Константин Косяченко: «За подделку антибиотиков и кардиопрепаратов нужно сажать в тюрьму»

А сегодня в Украине за продажу фальшивых лекарств аптеке «светит» лишь 170 гривен штрафа. Как правильно покупать лекарства и как отстоять свои права в случае приобретения некачественного товара. 

Украинских лекарств больше, но прибыли от них…меньше

По данным ВОЗ, ежегодный доход от продажи поддельных лекарств составляет около $50 миллиардов. А в Украине только за период с 1 января по 19 сентября 2009 года запрещены 32 серии 22-х наименований фальшивых лекарственных препаратов. Константин Косяченко, заместитель главы государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, рассказал о том, как правильно покупать лекарства и как отстоять свои права в случае приобретения некачественного товара.

– Константин Леонидович, откуда же берутся фальшивые лекарства?
– Поддельные лекарства чаще всего производятся в странах третьего мира или подпольно даже в Евросоюзе, а потом их нелегально завозят к нам. Еще иногда в прессе появляются известия о том, что в Украине вроде бы обнаружили подпольный завод, но это – единичные случаи. Объем фальсификата на отечественном рынке невелик – около 1%, и это очень хороший показатель, так как в других станах эта цифра может колебаться от 10-30% (по данным ВОЗ, в России «ходит» около 10% подделок, в Европе – 7%. – «СЕЙЧАС»).

Но бывают и скандалы, как с Пенталгином, когда вполне официально его производили наравне с настоящим на одном и том же предприятии Владимира Брынцалова. Вообще я считаю, что за подделку антибиотиков и кардиопрепаратов нужно сажать в тюрьму. Ведь человек, надеясь получить экспресс-помощь, серьезно рискует своим здоровьем и даже жизнью.

– Как вы считаете, почему подделки вообще попадают в наши аптеки?
– Это редко бывает злой умысел. Это, скорее, проблема кадров, недостаточный уровень квалификации тех работников, которые товар принимают. Если специалист опытный, он сразу же определит плохой товар и вернет его. А куда его девают потом – нам неизвестно.

В Европе интернет-аптеки считаются самым популярным путем распространения подделок

– Как вы относитесь к интернет-аптекам? Ведь сейчас доставки на дом пользуются большой популярностью.
– Отрицательно отношусь. В Европе, кстати, они считаются самым популярным путем распространения фальшивых лекарств. Давайте рассуждать логически: ведь врач даст вам рецепт, и в аптеке провизор поймет, что именно вам нужно. А что в интернет-аптеке? Приедет простой курьер, который в лекарствах и не разбирается и, возможно, привезет совсем не то.

– Почему на одно и то же лекарство цена может колебаться, например, от 20 до 50 грн.?
– Мы пытаемся это как-то упорядочить введением регистрации цен на лекарства, чтобы был предел, выше которого цена назначаться не может. Сейчас есть только регулировка наценки. Но, сами понимаете, что для регулировки все равно нужна база. Приведу пример: приходит препарат от компании Х за 1 грн., и тот же препарат от компании Y за 2 грн. Тут наценка уже роли не играет. Нужна первоначальная цена производителя как основа. И если лекарство, себестоимость которого 1,5 грн., продают по 1 грн., вот тут может появиться опасение, что это – фальсификат.

– Когда возможно введение этой регистрации?
– Если соответствующее постановление Кабмина будет принято, то, думаю, что твердые цены на основные группы лекарств, входящих в национальный перечень, будут обозначены уже к Новому Году.

– Расскажите, как же в аптеке не купить подделку?
– Покупатель должен рассмотреть упаковку и прочитать вкладыш. Если говорить об органолептическом методе определения (органолептика – метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. – «СЕЙЧАС»), то насторожить может запах, поврежденные края упаковки, непривычный цвет или форма таблеток, вкрапления, которых быть не должно.

– Но если мы все-таки купить фальшивку, куда можно пожаловаться, чтобы восстановить справедливость?

Сейчас на рынке лекарств 78%отечественных препаратов

– В каждой области есть инспекция по контролю за качеством лекарственных средств. И в каждой аптеке в уголке потребителя есть телефон этой инспекции. Там вам дадут квалифицированную консультацию. Например, если упаковка лекарства, форма таблеток поменялась или вы почувствовали, что привычные средства не помогают. Но анализ спорного лекарства сразу делать не будут. Если до этого дойдет, сотрудники инспекции придут в аптеку, где был приобретен препарат, и изымут его. Ведь может быть еще и такой случай, что человек, который купил лекарство, сам просрочил срок годности или неправильно хранил препарат.

– А можно ли вернуть свои деньги за некачественные лекарства? Ведь сейчас они стоят очень недешево.
– Конечно, можно. Ведь не подлежат возврату или обмену только лекарства надлежащего качества.

– Могут ли отобрать лицензию у аптеки, которую поймают на торговле поддельными лекарствами?

Максимальный штраф за продажу поддельных лекарств в аптеках – 170 грн

– Могут. Но, к сожалению, это не так просто из-за лояльности нашего законодательства. Во-первых, мы должны предупредить аптеку за 10 дней, что будет проверка. За это время, согласитесь, недобросовестные работники аптеки успеют хорошо подготовиться. Если вдруг этого не случится, и не очень расторопный аптекарь зазевается, то на первый раз налагается штраф. Максимально эта сумма составляет 170 грн. И только после второй проверки, если нарушения будут снова выявлены, мы можем аннулировать лицензию. Я считаю, что это – несерьезное наказание. Например, во Франции за торговлю фальшивыми лекарствами наказывают как за торговлю наркотиками.

– Объем лекарственного рынка в 2007 году составлял 2,3млрд. долларов. А какая цифра сейчас?
– Примерно такая же. Были прогнозы, что эта цифра достигнет 3 млрд., но этого не случилось. Может, она чуть меньше, из-за роста доллара. Сейчас существует такая тенденция, что люди начали покупать украинские препараты. На рынке лекарств 78% – это отечественные препараты, а 22% – импортные. Но вот какой парадокс получается – 30% оборота приносят наши лекарства, а 70% – импорт. Вот такая дикая диспропорция.

Светлана Мысляковская, СЕЙЧАС

You may also like...