Что говорить журналистам и как ругаться в Facebook, если к вам пришли с обыском

Денис Овчаров – адвокат, управляющий партнер АО «Овчаров и Партнеры», на конференции Safe Side 2.0 выступил с докладом «PR во время обыска: как использовать кризис для пользы компании». Он рассказал о том, почему пиариться нужно до обыска, а не после, каким образом его можно спрогнозировать и как действовать, если к вам уже пришли.

Редакция издания MC Today опубликовала самое интересное из доклада.

***

Мы регулярно готовим компании к обыскам. Обыски – это тест бизнес-процессов компании, и подготовить к ним нужно и сотрудников, и службу безопасности, а также быть готовыми правильно пиариться во время такой неприятной процедуры.

Пиариться нужно «до», а не «после»

На самом деле я сторонник пиара не во время обыска и не после обыска, а до него. Как показывает практика, к тем компаниям, которые громче всех кричат: «Караул, к нам сейчас придут и все у нас отберут!» – к ним никто не приходит. Компаний, которые пользуются такой пиар-стратегией, достаточно много, и все они успешные.

Кризисный пиар – это отличный инструмент, но нужно понимать, с какой целью вы его используете. К примеру, какие репутационные риски могут присутствовать в уголовной плоскости? Нет обыска, нет ареста счетов, но в реестре судебных решений появилось постановление, что должностные лица вашей компании совершили преступление.

Денис Овчаров

Денис Овчаров

Казалось бы, презумпция невиновности, но информацию из реестра никак не удалить, а она несет в себе некоторые репутационные риски для компании. В этот момент вам нужно понять, что не нужно сидеть на месте и ждать, пока к вам придут с обыском.

Нужно сразу же, как только вы узнали о том, что вас в чем-то обвиняют, проводить пиар-кампанию.

Вы должны быть готовыми к тому, что вам придется оголяться, то есть показывать все ваши бизнес-процессы, и объяснять, почему же вы такие белые и пушистые, а вот эти злые ребята пришли вас обыскивать.

Вспомните кейс «Новой Почты», которую тоже обвиняли в уклонении от уплаты налогов: с их сложными бизнес-процессами им пришлось очень долго повозиться, чтобы доказать свою невиновность. Именно поэтому и появилась тенденция делать бизнес простым и понятным, чтобы неопытному и непрофессиональному работнику правоохранительных органов на пальцах объяснить работу компании и защитить себя.

Обыск всегда можно спрогнозировать

Обыск – это прогнозируемая вещь. Очень редко бывает так, что вот к вам пришли внезапно, а вы и догадываться об этом не могли. Консультанты, работающие в вашей компании, всегда могут правильно оценить риски и спрогнозировать с точностью до недели дату проведения обыска в вашей компании.

Вспоминая летние обыски, которых было немало, можно отметить тенденцию обыскивания «попередників».  Это компании, чьи владельцы лишились власти, и обыскивать их стало очень удобно.

Денис Овчаров

Денис Овчаров

Схема обыска «попередників» очень проста: вы берете публичную личность, смотрите по декларациям НАЗК компании, к которым она имеет отношение, оцениваете, насколько эти компании стали успешными в период правления этой личности, и уже догадываетесь, с каким мотивом можно прийти в организацию с обыском.

КАЖДАЯ НОВАЯ ВЛАСТЬ «МОЧИТ» ПРЕДЫДУЩУЮ. НАША СТРАНА В ЭТОМ АБСОЛЮТНО НЕ УНИКАЛЬНА.

С большой вероятностью предыдущий президент Украины будет поддаваться давлению со стороны нового президента. Это уже происходит, и это нормально, такое случается не только в нашей стране.

Пиар ради пиара вам не поможет

Вам нужно выяснить, что уголовное дело может заблокировать. Если оно блокирует ваши денежные активы, вы должны выстроить подробную дорожную карту, где будет описано то, каким образом вы эти активы будете разблокировать.

Если разблокировка активов возможна лишь через решение суда, ваша пиар-кампания должна быть направлена на то, чтобы судья и его окружение узнали о вашей позиции. Вы должны трубить во все СМИ, что вы не виноваты, завлечь журналистов на судебное заседание и сделать так, чтобы они захотели выслушать вашу позицию.

Вы должны пиариться с какой-то конкретной целью. Стандартной является цель показать свои бизнес-процессы в белом свете. Кроме этого, важно показать контрагентам и своим сотрудникам, что вы не боитесь прессинга, что вы боретесь и не сдаетесь. Также будет уместна публикация правовой позиции ваших адвокатов.

Правда, не думайте, что адвокатам кто-то верит. Как правило, верят рядовым сотрудникам.

В пиаре это важно, и еще важно понимать, что такие люди должны доносить позицию компании понятным и доступным языком.

Важно помнить, что кризисным пиар должен идти вместе с внешним консультированием со стороны адвокатов. Нельзя, чтобы пиарщик гнул свою линию, а адвокат – свою. Эти вещи должны идти вместе, пиарщик должен идти за правовой линией адвоката.

В кризисном пиаре кто первый – того и тапки

Вы можете «мочить» следователя, прокурора или судью, который вынес постановление об обыске, но вам следует понимать, с какой целью вы это делаете. К чему может привести громкая огласка? В основном это приводит к тому, что от вас быстро отстают, потому что у правоохранителей банально нет возможности вас «доить».

Обычно когда компания публично заявляет об обыске, правоохранители не спешат требовать взятки.

В ситуациях с обысками очень важно быть максимально открытыми и прозрачными, ни в коем случае не умалчивать, что к вам пришли. Поверьте, рано или поздно об этом узнают – через шесть месяцев в открытых реестрах об этом появится информация, и никто не отменял болтливых сотрудников.

Не забывайте, что правоохранители очень любят выставлять фото в Facebook с обысков, которые еще даже не закончились. Если вы попали в такую ситуацию, очень важно начать трубить о том, что к вам пришли первыми.

В пиаре во время обыска нужно быть агрессивными и не транслировать сообщения, такие как: «Ну вот, мы такие пушистики, все делаем правильно и по закону, а к нам пришли эти злые люди на обыск, случайно вообще». Так делать нельзя.

Не говорите, что к вам пришли с обыском незаконно – если есть судебное постановление, то все это более чем законно.

И нарушений во время обыска со стороны правоохранительных органов очень мало, их почти нет.

Сообщения, которые вы транслируете, должны быть четко направленными кому-то: сотрудникам и контрагентам, которым вы говорите, что вы продолжаете работу и не сдаетесь, судье, которому вы говорите, что постановление об обыске совершенно необоснованно.

Помните, что обыски в Украине – это не те обыски в России или Беларуси, где директоров сразу же сажают в СИЗО. Здесь у вас просто заберут компьютер и телефон, и к тому же у вас есть шанс выйти из ситуации, не испортив себе репутацию.

Кризисный пиар – это очень затратная вещь, поэтому я вам советую работать только с теми специалистами, в которых вы уверены и которые точно знают, каким образом нужно работать во время обысков.

Автор:   MC Today 

Читайте также: