Дочь главы иркутского избиркома, сбившая двух девушек, стремительно теряет адекватность

Адвокаты Анны Шавенковой, год назад на автомашине сбившей двух девушек в Иркутске, усомнились во вменяемости своей клиентки. На заседании 9 декабря они неожиданно попросили о назначении ей психолого-психиатрической экспертизы. Несмотря на категорическое несогласие стороны потерпевших, ходатайство поддержал гособвинитель.

Кировский районный суд Иркутска 9 декабря удовлетворил ходатайство адвокатов Анны Шавенковой о проведении психолого-психиатрической экспертизы в отношении своей клиентки, которая в декабре 2009 года на своей Toyota сбила двух сестер. Ранее ни у кого не возникало сомнений относительно ее вменяемости, но некоторое время назад интересы Шавенковой начал представлять новый адвокат. Это уже третий его неожиданный ход, заставивший задуматься защитника противоположной стороны. 

Авария

Авария произошла 2 декабря 2009 года и получила особый резонанс из-за того, что обвиняемая— 28-летняя Анна Шавенкова — являлась сотрудницей аппарата фракции «Единая Россия» областного заксобрания и дочерью бывшего председателя местного избиркома Людмилы Шавенковой (27 ноября 2010 года она ушла в отставку по собственному желанию, объяснив свое решение «моральным состоянием»).

В тот день Анна Шавенкова на своей Toyota на большой скорости вылетела на тротуар одной из центральных улиц Иркутска. Машина практически вдавила в стенку ближайшего здания двух сестер Пятковых, одна из которых, Лена, скончалась в больнице, а другая, Юля, стала инвалидом.

В интернет попали записи камеры видеонаблюдения, где в деталях видно не только саму аварию, но и то, как Шавенкова выходит из машины и осматривает ее, не обращая внимания на двух истекающих кровью пешеходов.

17 августа райсуд приговорил ее к трем годам колонии-поселения с отсрочкой в 14 лет и лишил права управлять автомобилем сроком на три года. Отсрочка связана с тем, что во время расследования осужденная родила ребенка, и судья воспользовался нормой закона, позволяющей отсрочить наказание до достижения ребенком 14-летнего возраста. Однако 14 октября Иркутский облсуд отменил приговор, вернув дело на новое рассмотрение другим составом суда.

Новая линия защиты

Первой неожиданностью для потерпевших стало то, что новый адвокат Шавенковой не запросил, как в первый раз, особый порядок рассмотрения дела. Более того, он начал судебное заседание с того, что попросил вернуть дело на доследование, сославшись на имеющиеся в деле технические опечатки. Суд отказал ему, но потерпевшие занервничали, посчитав, что Шавенкова готовится не признавать вину. Однако в итоге она все же ее признала. Но суду все же пришлось начать судебное следствие— заново исследовать все доказательства по уголовному делу, поднимать материалы, выслушивать свидетелей и т.п.

Второе новшество заключалось в том, что на прошлом заседании 18 ноября адвокат предоставил в суд документы, подтверждающие, что подсудимая перечислила 300 тыс. рублей на счета родителей потерпевших и Юли Пятковой. Ранее она не пыталась как-то компенсировать им потери.

Впрочем, инициатива не заставила потерпевших смягчить свою позицию— после суда представитель потерпевших заявил, что возможность заключения мирового соглашения существует лишь гипотетически, а его клиенты намерены добиваться для Шавенковой справедливого наказания.

Третьим и самым неожиданным ходом защитника женщины стало ходатайство о проверке на вменяемость его клиентки.

«Это весьма неприятное испытание и для самой Шавенковой,— отметил в беседе с GZT.RU представитель потерпевших Виктор Григоров.— Если экспертиза придет к выводу, что она невменяемая, то это ей пятно на всю жизнь. Она присутствовала на суде и поддержала ходатайство, но вряд ли понимает последствия всего этого».

Аргументы в пользу неадекватности

Сомнения адвоката в адекватности подсудимой вызвали у потерпевшей стороны сильное недоумение.

«Если открыть уголовное дело и взять оттуда характеристику Шавенковой, то мы увидим, что до сих пор никто никогда не сомневался в ее вменяемости,— рассказал GZT.RU Григоров.— Она окончила Санкт-Петербургский юридический институт Генпрокуратуры РФ, затем работала судебным приставом, потом помощником у двух иркутских депутатов и, наконец, в „Единой России“. Все это время она считалась нормальной. Не было сомнений в ее адекватности и в 2001 году, когда она получила водительское удостоверение, и в 2008 году, когда она проходила техосмотр и предоставляла для этого медсправки, в том числе из психдиспансера. После аварии и следователь, и судьи, и адвокаты обеих сторон— никто не сомневался в ее вменяемости. Только сегодня этот вопрос неожиданно был поднят».

По словам Григорова, адвокат Иванов усомнился, является ли его клиентка адекватной с самого момента аварии и до сегодняшнего дня. Как говорится в ходатайстве, для сомнений есть три основания. Первое, что— со слов самой Шавенковой— после аварии она потеряла сознание. Однако на видео с места трагедии этого не заметно. Второе, что— опять же с ее слов— она не помнит, как вела себя после аварии. Третье, что якобы в период беременности она посещала психиатра. Однако, по словам Григорова, ни одного подтверждающего документа адвокат Шавенковой не предоставил, все только на словах.

«Мы категорически возражали против назначения экспертизы,— сказал Григоров.— Для сомнений нет никаких юридических оснований. Это голословное ходатайство, по нашему мнению, не должно было быть удовлетворено».

Однако гособвинитель поддержал защиту подсудимой, и судья посчитала нужным назначить психолого-психиатрическую экспертизу. В ответ Григоров попросил время, чтобы полностью ознакомиться с ходатайством. В итоге суд отложил рассмотрение, объявив перерыв до 13 декабря. До этого дня потерпевшие определятся, попытаться обжаловать решение суда или согласиться с ним. Результатом следующего заседания должны стать совместно сформулированные вопросы к судмедэкспертам. gzt.ru

You may also like...