Ксива для верблюда: изготовить фальшивые документы в Москве — не проблема

 На днях столичное УБЭП разоблачило группировку, которая торговала поддельными документами. С одной стороны, оперов можно поздравить. С другой – обидно: нас еще раз убедили, что большинство «важных» бумаг, коих так рьяно требуют от нас чиновники, на самом деле – элементарный мусор, который можно изготовить в подворотне.

На самом деле подобные захваты криминальных «наследников первопечатника Ивана Федорова» в новой России случаются регулярно. Но о задержании этой банды, которая занималась подделкой наиважнейших ксив и других государственных документов, борцы с экономической преступностью постарались доложить журналистам поподробней.

А что, цифры и факты и впрямь были эффектны: арестованная банда, 30 человек, успела заработать больше миллиона долларов на фальшивых миграционных документах, поддельных паспортах, самопальных водительских правах, различных справках, свидетельствах о смерти и рождении, всевозможных самодельных дипломах. Производители фальшивок развернулись на все сто, и еще неизвестно, не пришлось ли бы стать и вам, читатель, ее клиентом.

И вот теперь вся эта компания сидит в кабинетах следователей и дает показания, где и что они печатали, кому, где и почем продавали.

Милиционеры признаются: на след этой преступной группировки они вышли довольно просто – отследили торговую рекламу сообщества по изготовлению фальшивых документов, понаблюдали… И, наконец, мышеловка захлопнулась. Одного только типографского имущества для изготовления их «незаконнорожденной» продукции набралось на многие миллионы.

Сколько точно миллионов успели припрятать, превратить в недвижимость, перевести за границу, следователи пока еще только выясняют.

– Для обывателя это тоже интересно, но любопытней другое: почему в Москве вот уже десятки лет подобные преступные объединения полулегально существуют и ведут свой бизнес, – посетовал «МП» бывший следователь по особо важным делам Алексей Митинок. – Это теперь ведь уже целая индустрия! Предложение рождает спрос.

А спрос на разного рода «справочки» и «документики» в России не первый год повышенный. Но для того, чтобы иметь клиентуру из десятков тысяч человек, нужно открыто рекламировать себя по полной программе. Они и рекламировали. Довольно уверенно. Как минимум более года группировка, практически не скрываясь, торговала фальшаком. И никто ее не трогал. Во всяком случае жертвой милицейской спецоперации она стала далеко не сразу.

Откуда такая дерзость? По сведениям из источников, близких к расследованию, успех существования продавцов «липы» объяснялся просто: делились с кем надо. В том числе и с гражданами в погонах.

– Но удивляться относительно длительному существованию этой бригады не стоит, – заявил «МП» подполковник милиции Владимир Баскаков. – На самом деле производители фальшивых бумаг в России давно растут как грибы, с широким охватом клиентуры в обеих столицах.

Действительно, ровно год назад в Питере сотрудники ФСБ накрыли группировку, которая изготавливала и продавала всем желающим удостоверения сотрудников Администрации президента. Клиенты на выбор могли купить «корочки» советника президента по борьбе с коррупцией, советника по работе с правоохранительными органами – покупателей фотографировали на ксиву либо в форме сотрудников ФСБ, либо МВД. Для полноты набора предлагали еще автомобильные пропуска с эмблемами Администрации президента, прокуратуры, МВД, но это уже за отдельную плату.

Товар пользовался особым спросом в определенных кругах. А сами его производители оказались не только оборотистыми пройдохами, но еще и не лишенными чувства юмора: один из мошенников напечатал себе дипломатический паспорт гражданина несуществующего государства, по которому часто путешествовал за границу, гордо минуя таможенный контроль.

Попались продавцы титулов президентских советников на пустяке. Во время очередной проверки документов в городе один из «советников» предъявил милиционерам такое удостоверение. И тут-то неожиданно выяснилось, что «сотрудник Администрации президента» на самом-то деле… гражданин США.

