Поддельные сыры: украинский покупатель беззащитен?

Результаты Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест» показали: в целях экономии производители стали активнее подмешивать в твердые сыры жиры растительного происхождения. При этом мы с удивлением узнали, что из-за отсутствия финансирования, государственный контроль за действиями производителей нынче отсутствует! 

Добавлять в продукцию растительные жиры не противозаконно. Но только в том случае, если подобный товар называть правильно – не сыром, а «сырным продуктом». Однако, на украинских прилавках, судя по этикеткам, продается главным образом только сыр…

Пользы немного

Центр «Тест» обратил внимание на качество твердых сыров двух видов – голландского и российского, учитывая их особую популярность. Всего было исследовано 16 образцов таких торговых марок, как «Добряна», «Коляда», «Роси», «Славія», «Шостка», «Комо», «Молочний шлях Пирятин», «Тульчинка», «Клуб сыра». Эксперты обращали внимание на маркировку, упаковку, микробиологические показатели, вкус, запах, цвет и консистенцию продукта, а также проводили идентификацию жира и выявляли содержание в продуктах генно-модифицированных организмы (ГМО).

Как отметил глава центра Валентин Безрукий, исследования проводятся каждый год и их результаты показывают, что в целом качество твердых сыров в Украине остается стабильно хорошим. Кроме того, при их производстве не используются ГМО-компоненты, как это часто бывает с колбасными изделиями.

Единственно, что омрачило результаты исследования – это выявление растительных жиров в голландском сыре марки «Сирно» и российском сыре марки «Тульчинка» в количестве 42,5% и 48,7% соответственно. Использование немолочных жиров крупным производителем может создать плохой прецедент, уверены исследователи. «Мы боимся, что появление фальсификатов в таком случае станет лавинообразным. Ведь по сырам мы никогда не замечали фальсификацию, поэтому важно пресечь это в корне», – подчеркивает г-н Безрукий.

В целом использование растительных жиров в сыре абсолютно безопасно, и это является общемировой практикой, подтверждает глава Украинского молочного комитета Международной Молочной Федерации Александр Чагаровский. Загвоздка только в том, что компания обязана называть такой товар не сыром, а сырным продуктом.

Иначе это подмена понятий с целью введения в заблуждение потребителя. Для него подобная технология производства имеет двоякую выгоду. С одной стороны, молочный жир содержит холестерин и поэтому использование растительного жира делает продукцию полезнее. В ряде европейских стран, например, именно с учетом этого фактора активно прибегают к такой технологии. Но с другой стороны, она упрощает продукт и лишает его своего основного ценного свойства – кальция. Ведь 70 граммов сыра способны заменить пол-литра молока.

За последние три года представительства Госпотребстандарта в областях только один раз получили средства на исследования – около 2 млн грн, тогда как просил у Минфина сумму в десять раз большую. На этот год денег из госбюджета не выделено вовсе

В добавок, производителю такая технология позволяет неплохо заработать, поскольку она на 10% уменьшает себестоимость товара. При этом конечную цену для потребителя, как показывает практика, можно оставить на старом уровне. Так, образец голландского сыра «Сирно» работники центра «Тест» приобрели для проверки по цене 56 грн за килограмм, а российский сыр «Тульчинка» стоил 43 грн/кг.

Производителя ударят по карману

Свои результаты центр «Тест» передал в Антимонопольный комитет и надеется, что после ознакомления с ними органы примут меры, признав действия производителей противоконкурентными. По крайней мере, такое уже было два года назад, когда под запрет попала часть технологических условий, по которым производилась томатная паста, не являющаяся, по сути, томатной пастой.

В развитых странах на производителя, как правило, большое влияние оказывает сам покупатель, массово отказываясь приобретать ту или иную продукцию. Это служит компании хорошим напоминанием о том, для кого она производит свой товар. У нас же пока такого сильного ответа потребитель не может дать производителю и основным рычагом влияния остается снятие некачественного товара с реализации, хотя этого крайне недостаточно, уверен Валентин Безрукий.

«Должны наказывать штрафами и не только снимать с продажи, но и ликвидировать продукт. Ведь как только идет удар по карману производителя, так сразу и у него возникает желание что-то исправить», – отмечает эксперт.

В Госпотребстандарте тем временем «ФинЗах» сообщили, что по закону комитет не может изымать товар и утилизировать его. «У нас нет на него права собственности, поэтому мы можем только снять с реализации», – поясняет Олег Хомин, начальник отдела по связям с общественностью Госпотребстандарта. В таком случае недобросовестному производителю ничего не стоит снова выставить на продажу признанный некачественным товар, и комитету со своей стороны остается разве что повторно снять его с реализации.

Собственные лабораторные проверки качества продуктов Госпотребстандарт на сегодня, к сожалению, не проводит. С 2007 г. все они должны проводится за счет бюджета, а не предприятия, как это было раньше. Но, как часто бывает, закон депутаты изменили, а денег выделить забыли. За последние три года представительства комитета в областях только один раз получили средства на исследования – около 2 млн грн, тогда как Госпотребстандарт просил у Минфина сумму в десять раз большую.

Воздействовать на производителя могут не только государственные органы, но и профессиональные объединения, в которые входят компании. В таких организациях действует свой кодекс чести и его нарушение влечет за собой исключение из объединения.

Что нужно знать?

Однако, чем полагаться на кого-то, лучше самому внимательно знакомиться с информацией о товаре перед покупкой. Во-первых, потребителю нужно знать, что сыр по 25 грн, который часто продают в магазинах с надписью «Акция!», вряд ли является настоящим сыром. Скорее всего, это как раз и есть сырный продукт, поскольку реальная стоимость сыра не может быть ниже 33-35 грн, говорят эксперты. Хотя в тоже время, как отмечает Александр Чагаровский, сейчас внутренний рынок переполнен сыром и не исключен демпинг.

Во-вторых, желательно приобретать товар, на котором присутствует этикетка производителя. Очень часто магазины делают собственную расфасовку и оставляют на ней только свою этикетку или же заклеивают этикетку производителя так, что невозможно узнать ни дату изготовления, ни состав.

Что касается состава, необходимо смотреть на наличие пищевых добавок. При изготовлении твердых сыров используются обычно только две абсолютно безвредные добавки – хлористый кальций Е509 и краситель аннато Е160b. Первая необходима для того, чтобы молоко быстрее свертывалось ферментом, а вторая является натуральным красителем, который получают из семян тропического кустарника.

Еще одна распространенная пищевая добавка, калий азотнокислый Е252, является менее благоприятной для потребителя, однако, она подавляет нежелательную микрофлору в молоке при производстве. Присутствие же в составе сыра каких-либо других добавок должно насторожить покупателя.

 Светлана Сугак,  «ФинЗах»

You may also like...