Что нового в порядке прохождения техосмотра?

Об этом рассказал заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Будник.

Сводная рабочая группа заинтересованных ведомств и общественных организаций готовит Изменения в прохождении государственного технического осмотра (ТО) автомобилей, а споры о том, нужен ли техосмотр и кому его проводить, не смолкают. Какие изменения в порядке проведения техосмотра появятся после принятия нового законодательства, «ФАКТАМ» рассказывает один из разработчиков этого законопроекта — заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Будник.
 
«На каждой станции технического контроля установят камеры, которые будут передавать в ГАИ информацию об автомобиле»
— В рабочей группе есть понимание того, что необходимость в изменении и упрощении порядка проведения государственного техосмотра назрела, — говорит Сергей Будник. — На сегодняшний день эта процедура слишком продолжительна. Она включает не только проверку технического состояния транспортных средств, но и контроль за уплатой штрафов, налога с собственника транспортного средства, за медицинскими справками водителей, проверку страховых полисов. Чтобы упростить порядок прохождения техосмотра, законопроект предусматривает, что автолюбитель сможет пройти все эти процедуры, обратившись к аккредитованному в ГАИ субъекту предпринимательской деятельности, и у него же получить соответствующий документ об исправности его транспортного средства.
 
Такая процедура будет внедрена на протяжении года. До этого Минтранс и МВД должны утвердить форму протокола проверки технического состояния. Минтранс внес в Кабмин проект постановлений, которые урегулируют требования к порядку проверки технического состояния, к используемому оборудованию, а также к персоналу, который будет этим заниматься.
 
— Не боятся ли разработчики этого законопроекта, что с передачей функций техосмотра частникам у последних возникнет соблазн продавать талоны техосмотра всем без разбора?
 
— В законопроекте заложена уголовная ответственность должностных лиц субъекта, осуществляющего проверку технического состояния, за выдачу документа на неисправный автомобиль. Ведь, проводя техосмотр, он дает гарантию, что это транспортное средство исправно и не может стать источником опасности. Если сегодня наш инспектор выдает талон техосмотра без протокола проверки технического состояния, это влечет за собой наказание в виде штрафа на сумму 1700 гривен. Государство будет контролировать этот процесс с помощью фото- и видеофиксации. Предполагается, что на станции установят камеры. Одна будет фиксировать автомобиль, въехавший на станцию, а другая — приборы, которые показывают техническое состояние машины. Эта информация будет храниться на сервере станции, а также в определенном объеме передаваться в Госавтоинспекцию.
Кроме того, мы хотим создать соответствующий единый автоматизированный реестр, которым могли бы пользоваться и фирмы, ответственные за техосмотры. Чтобы водитель на станции сразу же мог проверить, нет ли у него неоплаченных штрафов (по законодательству должники не могут пройти ТО до погашения задолженности по штрафам. — Авт.). Кроме того, работникам станции нужно проверять, принадлежит ли автомобиль этому водителю.
 
Пока нас сдерживает отсутствие такого реестра, который включал бы в себя информацию и о регистрации транспортных средств, и о выдаче водительских удостоверений, номерных знаков, о розыске и так далее. В общей сложности нужно объединить около 15 подсистем, в том числе реестр об оплате штрафов.
 
— После того как частным СТО разрешили проверять техническое состояние автомобилей, в одних регионах страны количество таких станций превысило несколько десятков, а в других их были единицы или вообще не было. В результате многим водителям пришлось ехать в другой район, а то и регион, чтобы получить свидетельство о прохождении проверки. Не рискованно ли в связи с этим полностью передавать функции техосмотра в частные руки?
 
— В ходе заседаний рабочей группы поднимался вопрос о неравномерности покрытия территории Украины такими станциями проверки технического состояния. Большинство из 1100 аккредитованных частных станций работает в больших городах, где много транспорта. В результате в отдаленных районах сегодня таких станций практически нет. Госавтоинспекция старалась отслеживать эти районы с помощью работы наших пунктов контроля, но с 1 июля эту работу мы уже не осуществляем. Пока мы прорабатываем вопрос равномерного размещения станций. Кроме того, будет предусмотрено квотирование и по проведению техосмотра различных видов транспорта. Например, на область предусмотрено десять таких станций, из них восемь должны проверять легковые автомобили, а две — грузовые автомобили, автобусы и автомобили, перевозящие опасные грузы.
 
— Собирается ли Госавтоинспекция оставить свои станции проверки техсостояния? Ведь на сегодняшний день пройти проверку технического состояния автомобиля в ГАИ на порядок дешевле, чем у частников.
 
— Сейчас около ста станций МВД прошли аттестацию и осуществляют проверку техсостояния транспорта. Думаю, они останутся. Ведь в Украине есть оперативные службы, имеющие в своем составе специальные подразделения со своим автотранспортом, который тоже должен быть в надлежащем техническом состоянии. И в силу специфики своей деятельности они не могут отдавать их на общедоступные станции. Требования к ним будут предъявляться такие же, как и к частным.
 
«Сроки прохождения техосмотра останутся прежними»
— Подорожает ли прохождение технического осмотра после вступления в силу нововведений?
 
— Сколько будет стоить спецпродукция, в частности, талон прохождения технического осмотра, я не готов сказать. Закупкой талонов занимается Департамент ресурсного обеспечения. Нет пока единого мнения у рабочей группы и относительно цены за услуги. На последнем заседании некоторые высказывали предложение ввести цену, как на Западе, — там стоимость техосмотра приравнивается к стоимости полного бака топлива этого транспортного средства. Но этот вопрос еще предстоит прорабатывать. Нужно провести подсчеты количества операций, человеко-часов, состояния техники, коммунальных платежей, исходя из которых рассчитывается стоимость за услуги. Ведь, например, проверка легкового автомобиля может стоить 100 гривен, а грузового автомобиля или автобуса — около 500 гривен.
 
— Получается, автовладельцу все же придется платить больше за прохождение техосмотра?
 
— Сейчас сложно сказать. Предприниматель на свой риск оценивает услугу, которая должна приносить ему прибыль. В задачу государства входит создание условий, при которых стоимость этих услуг отвечала бы реальным затратам на ее совершение. Конечно, государство будет контролировать, чтобы эти sцены не выходили за пределы определенных границ.
 
— Не изменятся ли сроки прохождения государственного техосмотра после вступления в силу изменений о его проведении?
 
— На сегодняшний день сроки прохождения установлены Кабмином. Так, легковые автомобили проходят техосмотр один раз в два года, грузовые автомобили грузоподъемностью свыше трех с половиной тонн — раз в год, пассажирские автобусы и автомобили, перевозящие опасные грузы, — раз в полгода. Есть предложение внести изменения по этим срокам, в частности, по легковым автомобилям, как это сделано, например, в России. Там новый автомобиль до трех лет не проходит техосмотр. Автомобиль, которому от трех до семи лет, проходит техосмотр раз в два года, а старше семи лет – каждый год. Но напоминаю, что пока это только предложения, которые в будущем еще предстоит оформить в проект постановления Кабмина. Хотя, по моему мнению, такой порядок прохождения техосмотра оптимальный, и граждане его поддержат.
 
 
Александр Лещенко, «Факты»

 

You may also like...