Трубы горят: небывалая жара грозит массовыми отравлениями водопроводной водой

На улице по-прежнему стоит зной. В такую погоду многократно возрастает риск отравиться водопроводной водой. Инциденты, подобные тому, что произошел в середине июня в Нижегородской области, когда число отравившихся водой достигло 170 человек, могут повториться в любом городе: с повышением температуры воды болезнетворные бактерии размножаются в ней в десятки раз быстрее, потребление воды в последние недели резко возросло, а большинство водопроводных труб изношены.

Даже в Москве доля подлежащих замене труб превышает 50%. Эксперты рекомендуют воду фильтровать, отстаивать и кипятить. Однако кипячение бессильно против хлорорганических соединений, которые образуются из-за усиленной обработки воды хлором и приводят к развитию онкологических заболеваний.

Первые отравившиеся водопроводной водой стали поступать в больницу города Урень Нижегородской области 14 июля. Спустя неделю число госпитализированных достигло 170 человек, из них 49 детей. Массовое отравление произошло из-за прорыва водопроводной сети и попадания туда сточных вод. Уже известно, что отравления спровоцировал вирус Норуолк, при заражении которым развивается гастроэнтерит. Перед этим вирусом беззащитны люди всех возрастов. У них развиваются одинаковые симптомы – температура, рвота, диарея.

Подобные происшествия в России не редкость. Позапрошлым летом массовое отравление водопроводной водой произошло в городе Новошахтинск Ростовской области. Тогда в больницах оказались 113 человек. Ситуация с водой в Новошахтинске не наладилась до сих пор, передает собкор «НИ» в Ростове-на-Дону Ирина АРОЯН. «Из крана течет бурая жидкость с отвратительным запахом. Эту муть не то что пить, ею мыться опасно для здоровья», – жалуется «НИ» жительница Новошахтинска Юлия Воробьева. Другие новошахтинцы рассказывают, что даже огороды стараются поливать этой водой пореже: «Потом помидоры пахнут дустом». В конце июня водопроводную воду проверял местный Роспотребнадзор и признал жидкость пригодной для питья. После этого в Новошахтинске заговорили о родственных отношениях между руководством местных Роспотребнадзора и Водоканала.

С наступлением жары вероятность отравления водопроводной водой увеличивается многократно. В жару бактерии в воде размножаются интенсивнее, рассказывает  директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина Юрий Рахманин: например, при купании достаточно глотка, чтобы заразиться кишечной инфекцией. Водопроводную воду, которую пьет столица, берут из подмосковных рек и водохранилищ. Доля артезианской воды (из подземных источников) в московском водопроводе – менее 1%. Правда, прежде чем попасть в кран, вода проходит через систему очистки: хлорирование, озонирование и коагуляцию (очистка от осадка). В «Мосводоканале» заверяют, что с наступлением жары дозу хлора увеличили и стали дополнительно обрабатывать воду марганцовкой.

Однако большинство труб, в которые затем поступает вода, изношены и подлежат замене. В конце минувшей недели гендиректор «Мосводоканала» Станислав Храменков признал, что износ столичной системы водоснабжения составляет 51%, причем значительная часть труб проложены еще до Великой Отечественной войны, хотя их нормативный срок службы определен в 49 лет. Храменков оправдывается тем, что «физический срок службы составляет сто лет», и «у нас есть трубы с 1917 года в хорошем состоянии, никакой ржавчины на внутренней поверхности». Директор Главного испытательного центра питьевой воды (ГИЦ ПВ) Юрий Гончар в беседе с «НИ» оптимизма не разделяет: «Коммуникации изношены, нагрузка в жару повышенная, и всегда есть риск, что в водопроводную воду попадет сточная».

Ежедневно трубы столичного водопровода прорывает в пяти-шести местах, но называет это «не критичным». Самые уязвимые – стыковые соединения, которые разрушаются через 30–40 лет, и стальные трубы, которые клали в последние годы существования СССР.

Пить надо меньше

Помимо материала на вероятность прорыва водопровода влияет давление в трубе. Сейчас оно выше: потребление воды в столице с наступлением жары выросло на 200–280 тыс. кубометров в сутки при среднем уровне потребления около семи млн. кубометров. Граждане стали чаще принимать душ, причем во многих случаях обливаются только холодной водой, температура которой в трубопроводах составляет 25–26 градусов. Станислав Храменков даже был вынужден обратиться к москвичам с призывом «рационально расходовать воду на самые необходимые житейские нужды». С наступлением жары воду стали активнее воровать: использовать для полива пожарные гидранты, а также пускать воду в обход счетчиков. В нынешнем году с похитителей столичной воды уже взыскали более двух млн. рублей.

