Чем вообще будет заниматься антикоррупционный суд Украины?

Чем вообще будет заниматься антикоррупционный суд Украины?

Ожесточенные споры о целесообразности создания новой структуры, которая бы стала важнейшим судом Украины, «гремели» еще летом прошлого года, а начинает свою работу ВАКС только сейчас. Но не будет ли его работа заблокирована нашествием коррупционных дел от судов общей юрисдикции? Чем он вообще будет заниматься?

5 сентября в Украине заработал Высший антикоррупционный суд (ВАКС). Этому предшествовало несколько важных этапов, отмечает издание Рубрика. Сначала соответствующий законопроект в конце декабря 2017 года внес на рассмотрение Верховной Рады экс-президент Петр Порошенко. После многочисленных дискуссий и поправок в июне 2018-го его приняли в парламенте. А меньше, чем через неделю, на вручении дипломов магистрам Института международных отношений (alma mater бывшего гаранта) Порошенко объявил, что подписывает соответствующий закон. Как того и требует процедура, после публикации в официальных печатных изданиях он вступил в силу.

Почему суд заработал только в сентябре?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточнику. «Этот Закон определяет основы организации и деятельности Высшего антикоррупционного суда, специальные требования к судьям этого суда и гарантии их деятельности». Немного неочевидно, но в самом тексте отсутствует важная формулировка: что Высший антикоррупционный суд образуют. Непосредственный механизм реализации создания еще одного специализированного судебного учреждения был заложен в другом законе, также принятом в июне 2018 года. Таким образом, вся необходимая законодательная основа для его функционирования была заложена еще год назад. Так почему же начали работать только в сентябре?

Причины следующие: более полугода (с августа 2018-го до начала марта 2019-го) проходил только сам конкурс на должности судей ВАКС. Наравне с Высшей квалификационной комиссией судей Украины роль в отборе кандидатов была отведена Общественному совету международных экспертов — авторитетных специалистов в области права из разных стран. В свою очередь, их кандидатуры также требовали одобрения, и соответствующий список на сайте Высшей квалификационной комиссии был опубликован только в конце декабря 2018 года.

В конечном итоге, по результатам отбора был сформирован перечень из 38 судей, назначение на должность которых тогдашний президент закрепил своими указами.

Только 7 мая этого года состоялось первое собрание судей ВАКС, на котором приняли решение об официальном запуске структуры 5 сентября 2019 года. Как отметил в своем комментарии Николай Глотов, судья Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда, раньше начать работу было невозможно из-за ряда технических причин: нерешенные вопросы отбора работников аппарата, необеспечение суда зданиями для работы судей и работников аппарата, отсутствие технического оборудования, разрешений на проведение судом деятельности, относящейся к государственной тайне, и тому подобное.

Как видим, этот процесс широко выходит за рамки законодательных инициатив. И тот факт, что суд заработал в сентябре, вызывает уже не раздражение или непонимание, а скорее — восхищение.

Теперь, когда мы разобрались, почему суд не появился сразу после принятия соответствующего закона, можно не стесняться и спросить:

А зачем он нужен?

Во-первых, о масштабности коррупции и ее системном негативном влиянии на ситуацию в государстве говорят не только политики из телевизоров, но и данные. Согласно рейтингу Corruption Perceptions Index, публикуемом Transparency International ежегодно, в 2018 году Украина заняла 120-е из 180 мест с сомнительным достоянием в 32 балла из 100. Суть рейтинга такова, что чем больше баллов набирает страна, тем она менее коррумпирована. И хотя с 2014 года мы очень медленно (1-2 балла в год), но все же движемся в сторону очищения политической и экономической систем, показатель все равно очень далек от оптимального. Менее коррумпированными страны считаются показатели в 50 баллов.

Вторая причина заключается в том, что Антикоррупционный суд является замыкающим звеном, состоящий из Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Сравнение с последним звеном в системе антикоррупционного правосудия можно встретить довольно часто, поэтому давайте разберемся, что же это значит.

Несколько слов о самой природе коррупции, как ее понимают законодатели: речь идет о присвоении или отмывания средств, злоупотреблении служебным положением, незаконном обогащении, декларировании недостоверной информации и взятках. Но не простых, а в особо крупных размерах — которые в 500 и выше раз превышают прожиточный минимум (по состоянию на середину 2019 года он для трудоспособных лиц составляет около 2000 грн). В нашем случае есть еще одна особенность: описанные нарушения совершают высшие должностные лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления.

В НАБУ работают детективы, которые по обращению граждан начинают расследование и собирают необходимые доказательства против лиц, подозреваемых в коррупционных действиях. Надзор за этим процессом осуществляет Специализированная антикоррупционная прокуратура. Ее задача состоит в том, чтобы представить обвинения (на основе фактов, собранных НАБУ) в суде. И бюро, и антикоррупционная прокуратура — органы досудебного расследования. Принимать решения о наказаниях, изъятие имущества и т.п. они не могут, какими бы очевидными и справедливыми, на первый взгляд, не были б обвинения.

