Жизнь или пин-код! Кредитки: как спасти деньги на карте

В прошлом году по статистике правоохранительных органов в Украине произошло не менее 300 случаев мошенничества с банковскими карточками. Эксперты считают, что больше всего жуликов «кружит» вокруг банкоматов и в Интернете. А вот в магазинах и ресторанах они – гости редкие. О том, как еще можно спасти деньги от мошенников, если дозвониться в банк невозможно.

Жизнь или пин-код!

Один из самых излюбленных объектов для карточных мошенников – банкоматы. Как рассказал «АиФ» начальник управления компьютерных технологий банка «Национальный кредит» Игорь Дубривный, самые «непродвинутые» мошенники прибегают к обычному грабежу – угрожая владельцу карты ножом, требуют ввести пин-код, а затем отбирают полученные в банкомате деньги.

Но чаще ведется «тихая охота» с помощью технических ухищрений. Например, на банкомат устанавливаются специальное считывающее устройство-скиммер и накладная клавиатура. «Два этих изобретения позволяют злоумышленникам считывать данные карты и одновременно информацию о введенном пин-коде. А некоторые модификации таких устройств даже оснащены устройствами беспроводной передачи данных, так что собранная информация попадает в руки мошенников максимально быстро», – рассказывает эксперт.

Чтобы избежать мошенничества, нужно соблюдать несколько простейших правил. Перед тем как вставлять карту в кардридер, осмотрите банкомат. Не оснащенная посторонними устройствами машина не должна иметь выступающих за плоскость корпуса устройств. Щель кардридера может быть утоплена относительно корпуса, но ни в коем случае не выступать за него.

А клавиатура должна быть установлена в одной плоскости с элемента ми корпуса. «Увидеть и распознать дополнительное оборудование на банкомате довольно просто – оно очень хорошо выделяется, выглядит инородным. Кроме того, избегайте банкоматов, установленных в плохо освещенных и малолюдных местах – именно они чаще всего и становятся объектами установки скиммеров», – сообщает И. Дубривный.

Если вы заметили на банкомате подобное устройство, немедленно звоните в банк.

Магазины-рестораны – тоже место для обмана

Иногда мошенники крадут деньги с электронных карт при расчетах в магазине или ресторане. В таких преступлениях бывают замешаны кассиры, завербованные лидерами так называемых кардерских организаций. По словам начальника отдела мониторинга клиентских операций Укрсоцбанка Оксаны Задорожной, эти преступники формируют целую сеть информаторов из числа обслуживающего персонала. Их снабжают необходимым для мошенничества оборудованием.

Поэтому нужно смотреть, чтобы кассир, когда считывает информацию с вашей карточки, проводил ею через карточный терминал той стороной к себе, на которой стоит ваша подпись. «Во многих предприятиях сферы обслуживания кредитную карту часто уносят из поля зрения клиента. Этим и пользуются злоумышленники», – предупреждает О. Задорожная.

Когда посетитель ресторана, чтобы расплатиться по счету, отдает официанту свою карту, мошенник в течение нескольких минут может похитить всю информацию, необходимую для подделки этой же карты. Он проводит ее не только через терминал и снимает деньги по счету, но и пропускает через специальное устройство – энкодер. А чтобы получить пин-код, мошенники приносят владельцу карты терминал и просят ввести необходимую комбинацию цифр, подсматривая его или считывая другим устройством.

Сеть и ее уловки

Распространены мошеннические операции и при оплате через Интернет. Здесь пространство для деятельности мошенников настолько велико, что гарантировать полную безопасность, пожалуй, невозможно. Данные в Сети можно перехватывать в процессе оплаты. Причем опасность может исходить и от самого компьютера – если в него смогли пробраться специальные вирусы.

«Поэтому первое, о чем должен задуматься человек, планирующий осуществлять оплату через Интернет, – безопасность компьютера. Обязательно следует устанавливать антивирусные программы и регулярно их обновлять», – советует И. Дубривный. Что до самой оплаты, то правила довольно просты. Безопасная оплата может осуществляться только с помощью банков и сертифицированных платежных систем.

Проще говоря, при нажатии кнопки «оплатить» интернет-магазин должен перенаправить пользователя на страницу банка-партнера или платежной системы (например, «Portmone»). При этом браузер может предупредить клиента о передаче данных по защищенному протоколу, а страница, на которую перенаправлен клиент, должна начинаться с буквосочетания «https» (к привычным http добавляется буква «s», что означает «secure»).

В процессе оплаты банк или платежная система запрашивают номер карты, срок ее действия, иногда – имя держателя и CVV-код – три цифры, указанные на обратной стороне карты. «Ни в коем случае нельзя вводить пин-код карты. Если вам поступило такое предложение – это автоматически означает попытку мошеннических действий», – считает эксперт. В любом случае, если вам приходится часто рассчитываться в Интернете с помощью карточки, заведите отдельную дебетную карту, специально для этих целей. И пополняйте ее по мере необходимости.