Но даже если труба останется неповрежденной, вода в ней может оказаться опасной для здоровья. Юрий Рахманин из НИИ экологии человека говорит, что особенно уязвимы «водораспределительные сети в дальних точках» – жилых домах, далеко отстоящих от водораспределительных узлов: «Обеззараживающее действие гасится, температура высокая, и могут размножиться микроорганизмы, которые в водопроводной сети всегда имеются в остаточном количестве». В воде всегда присутствуют микроорганизмы, подтверждает «НИ» директор НИИ питания РАМН Виктор Тутельян: «Чем температура выше, тем больше опасность заболеваний».

В жару количество заболевших кишечными инфекциями возросло, свидетельствует «НИ» врач-гастроэнтеролог Давид Матевосов. Но установить, как в организм попала инфекция, в большинстве случаев нельзя. По мнению Матевосова, если бы водопроводная вода в столице была заражена, граждане бы заболевали целыми подъездами и домами, а этого не наблюдается. Юрий Рахманин указывает на то, что многие находящиеся в воде микроорганизмы грозят расстройствами лишь «особо чувствительным людям», то есть заболевать могут далеко не все и не сразу.

Хлор в стакане

Главное средство обеззараживания воды – хлор. По словам Юрия Гончара из ГИЦ ПВ, хлора в московскую воду добавляют «в 20 раз больше, чем в Европе, – чтобы ничего жить не могло». Альтернатива невелика: «Или из крана будет запах хлора, или запах навоза». Хлор в чистом виде для большинства людей не опасен. Лишь у некоторых, преимущественно у детей, возникает аллергия. Хлор выветривается из воды в течение часа – достаточно оставить воду в открытой посуде.

Но когда воду обрабатывают хлором, образуются так называемые хлорорганические вещества: хлороформ, четыреххлористый углерод, бромхлорметан – всего более тысячи веществ. Г-н Гончар говорит, что эти вещества устойчивы к кипячению, очень сложно выводятся из организма и почти все являются канцерогенами.

Чиновники признают, что уровень «хлора остаточного связанного» в июле находился возле верхнего значения нормы: при допустимом значении 0,8–1,2 мг/л концентрация составляла 1,05–1,14 мг/л. Но заверяют, что установленный Роспотребнадзором показатель в 60 микрограмм хлорорганических соединений на литр воды «в системе московского водопровода очень жестко выдерживается».

В Главном испытательном центре питьевой воды рекомендуют всю предназначенную для питья воду не только кипятить, но и пропускать через фильтр: он задержит часть хлорорганических соединений, хотя бесполезен в борьбе с бактериями. В «Мосводоканале» говорят о планах к 2020 году отказаться от хлорирования воды и перейти к озонированию. Сейчас эту технологию используют только на Восточной водопроводной станции. На трех других (Северная, Западная и Рублевская) воду продолжают хлорировать.

Червяк артезианский

Артезианскую воду не хлорируют – она считается достаточно чистой, чтобы сразу подавать ее в водопроводную сеть. Однако этот источник воды нестабильный: в некоторых районах Подмосковья вода исчезла из скважин глубиной 90 метров. Для сравнения: уровень воды в водохранилищах, откуда столица берет питьевую воду, снизился менее чем на полметра и при отсутствии дождей до сентября снизится еще на 70–80 сантиметров. В Москве-реке уровень воды остался таким же, каким был до жары.

Так как вода из артезианских скважин подается в водопровод без хлорирования, в жару она становится наиболее уязвимой. По словам врача Давида Матевосова, при 30 градусах тепла бактерии размножаются в воде в десятки раз быстрее, чем при 15 градусах. Юрий Гончар рассказывает, что в последние недели в ГИЦ ПВ стали приносить воду «с какими-то микроорганизмами: червячки плавают, дафнии». Заражение артезианской воды, по словам Гончара, зафиксировали в подмосковных населенных пунктах Купавна и Одинцово.

В других подмосковных городах – Химках, Мытищах, Красногорске и Долгопрудном – артезианская водопроводная вода стала окрашивать белье в коричневый цвет и дает осадок при отстаивании. Причина – в увеличенном содержании железа. В результате приходится снабжать эти города питьевой водой из московского водопровода.

Но не всякая вода из крана пригодна для питья. В Зеленограде из экономии поливать улицы и растения стали «доочищенной сточной водой». Нельзя пить воду и из фонтанов: их система водоснабжения «оборотная», хотя и с подпиткой из водопровода, а качество воды «никто не контролирует».

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, АЛЕСЯ ЛОНСКАЯ, СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА, НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

В ТБИЛИСИ ВОДОПРОВОДНУЮ ВОДУ МОЖНО ПИТЬ

Природа щедро одарила Грузию водными ресурсами. Питьевая вода, получаемая из множества рек и водохранилищ, – предмет особой гордости. Подмечено, что вдали от дома жители Тбилиси быстро начинают скучать по местной водопроводной воде, которую запросто можно пить прямо из крана.

В то же время, несмотря на обилие водохранилищ, еще в недавнем прошлом некоторые районы грузинской столицы получали питьевую воду по графику. Теперь ситуация в целом изменилась к лучшему. «Производством» и подачей воды в Тбилиси в последние годы занимается компания Georgian Water and Power (GWP). Две ее дочерние компании занимаются водоснабжением городов Мцхета и Рустави. Вода в столицу течет из девяти источников, большинство из которых используются еще с советских времен. Это Жинвальское, Натахтарское, Тбилисское и Булачаурское водохранилища, артезианские источники из Мухрани и другие. Специалисты GWP утверждают, что производимая ими вода полностью соответствует стандартам Всемирной организации здравоохранения, что химические и бактериологические лаборатории, расположенные на всех объектах GWP, работают в непрерывном режиме. «НИ» выяснили, что проверка качества воды проходит в автоматическом режиме, а один раз в час воду контролируют специалисты лабораторий как на головных сооружениях, так и в сети. Проверка качества в постоянном режиме ведется по 33 параметрам. Контроль ужесточается в летние месяцы и во время стихийных бедствий. И все же некоторые мнительные тбилисцы летом предпочитают пить кипяченую воду и при этом созерцают сильный осадок на стенках чайника после кипячения.

Несмотря на то что водоснабжение декларируется в числе приоритетных направлений и тратятся на систему водоснабжения миллионы лари, ситуация с подачей воды и ее качеством в провинции хуже, чем в столице. Памятен случай, когда прошлым летом жители кахетинского села Гурджаани (Восточная Грузия) жаловались на то, что из их кранов поползли змеи и ящерицы. А все потому, что восстановительные работы стоимостью более чем в 100 тыс. лари (более 50 тыс. долларов США) велись некачественно. Есть еще в стране и села, которые вообще лишены центрального водоснабжения.

Отдельная проблема – грузинские села вблизи зоны грузино-югоосетинского конфликта. «Водные войны» между Цхинвали и Тбилиси на этой территории не утихали все последние годы. Еще до августовской войны 2008 года стороны обвиняли друг друга в намеренном перекрытии систем водоснабжения. Недавно об уже послевоенных проблемах населения Ахалгорского района Грузии писала тбилисская газета «24 саати» («24 часа»). По ее информации, Цхинвали прекратил подавать оросительную воду селам Ахалгорского и Каспкого района, потребовав, чтобы грузинская сторона согласилась на его условия подачи газа на контролируемую им территорию.

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

НА УКРАИНЕ ВТРОЕ УЖЕСТОЧАЮТ САНИТАРНЫЕ НОРМЫ КАЧЕСТВА ВОДЫ

На Украине сложилась неутешительная ситуация с водоснабжением и качеством питьевой воды. Параметры проверки качества питьевой воды были ужесточены почти втрое. Обновленные ГОСТы уже находятся на утверждении украинского Минюста. Их исполнение ляжет на плечи главным образом местных властей, которые грядущие изменения восприняли без энтузиазма. В частности, в Совете министров Крыма уверены, что «подогнать» крымскую воду под новые нормы нереально даже за миллиарды гривен: водоканалы полуострова не готовы очищать ее в соответствии с требованиями. В некоторых районах Крыма грунты сильно загрязнены, а в скважинах вообще нет нормальной воды. В еще более сложных условиях окажутся села без централизованного водоснабжения, где населению изначально развозят воду сомнительного качества.