И вот, мы уже почти дошли до решающего момента: в каком суде рассматривались эти дела до 5 сентября? Ответ не очень политкорректен, так сказать, но у всех и понемногу. Имеется в виду, что до запуска ВАКС дела передавались в суды общей юрисдикции. Последние — перегружены. К тому же, судьям нередко не хватало должной компетенции.

В общем, картина наблюдалась такая: рассмотрение дел НАБУ тянули до последнего. Ждать приходилось 5-12 месяцев и более, а заседания могли проходить с периодичностью 1 на 3-4 месяца, как отмечает Анастасия Красносельская, эксперт из Центра противодействия коррупции, а ныне — нардеп от «Слуги народа», председатель Комитета по вопросам антикоррупционной политики.

Следовательно, суд нужен для того, чтобы оперативно и профессионально рассматривать коррупционные дела, не «прятать» их под другими, рассматривать беспристрастно, без внешнего давления. Создание полностью независимой структуры (в чем независимость — объясним ниже), представители которой разбираются в подобных делах и имеют безупречную репутацию, что, по замыслу, будет отвечать поставленной цели.

В-третьих, ВАКС стал частью наших официальных обязательств перед Международным Валютным Фондом. Последние помещены в тексте меморандума МВФ с Украиной об экономической и финансовой политике в рамках новой программы на 2018-2020 годы. Аналогичное обязательство Киев также предоставил Евросоюзу. В обоих случаях от реализации обещанного зависела дальнейшая финансовая поддержка Украины со стороны международных партнеров. Таким образом, из исключительно внутреннего, вопрос доведения до логического завершения структуры антикоррупционных органов, стал и внешнеполитическим.

Квкие дела будет рассматривать суд?

Как отметила новоизбранный Председатель ВАКС Елена Танасевич, к компетенции Высшего антикоррупционного суда отнесены 22 состава преступления (т.е. совокупностей юридических признаков, которые превращают просто общественно опасное деяние в преступное) при том условии, что они совершены специальным субъектом (чиновниками), а размер ущерба превышает 500 000 гривен. Чтобы подробнее понять, какие же это загадочные составы преступлений, следует обратиться к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексу Украины. Но если времени и желания на это нет, рекомендуем ознакомиться с выводом о подсудности уголовных производств Высшему антикоррупционному суду.

Важно, что с момента запуска работы ВАКС последовал правовой вопрос: будет ли рассматривать он только дела, открытые НАБУ, которые будет передавать САП (таких около 200), или коррупционные дела от судов общей юрисдикции (более 3000). Законопроект Президента Украины Владимира Зеленского о распределении дел по тем, которые будут рассматриваться в ВАКС (с момента его запуска), и которые будут доводить до конца суды общей юрисдикции, внесли на рассмотрение ВРУ 8 июля. Но на данный момент в парламенте не поддержали.

Ситуация сложная: с одной стороны, суд должен работать оперативно (чего точно не произойдет с 3 тысячами дел), с другой — никто в таком случае дела Насирова, Труханова или Мартыненко до логического завершения не доведет.

Таким образом, остро встает вопрос, не возникнет ли перегрузка в суде с самого начала его работы.

Зарубежный опыт

Хотя запуск ВАКС приветствовали как МВФ, Венецианская комиссия, так и международные организации, сама практика отдельных антикоррупционных органов на Западе фактически не встречается. Если посмотреть на данные по Anticorruption Resource Centre, то Украина попала в странный список: безапелляционное борьба с коррупцией в виде отдельного суда или палаты по борьбе с коррупцией объединила нас с Индонезией, Непалом, Угандой, Бурунди, Филиппинами и др. В перечне также фигурируют Болгария, Хорватия и Словакия, но здесь специализированный судья или суд также имеют полномочия рассматривать значительный ряд дел, не связанных с коррупцией.

Для того, чтобы понять, помогло ли внедрение отдельных структур в судебную систему указанным, например, европейским государствам, обратимся к рейтингам от той же Transparency International.

Год основания соответствующего органа Место в рейтинге на момент основания антикоррупционного суда Место по состоянию на 2018 год
Хорватия 2008 62 60
Словакия 2009 52 57
Болгария 2012 72 77

То есть, как видим, специализированные суды не предоставили необходимого толчка для перезапуска всей системы. Однако у Украины есть преимущество: во-первых, наша реформа более масштабная и фундаментальная.

Во-вторых, она проиходит в рамках глобальных изменений судебной власти. Здесь и перезапуск судейского корпуса, и сильный внешний мониторинг.

В-третьих, в нее верит общество. Посмотрим через несколько лет, перестанет ли Украина быть синонимом коррумпированного государства.

АвторМария Богдановская; Рубрика

Читайте также: