Дело чести, «нагреть» клиента: «развод» на СТО!

«Развод» на СТО сплошь и рядом. У некоторых мастеров, считается делом чести, «нагреть» клиента. Как распознать таких горе-мастеров и немного про устройство и безопасность при эксплуатации кондиционера.

Методом проб и ошибок разработчики автомобильных кондиционеров постепенно пришли к выводу: на сегодняшний день оптимальной холодильной установкой является та, что применяется в современных бытовых холодильниках — парокомпрессорная, где поглощение тепла осуществляется за счет испарения специального хладагента — фреона, под давлением прокачиваемого компрессором по замкнутой системе. 

Тривиальная компрессорная холодильная машина пока остается непревзойденной по совокупности технических и потребительских параметров, особенно по соотношению "стоимость-эффективность". 

Можно задать, вполне логичный вопрос: «Почему с  автомобильным «холодильником» столько проблем, а с домашним все тихо-мирно?». Всё просто, домашний холодильник спокойненько балдеет в уголочке, а "кондер" в машине, скачет по ямам, получает камнями по радиатору, переживает сильнейшие, как для него перепады температуры… и тут стает не удивительно, почему он так себя ведет, и весеннее обострение неисправностей вполне оправдано! 

Возьму ситуацию, которая случилась непосредственно со мной. 

Зимой включал кондер, как по книжке, пару раз в месяц…. Но не помогло. Климат упорно отказывается холодить… Как говорится дело случая.  Физика, штука сильная, и диффузия делает свое дело (По статистике, за зимний период из-за перепадов температуры из системы кондиционирования выходит до 20 процентов фладагента). Приехав на СТО мне сказали, что у меня система почти пустая и скорее всего «залегли» клапаны на компрессоре.

Справка :

 Компрессор автокондиционера

Компрессор автокондиционера является главным элементом системы и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе. Имеются более 40 различных видов компрессоров, которые используются сегодня, но наибольшее распространение получили поршневые и роторно — лопастные.

Поршневые компрессоры автокондиционера имеют один и более поршней, объединенных по разным схемам: в ряд, соосно друг другу, горизонтально опозитно (поршни направлены в разные стороны) или V-образно. Большинство используемых в настоящее время компрессоров автокондиционера имеют несколько поршней, которые приводятся в движение «качающей шайбой», которая насажена на вал компрессора. При вращении вала, качающаяся шайба перемещает поршни в осевом направлении, заставляя их сжимать хладагент.

При работе автомобильного кондиционера, компрессор «отбирает» от двигателя от 1,5 до 15 л.с.мощности.

Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое циркулирует в системе,  растворенное в хладагенте. Марка масла зависит от используемого в системе хладагента. Для каждого конкретного типа компрессора рекомендован свой перечень масел компрессорных масел Когда компрессор включается, то он начинает гнать масло, сепарированное с фреоном через клапаны по системе. Тем самым и смазывает и охлаждает систему.

 И, так как мастер — это мой знакомый, он  предложил мне три варианта выхода из ситуации :

1. Система заправляется согласно требованиям производителя и мастер меня предупреждает, что день два кондиционер холодить не будет или если будет то очень слабо, а потом как он сказал «раскатается». В системе разойдется масло и клапаны, начнут нормально работать, а значит и холодить. После того как работа стабилизируется, необходимо подъехать  на СТО и проконтролировать давление в системе.

Рисков нет, нервы в спокойствии.

 2. Забить систему до 7 атмосфер (норма 5 ) и тогда избыточное давление продавит клапаны.

Черевато: Выходом из строя компрессора вследствие избыточного давления и того, что со временем выдавит сальники и тогда можно «попасть» на замену или в лучшем случае ремонт. НО меня заверили, что если я приеду тогда, когда кондер начнет холодить и не днем позже, то все будет нормально. Мастера стравят «лишнее»  и все будет хорошо.

Риск — дело добровольное.

3. Ну, а на закуску мастера предложили, «Самый выгодный» вариант решения вопроса — это снять компрессор, разобрать систему, почистить все, а в том числе и компрессор и  попасть на кругленькую сумму.

Рисков —  нет, а за карман обидно!

Я выбрал первый вариант, и все произошло как по нотам. Заправили, потом на третий день ощутил, что холод стал постоянным и без перепадов. Поехал на СТО, где  проконтролировали давление,  долили фреона (бесплатно), потому что давление немного упало и ВСЕ, езжу и радуюсь жизни.