По словам оперативников, фальшивые ксивы силовых ведомств давно имеют стабильный спрос, чем пользуются не только питерские, но и московские мошенники. Несколько месяцев назад в столице у метро «Новокузнецкая» безработный пятидесятилетний москвич шустро торговал удостоверениями ФСБ. По просьбе клиента продавец мог изготовить практически любую справку, где стояла печать этого ведомства и его реквизиты. Фальшивого чекиста «приняли» обычные патрульные сержанты, расследование уголовного дела продолжается.

А менее чем через месяц после того задержания в Москве накрыли крупнейшую группировку изготовителей фальшивых документов, у которой было четыре десятка офисов в Москве и Петербурге. В этих офисах круглосуточно принимались заказы, шустрили курьеры, и все эти «рога и копыта» активно откликались на желание клиентов приобрести любой документ. Оборот нелегального бизнеса составлял более 100 миллионов рублей.

Впрочем, удивить москвичей всеми этими историями вряд ли получится. Рекламные стикеры с предложениями «помочь с правами» или разными справками и поныне украшают стены метропоездов, загородных электричек, подземных переходов. Бизнес на фальшивках оказался настолько выгодным, что все уже проведенные задержания практически никак не сказались на количестве предложений подобных услуг.

К слову, по сведениям МВД, за последнее время сократилось количество гуляющих по стране фальшивых денег. А вот спрос на «справочки» и ксивы остался не только стабилен, но даже и подрос. Парадокс ли это? Или всего лишь отражение реальной действительности, где «без бумажки ты…» В общем, вы и сами, читатель, об этом прекрасно осведомлены. Справки о том, что вы не верблюд, у нас по-прежнему в большом ходу.

А если даже придет и верблюд, то ничего страшного – всегда найдется контора, которая за определенную мзду выдаст верблюду ксиву, где подтвердит на официальном бланке: и он, верблюд, тоже не верблюд.

В последнее время мы все чаще ведем разговоры о борьбе с коррупцией. Коррупция – это действительно напасть. Но далеко не единственная. Страну наводнили фальшивки. Фальшивые бедняки, «липовые» инвалиды, поддельные специалисты с высшим образованием, ненастоящие сотрудники силовых ведомств… Так ведь можно и заиграться, если ловить мошенников лишь время от времени. При таком раскладе документов мы скоро просто перестанем узнавать друг друга.

Но если поразмыслить, то повышенный народный спрос на фальшивые документы – это еще и реакция на зверство нашей бюрократии. Милиции гоняться за торговцами фальшивыми «корочками», конечно, еще придется не раз. Но хорошо бы еще резко и решительно изничтожить собрания сочинений лишних «верблюжьих» справок, которые требуют повсюду от нас чиновники. И тогда это будет еще одним эффективным способом борьбы с коррупцией.

 

Александр ДАНИЛКИН, Мосправда

*****

Помощнички нашлись!

Подпольный бизнес на околодепутатских «ксивах» цветёт и пахнет

Громкие скандалы с задержаниями помощников депутатов Госдумы происходят примерно раз в месяц: кого-то арестовывают за взятку, кого-то за драку или за циничное нарушение правил дорожного движения, а случается, что и за воровство, и даже за растление малолетних. Часть скандалов успешно заминают, в особенности в регионах. На периферии статус помдепутата всё ещё незыблем, хотя в столице он давно утратил былую силу.

Тем не менее обзавестись нужными «корочками» мечтают и предприниматели, и люди, находящиеся не в ладах с законом, – считается, что удостоверение и статус значительно облегчают жизнь. Так ли это на самом деле и кто они вообще, нынешние помощники депутатов Госдумы, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Недавний арест Виктора Сохацкого, помощника депутата от ЛДПР Леонида Слуцкого, вновь заставил всех вспомнить, что должность помдепутата зачастую бывает «расстрельной». Те, кто работал с Сохацким, отзываются о нём как о человеке пожилом и болезненном, но при этом честном и набожном – он на общественных началах занимался строительством храма Смоленской иконы Божией Матери в Западном округе Москвы, – и высказывают сомнения в том, что деньги он взял по своей воле. Но тогда кто заставил благообразного помощника депутата за вознаграждение в 70 тыс. долларов обещать содействие руководителю ООО «Виона» в прекращении милицейской проверки финансово-хозяйственной деятельности принадлежащего ему ночного клуба?

В провинции, как правило, неприятные дела стараются как можно быстрее замять: только в этом году помощники депутатов Госдумы более 20 раз попадались на горячем, но ни одного уголовного дела так и не было возбуждено. В Москве – другое дело.
Эксперты винят в криминализации профессии помдепутата… регламент Госдумы. Согласно регламенту на оплату труда помощников выделяется 29 670 рублей. На эти средства депутат должен содержать двух помощников в Думе и трёх в регионе, хотя, как правило, региональные помощники денег от своих работодателей не получают.

Им чаще платит местная ячейка партии, от которой баллотировался тот или иной депутат. Зарплату помощников депутат устанавливает сам, при этом два его помощника в Думе наделяются статусом госслужащих и получают должности консультанта и специалиста-эксперта, а трое помощников в регионе таких статусов не имеют. Кроме того, первые двое получают ещё и материально-бытовое и медицинское обеспечение, как госслужащие. Вот и выходит, что у одних хоть невысокая, но постоянная зарплата (к которой депутаты частенько прибавляют немалые бонусы), а у других – ничего, кроме красной «корочки». И вертись, как хочешь.

И вертятся. В этом году в Дагестане мог быть поставлен рекорд: помдепутату «занесли» 1,5 млн долларов – две тяжёлые хозяйственные сумки. Помощника задержали, но через 40 минут почему-то отпустили вместе с деньгами. Так что новый рекорд остался незасчитанным, и планку в 600 тыс. долларов, установленную Валерием Белозёром, помощником депутата от ЛДПР Сергея Абельцева пять лет назад, пока так никто и не взял. А Белозёр получил семь лет колонии строгого режима.

Осенью прошлого года при получении 150 тыс. долларов с поличным попался помощник депутата от фракции «Единая Россия» Магомет Ахматов. Он обещал организовать аукцион Росимущества по продаже здания, расположенного в центре Москвы, и гарантировал оформление документов на право собственности, хвалясь особыми возможностями, даруемыми помдепутатским удостоверением. «Таких историй немало, хотя происходят они в основном в столице, – сообщил корреспонденту «Нашей Версии» высокопоставленный собеседник из Генеральной прокуратуры РФ. – В провинции дела, как правило, заминают, опасаясь могущественных московских покровителей задержанных. Что любопытно: задержанные помощники как один оказываются уволенными со службы ровно за полгода до криминального инцидента».

Леонид Слуцкий, к слову, сообщил, что на момент вымогательства Сохацкий уже не числился его помощником. Запутанное дело. «Вообще-то, насколько я знаю, фракция ЛДПР является чемпионом по подобным грязным вещам, – заявил в этой связи депутат Госдумы РФ от «Справедливой России» Семён Багдасаров. – Несколько подобных скандалов у них было в прошлом».

Помимо двух постоянных оплачиваемых помощников нардепам полагаются ещё и неоплачиваемые (их может быть до пяти человек) плюс до 30 помощников на общественных началах. Таким образом, общая численность помощников, работающих на добровольной основе, может составлять несколько тысяч человек. Зарплату платить им не нужно, во всяком случае, это не головная боль депутата, и чаще всего выходило так, что помощники уподоблялись волкам, рыщущим в поисках лёгкой добычи. Хотя теоретически они должны были всего лишь обеспечивать работу депутата в регионе, а вовсе не собирать дань.

Часть помощников депутатов действительно в чём-то помогали народным избранникам, в то время как другая часть обеспечивали их необходимой финансовой подпиткой, за что и получали почётный статус. Чаще всего одно удостоверение постоянного помощника депутат отдавал кому-то из партийных соратников, а другое продавал тому, кто больше заплатит.