Яркий тому пример – Судак, где есть забуренные без разрешения скважины.
По новым нормативам качество воды будут проверять не по 23 показателям, как сейчас, а по 64. Кроме того, новые требования ужесточили по отношению к ГОСТу 1982 года в части, касающейся не только водопроводной воды, но и колодезной, бюветной, фасованной, очищенной и привозной. Несколько лет назад Всеукраинская экологическая лига представила карту «Экологическая ситуация и состояние питьевых вод в Украине». Согласно исследованию, самую чистую воду пьют жители западных областей, а самую грязную – на Днепропетровщине и в Запорожье. Подземные воды больше всего загрязнены в Центральной Украине, южных областях, на Львовщине и Луганщине. Поверхностные – почти во всех восточных областях. От радиоактивного загрязнения воды страдают жители Черниговщины, Житомирщины, Ровненской области и на Волыни.

Экологи утверждают, что в воде многих регионов Украины можно найти почти всю таблицу Менделеева. Особенно беспокоят те соединения, какие люди чувствуют на вкус. Например, хлорирование приводит к образованию опасных канцерогенных веществ. Они вызывают заболевания нервной системы и даже дебилизм. В проблемных городах страны правительство пообещало установить в этом году системы доочистки питьевой воды. В первую очередь это коснется больниц, школ, детсадов. На установку очистных установок в 2010 году из бюджета выделено около 50 млн. гривен (6,4 млн. долларов США).

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

В ПОЛЬШЕ ВОДА СТОЛЬ НИЗКОГО КАЧЕСТВА, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ РАК

Польша занимает 22-е место в Европе по запасам водных ресурсов на одного человека. Однако, по мнению польских экологов, это еще полбеды. Беда же в том, что всего 1% водных ресурсов страны пригоден для питья. Этот показатель может и еще уменьшиться, если правительство срочно не примет радикальных мер. Активный сброс предприятиями промышленных стоков в реки или специально вырытые котлованы, откуда они легко попадают в грунтовые воды (при том, что водопотребление в Польше в два раза превышает среднеевропейский показатель), интенсивное использование химических удобрений в сельском хозяйстве и отсутствие нужного количества очистных водных комплексов угрожают здоровью нации.

Председатель Польского товарищества охраны здоровья потребителей врач-эпидемиолог Збигнев Халат обращает внимание на то, что «особо тяжелая ситуация с чистой водой сложилась на польской Силезии, где 45% беременных женщин имеют ту или иную патологию беременности, 20% детей рождаются недоношенными (по стране этот показатель вдвое ниже), каждый пятый новорожденный при появлении на свет не достигает 2,5 килограмма».

По словам доктора Збигнева Халата, стремительный рост аллергических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, а также злокачественных опухолей вызваны в значительной мере плохим качеством воды. И хотя в 2007 году тогдашний министр здравоохранения Марек Балицки подписал распоряжение, усиливающее фитосанитарный контроль над состоянием питьевой воды, до сих пор в ряде городов Польши, в том числе и в Варшаве, воду из-под крана пить просто невозможно. За последние пять лет количество потребляемой из крана воды снизилось на треть. Жители городов, имеющие возможность пользоваться питьевой водой из нескольких источников, просто отказываются пить водопроводную воду. В ряде населенных пунктов власти выделяют бюджетные средства на бурение артезианских скважин, которыми горожане могут пользоваться бесплатно.

Гораздо серьезнее ситуация в деревнях, где нет централизованного водоснабжения и местные жители вынуждены пользоваться колодезной водой. Как правило, глубина колодцев не превышает 10 метров и вода в них нередко напоминает коктейль из различного рода химикатов, то есть совершенно непригодна для употребления. Но люди пьют. А куда денешься?

За последние пять лет более чем в 1,5 раза выросли продажи пятилитровых пластиковых бутылок воды в магазинах. Цена такой чистой воды четыре–шесть злотых (примерно 1,25 – 1,88 доллара США). Но, как оказывается, и здесь не всегда можно быть уверенным. В течение последних трех лет прошло несколько судебных процессов по делам фирм, торгующих так называемой «чистой водой». Как выяснилось, они фальсифицировали продукцию, заполняя бутылки простой водой из-под крана.

И все-таки программа «Чистая вода», действующая в Польше с момента вступления в ЕС, дает результаты. В ряде польских городов на дотации Евросоюза построены очистные станции, и жители таких городов, как Пулавы или Ченстохово, уже в минувшем году почувствовали на себе позитивный эффект. Вода стала нормальной на вкус, а чай, заваренный с использованием простой водопроводной воды, перестал быть мутным. Серьезные инвестиции будут вложены и в водно-коммунальное хозяйство польской столицы. На строительство очистных сооружений и замену старых, давно изношенных водопроводных труб до 2015 года предполагается потратить 5,7 млрд. злотых (примерно 1,83 млрд. долларов США).

Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

You may also like...