Есть, конечно, еще один вариант — это заправить систему самостоятельно. Покупается баллон с фреоном 134а (примерно 100-140 гр.) и переходник для заливки  с манометром, который вам станет примерно в  80 гривен.  Но тут, нужно быть на 100 процентов уверенным, что система исправна и в ней просто не хватает фреона. 

Касательно разводов на СТО. Не «чистые на руку» мастера, сразу минуя первый и второй пункт, переходят к третьему и начинают указывать на псевдонеисправности. Причем, зная, что если сейчас они вас заправят, то ощутимого результата — это не даст. С неподдельной уверенностью в голосе говорят: «Та я вас заправлю… но что если система мертвая!!!». Против такой самоуверенности «прет» не каждый автовладелец.

Как, по-моему, это чистой воды рэкет и вымогательство со стороны СТО!

Но тут следует подметить одну «загагулину». Если, мастер ссылается, на то, что система была разгерметизирована долгое время и в ней присутствует влага или на механические неполадки в компрессоре, которые явно видно (заклинило шкив) или явно слышно(стук, громкий шелест), то ремонт вам гарантирован! И тут уже ничего не поделаешь…

Если взять средние цены по СТО, то можно понять, сколько обойдется каждый из вариантов ремонт.

Средняя стоимость работ на станциях по первому пункту, составит примерно от 250 гривен за дозаправку и от 300 гривен за полную вакумизацию и заправку «с нуля». Также в эту стоимость входит диагностика системы и проверка её на предмет утечек. Но, а верхняя граница оплаты за такие услуги, на некоторых СТО доходила до 560 гривен (почему именно 560 или не 550, нам так и не ответили)

 По второму пункту, все просто, тут можно прибавить 50 гривен к пункту 1. и в некоторых случаях, мастера требуют денег за повторную диагностику, но обычно это входит в счет первой оплаты.

А вот третий пункт, конечно бьет по карману довольно прилично или выражаясь точнее, совсем неприлично! Начнем с бюджетного варианта. На среднестатистической СТО с четко фиксированными ценами, сложили сметную стоимость, без учета запчастей, в районе 600-700 гривен за роботу, но сказали, если не придется снимать радиатор, то цена упадет гривен на двести. Но дальше интересней… На специализированной СТО, где занимаются именно "кондерами", ориентировочная стоимость сложилась в районе 300 долларов США.

 Озвучив цену вопроса, стоит опять-таки вспомнить про здоровье!

Как мы уже писали ранее, чистить кондиционер очень важно. Но от читателей к нам поступили вопросы, которые мы задали доктору…

Можно ли заработать какие либо болезни сердца, если выскакивать с холодного автомобиля в летнее «пекло»?

Если у вас нормальное здоровье, и вы никогда не жаловались на сердце, то максимум, что вы можете заработать — это простуду. У людей, склонных к различным пневмониям и т.д., возможно воспаление легких.

Как детский организм переносит воздействие кондиционера?

С детским организмом все намного сложнее. Если не запугивать разными терминами, то можно сказать следующее. У ребенка теплоотдача организма отлична от взрослой, когда детки совсем маленькие, их рекомендуют одевать на одну одежку больше — это как простейший пример. И на таком примере, думаю понятно, что не стоит усердствовать с кондиционером, когда в автомобиле ребенок.

 Для человека, комфортная «комнатная» температура колеблется от 20 — 24 градусов по Цельсию. И не рекомендуется, устраивать перепады, большие, чем на 6-7 градусов от температуры «за бортом». И когда в автомобиле ездит ребенок, то нужно с тройной опаской относиться к чистоте системы кондиционирования.

Спасибо доктору Павловскому Сергею Михайловичу  (терапевт высшей категории одной из частных клиник города Киева) за любезно представленную информацию.

Надеемся, что она пригодится  людям, которые собираются в поездку в жаркое время года. Думаю, что вполне справедливо можно заявлять, что кондиционер, ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ, безопасен. Но, к сожалению, человек такое существо, которое гонится за комфортом и часто не понимает, что вредит сам себе!

А горе-мастера, популяция, которых в последнее время, слава Богу уменьшилась, но все же продолжает терзать карманы любителей комфорта и безопасности. И как говорится, совет на дорожку: «вы сами управляете своим здоровьем и своим карманом, и лично ваше дело, сколько и кому отдать, за те или иные услуги, главное пожелание. Относится ко всему с холодной головой  и здравой прагматичностью! » Я потратился, потерял несколько дней, но получил результат и вам желаю:  принимать решения которые вам не навредят!

ИА «Друга Смуга» Антон Кузьменко

Читайте также: