спрошу.

Настя убегает и возвращается, как мы и подозревали, с другим меню.

– Извините, ошиблась – дала вам зимнее меню (16 июля на дворе! – «Известия»). Вот летнее, там как раз такие цены. Лаваш – 60, салат – 300 руб. (Выходит, летом огурцы с помидорами обходятся ресторану дороже, чем зимой. – «Известия»)

– Тогда почему шашлык вы посчитали по зимнему меню, если все остальное – по летнему?

Вопрос оказался на засыпку. Настя опять побежала «к хозяйке».

– А лук мы вообще не заказывали, – крикнули мы ей вдогонку.

Через минуту Настя вернулась с исправленным счетом. Салат удешевила на 50 руб., лук вычеркнула. Но поскольку мы его съели, требовать возврата 40 руб. за дорогой «летний» лаваш вместо заказанного дешевого «зимнего» хлеба не стали.

Урок четвертый: если правы – упорствуйте. Но без фанатизма

Нас, свежих, самых первых и единственных гостей попытались «развести» на небольшие деньги. Очевидно, к вечеру масштаб обмана растет вместе с потоком посетителей и уровнем алкоголя в их крови.

– Это стандартный обман на ВВЦ, – говорит специалист Общества защиты прав потребителей Игорь Романов. – Случаи подобного мошенничества встречались на выставке еще в 1980-х годах. Люди там работают опытные. Да, это некрасиво, сотрудники предприятия нарушают моральные нормы. Но если в меню четко прописано, что цены указаны за 100 г и что порция хлеба стоит 500 руб., пусть и мелким шрифтом, закона они не нарушают. Некоторые кафе используют два меню. Одно, с низкими ценами, вам приносят до трапезы.

Второе, с завышенными ценами, существует для разбирательств после выставления гигантских счетов – все цены в нем подогнаны под предъявленный счет. А лучше вообще не ходить в такие шашлычные. Проверяют и штрафуют их крайне редко. Жаловаться в Роспотребнадзор без четкой доказательной базы – меню, чеков, фотографий – бессмысленно. Доказать, сколько человек съел в действительности, почти невозможно.

Спасибо, конечно, за бесплатный совет, но, как нам кажется, есть и другой путь. Например, крупными буквами прописать в законе о лицензировании точек общепита, что в меню цены и граммы должны быть указаны тем же шрифтом, что и названия блюд. И штрафовать нарушителей так, чтобы облапошивать «лохов» стало просто невыгодно. Тем более что норма прибыли в столичных кафе и ресторанах давно уже превышает все разумные пределы. Это знает каждый, кто пировал в европейских закусочных.

Юлия Игнатьева, Николай Морозов, Известия
 

You may also like...