Или передавал бесплатно, но с условием: получивший должен был самостоятельно получать взятки и прочие денежные подношения, предназначающиеся депутату, и при этом рисковать своей свободой: на помдепутата депутатская неприкосновенность, как известно, не распространяется. Выгода депутата – кристальная репутация, при том, что взятки можно брать сколько угодно, а выгода помощника – к рукам прилипает достаточно шальных денег.

Есть только одна фракция в Госдуме, где к выдаче удостоверений помощников депутатов подходят с надлежащей серьёзностью, – это КПРФ. Согласно партийной дисциплине значительную часть мест своих помощников депутаты-коммунисты передают в ведение партии. Таким образом трудоустраиваются и получают необходимый статус функционеры партийного аппарата, не имеющие депутатских мандатов. Сами депутаты подчас вообще не видят таких помощников и даже не всегда знают их по фамилии.

Но по иронии судьбы даже высокая партийная дисциплина не спасает от скандальных ситуаций. До сих пор рекорд по числу общественных помощников принадлежит депутату от КПРФ второго созыва Дарье Митиной – она трудоустроила 1500 человек. Причём среди них нашлись два вора в законе и один растлитель малолетних. Притчей во языцех стало трудоустройство депутатами-коммунистами своих чад и домочадцев: помощниками становились все – от жён и детей до тётушек и даже бабушек.

И сегодня депутатам Николаю Харитонову и Владимиру Никитину помогают их жёны – Нина Евгеньевна и Валентина Николаевна, Виктору Коломейцеву – сын Андрей, а Игорю Эделю и Вадиму Соловьёву – дочери: Елена Игоревна Эдель и Татьяна Вадимовна Воронина. Часто, устраиваясь помощником к депутату-коммунисту, люди приводят за собой своих родственников: у Николая Коломейцева сразу два помощника с одинаковой фамилией – бабушка и внук Захаровы.

В провинции, как правило, неприятные дела стараются как можно быстрее замять: только в этом году помощники депутатов Госдумы более 20 раз попадались на горячем, но ни одного уголовного дела так и не было возбуждено. В Москве – другое дело.

В столице вообще в последнее время интерес представляет скорее не статус помощника депутата Госдумы, а удостоверение помощника депутата Мосгордумы. Котируются такие «корочки» в столице значительно выше, чем думские. Во-первых, к ним на порядок лояльнее относится милиция. Если в ДТП попали, скажем, помощники депутата Госдумы и Мосгордумы, вопрос наверняка решится в пользу помощника столичного депутата, нежели федерального.

Если машина помдепутата Госдумы припарковалась в неположенном месте, её обладателю нужно будет долго и нудно качать права перед сотрудником ДПС, в то время как коллега с «корочками» помдепутата Мосгордумы кивнёт милиционеру и спокойно уедет. Во-вторых – и это крайне существенно! – депутатам Мосгордумы разрешено принимать к себе в помощники граждан иностранных государств, а у думцев таких прав нет. Каждый депутат-горожанин может взять себе в помощники до 40 человек, и бывает, что добрая половина их имеют паспорта Украины, Армении, Грузии или Азербайджана.

Понятно, что положение граждан СНГ, помимо паспортов имеющих помдепутатские «корочки», значительно лучше, нежели сограждан без «корочек». Они имеют возможность проходить в государственные учреждения без особенной волокиты, лишь показав удостоверение. По слухам, сегодня средняя стоимость удостоверения помдепутата Госдумы в Москве составляет порядка 3 тыс. долларов, в то время как «корочки» помдепутата Мосгордумы вполне могут потянуть на 10 тыс. – говорят, что именно столько платят за них граждане Азербайджана.

«Мы неоднократно пытались отрегулировать вопросы статуса помощников депутатов, – поделился с корреспондентом «Нашей Версии» депутат Госдумы РФ от «Справедливой России» Семён Багдасаров. – Пять лет назад мы, казалось бы, изменили всю законодательную базу, регулирующую их статус. Но по большому счёту до сих пор многое остаётся на совести самих народных избранников, включая и сомнительное поведение помощников, и странности с приёмом на работу родственников. А значит, окончательно урегулировать вопрос нам так и не удалось».

Георгий Филин, Наша версия

You may also like...