Как уберечься от воров

● При получении карточки необходимо сразу же подписать ее шариковой ручкой на специально отведенной полосе с обратной стороны. При отсутствии вашей подписи на карточке существует вероятность ее использования в мошеннических целях.

● Не разрешайте посторонним лицам снимать деньги с вашего счета.

● Деньги снимайте в банкоматах, установленных в помещениях банков или рядом с ними.

● Подходя к банкомату, проверьте, не следит ли кто-нибудь за вами.

● Во время набора пин-кода прикрывайте цифры рукой.

● Если вашу карточку «зажевал» банкомат, не отлучайтесь от него. Если нет мобильного телефона, лучше попросите позвонить по телефону в банк кого-нибудь другого.

Светлана Торшина, АиФ

*****

Кредитки: как спасти деньги на карте

Что делать, если платежную карту украли? Ничего особенного: звонок в банк – и все операции заблокированы. А теперь о том, как еще можно спасти деньги от мошенников, если дозвониться в банк невозможно.

Блокирование карты – мягкое решение. Оно позволяет сэкономить, если потерявшаяся карта все-таки найдется

Однажды с автором статьи произошла одна неприятная история. Оказалось, что «кредитка», которая всегда была в кошельке, пропала. И, что хуже всего, деньги нужны были срочно, а до зарплаты оставалось еще больше двух недель. Естественно, подозрение сразу же упало на злоумышленников, поэтому карта была моментально поставлена в стоп-лист и заблокирована.

Банку был заказан перевыпуск новой карты, причем в спешном порядке. Для этого пришлось поехать в отделение, где была открыта утерянная карта (а это другой конец города), заплатить двойную цену за переоформление и ждать три дня.

Естественно, возник вопрос – а можно ли все сделать быстрее и с меньшими расходами? Ведь если такая ситуация произойдет за рубежом, то можно оказаться в весьма щекотливой ситуации.

Остановите карту

«Среди способов блокировки или разблокировки карты и постановки карты в стоп-лист выделяют классический звонок в call-центр, а также мобильный банкинг, интернет-банкинг или проведение этих операций через сайт банка», – рассказывает начальник отдела развития карточного бизнеса «СЕБ Банка» Геннадий Ремизов.

Плата за эту услугу зависит, прежде всего, от того, будут ли операции по карте запрещены только по Украине или по всему миру. Обычно за постановку в локальный стоп-лист банки денег не берут. Если придется раскошелиться – то на символические 1–2 грн, максимум на 30–50 грн.

А вот постановка в международный стоп-список (электронный или бумажный) самой платежной системы – услуга подороже. Обычно она доступна для держателей карт классов Visa Classic/MasterCard Standard и выше, реже – для самых простых карт типа Visa Electron. Такая блокировка может потянуть на $80–100 и больше.

«Стоимость данной услуги может составлять за каждый месяц нахождения в стоп-листе в каждом регионе платежной системы для карт Visa $85, для карт MasterCard – $60 за 1–6 месяцев и $110 за 7–12 месяцев», – объясняет директор департамента розничного банкинга Укргазбанка Антон Косторниченко.

Обычно глобальным стоп-списком пользуются те, кто находится за границей и по какой-либо причине лишился карты. Хотя и будучи в Украине постановка в мировой стоп-лист не лишена смысла, особенно если на карте находится крупная сумма. Ведь если злоумышленник и сбежит за границу, он все равно не сможет потратить деньги.

Кстати, в стоп-лист можно поставить и Visa Virtuon – карту, предназначенную только для платежей в Интернете и не имеющую магнитной полосы. Это можно сделать, когда есть подозрение, что реквизиты карты украдены при покупке товара. Стоимость блокировки – около 10 грн.

Срочная замена

Естественно, после блокировки карты ее держатель лишается возможности платить за товары и услуги. А для того чтобы вновь обзавестись «пластиком», придется заказывать перевыпуск карты.

«Штамповка» новой карты зависит от ее класса и срочности процедуры. Перевыпуск простейших карт класса Electron или Maetsro обойдется в 10–30 грн за обычный срок выпуска и до 70 грн за срочный. Хотя вполне возможно, что банк не станет восстанавливать утерянную карту данного класса, придется закрывать карточный счет и оформлять все по-новому.

Перевыпуск карт класса Classic может стоить 50–100 грн (если срочно – около 300 грн), замена утерянной «золотой» карты обойдется в 250–350 грн, а за переоформление в сжатые сроки могут взять еще 120–300 грн. Цена перевыпуска карт класса Platinum может «перевалить» за 1000 грн.

Если владелец карты находится в пределах Украины, ему достаточно обратиться в то отделение банка, в котором был открыт карточный счет (некоторые банки дают возможность переоформить карты в любом из своих офисов), заплатить все необходимые комиссии и ждать новую карту от двух-трех дней до двух недель. Снять наличность можно и через кассу банка.

Однако если карта потерялась за рубежом – все значительно сложнее. Дело в том, что возможность не только экстренного перевыпуска, но даже снятия наличности при постановке карты в стоп-лист доступна только для держателей карт премиум-класса.

Владельцы карт Gold и Platinum, находясь «за бугром», могут заказать срочный перевыпуск (сервис emergency card), заплатив за это около $250, и снять со своего счета «экстренную сумму», правда, за «неслабые» комиссионные: $5000 наличными – $200 банку в карман.

Для всех остальных выход один: позабыть о лежащих на карте деньгах до конца отпуска или командировки за границей. Именно по этой причине владельцам рядовых карт есть резон либо иметь несколько карт, либо дополнительно брать с собой наличные.

Нетипичные ситуации

За разблокировку нашедшейся карты банк денег не возьмет. Для этого достаточно или звонка в банк, или заявления. Однако нужно уточнять: поддерживает ли банк эту услугу вообще, так как не исключено, что он «убивает» карту навсегда, и в любом случае придется оформлять новую. Естественно, за деньги.

«Разблокировка после ранее некорректно введенного ПИН-кода чаще всего требует посещения отделения и письменного заявления», – рассказывает начальник управления карточного бизнеса «Астра Банка» Сергей Головань.

А вот если карту по каким-либо причинам «съел» изголодавшийся банкомат, например, из-за трехкратного ввода неправильного ПИН-кода, – тогда процедура сложнее. Сразу необходимо звонить в службу поддержки и просить оператора заблокировать карту (если банк это не делает автоматически), так как до момента ее получения может пройти немало времени. Дело в том, что для изъятия карты банкомат вскрывают инкассаторы, и лишь после этого она попадает банк. На все эти процессы обычно уходит несколько дней.

Далее владелец должен приехать в банк с паспортом, написать заявление (на разблокировку счета в том числе), внести все платежи (за изъятие карты банк может «содрать» до 100 грн), получить «пластик» обратно и ждать разблокировки картсчета от двух до 14 дней. Но когда деньги нужны срочно – можно снять их в кассе банка, предъявив паспорт.

Если же изъятие карты банкоматом произошло за границей, тогда шансов вернуть карту и быстро получить деньги практически нет (о привилегиях держателей «золота» и «платины» мы уже писали выше). По идее, можно из-за «бугра» позвонить в свой банк и попросить связаться с зарубежным коллегой, изъявшим карту, с просьбой вернуть ее. Но обычно иностранный банк попросту изымает карту и отправляет ее на родину держателя карты, поэтому до возвращения в Украину надеяться на что-либо нет смысла.

Когда по какой-либо причине не удалось вовремя заблокировать карту и есть подозрение, что ее реквизиты украдены, – можно заказать у банка расследование по проведенным операциям с целью подтверждения, что деньги тратили именно злоумышленники. Правда, если обнаружится, что операция по карте обжалована безосновательно, тогда банк оштрафует на 50–200 грн.

Кстати, карту могут заблокировать не только по инициативе клиента, но и банка. Это может быть тогда, если в банке заподозрили мошенничество (чаще всего это бывает при платежах в Интернете, особенно за рубеж). Безусловно, в таком случае держатель никаких затрат не несет.

В редких случаях карта может быть заблокирована при оплате через POS-терминал. Это случается, если клиент совершил нетипичную операцию. Например, если произвели одну или несколько крупных покупок, в то время как клиент обычно только снимал «наличку» в банкомате. Процедура разблокировки аналогична: или звонок в банк, или заявление.

Что делать, если платежная карта потерялась, украдена или ее «съел» банкомат?

1. Заблокировать карту через call-центр банка, интернет-банкинг, мобильный банкинг или сайт банка.

2. Выяснить: можно ли разблокировать карту, если она найдется.

3. Если карта утеряна и заблокирована безвозвратно – обратиться в банк за перевыпуском новой, заплатив при этом стоимость блокировки и переоформления.

4. Ждать от двух-трех дней до двух недель до получения новой карты.

5. Если карта нашлась – обратиться в call-центр банка или в один из офисов с заявлением и паспортом, а также оплатить необходимые комиссии.

6. Если карту «съел» банкомат – дождаться ее изъятия инкассаторами, а затем в отделении банка написать заявление, оплатить все расходы на блокировку и за изъятие.

7. При срочной потребности в деньгах – обратиться в кассу банка и на основании паспорта снять наличность.

Итого

При утере карты или ее изъятии банкоматом можно остаться без «пластика» почти на две недели. Если же карту украли за границей — получить ее обратно или деньги со счета до возвращения домой практически невозможно.

Павел Харламов, Деньги.ua

You may also like...