Любого нардепа можно будет привлечь к уголовной ответственности без доказательств

Законопроект «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины» (регистрационный номер 3883) разрушает основы правового государства

Принятый Верховной Радой Украины закон 3883 предусматривает возможность предоставления согласия на арест и задержание народного депутата без доказательств или даже вероятности их существования. Такое мнение высказал в комментарии УНН юрист Станислав Батрин.

«Несмотря на то, что автор законопроекта, депутат Олийнык, единственной мотивационной составляющей законопроекта отмечает совершенствование процедуры предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата, следует отметить, что законопроект „О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины“ (регистрационный номер 3883) разрушает основы правового государства», — сказал он.

Те инициативы, по мнению С.Батрина, которые Олийнык называет оптимизацией, уже существуют в действующем Регламенте и учитывая те гарантии, которые предусмотрены в Конституции. Более того, инициатива Олийныка не только ухудшает правовой статус народного депутата, но и делает априори неконституционным сам процесс предоставления согласия относительно его ареста или задержания, привлечения к уголовной ответственности, констатировал юрист.

С.Батрин напомнил, что смысл этой процедуры состоит в том, что согласие парламента должно иметь под собой правовое обоснование и доказательства, и не может основываться на том, что у оппонента другие политические взгляды.

«Для этого Регламент предусматривал, что предварительно этот вопрос должен был рассматриваться в соответствующем комитете ВРУ по исследованию доказательств. Именно в комитете Генеральный прокурор Украины должен доказывать обоснованность своего убеждения. И если доводы прокурора считались бы недостаточными, данный вопрос не подлежал бы рассмотрению в сессионном зале в принципе», — сказал он.

По словам юриста, Регламент также предусматривал, что если представление Генерального прокурора Украины не соответствует предусмотренным требованиям, Председатель Верховной Рады Украины возвращает это представление прокурору.

«Сейчас же Председатель ВРУ вообще ничего не решает, а представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержании или аресте народного депутата включается напрямую в повестку дня сессии Верховной Рады вне очереди без голосования и рассматривается вне очереди на пленарном заседании Верховной Рады без заключения комитетов Верховной Рады в срок, определенный настоящим Регламентом», — отметил он.

Если раньше, пояснил С.Батрин, депутат имел 5 дней для представления своих объяснений в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента и это влияло на заключение комитета, то сегодня срок для дачи пояснений сокращен до 3 дней. И более того, статья 219 Регламента теперь выглядит таким образом, что депутат представляет объяснение не к Председателю ВРУ, а должен непосредственно представить доказательства своей невиновности именно народным депутатам. К тому же, не позднее чем за день до дня рассмотрения этого вопроса на пленарном заседании Верховной Рады Украины. «Итак созданы условия, при которых народный депутат вообще может не иметь возможности для своей защиты», — отметил юрист.

Собственно и процедура рассмотрения представления, по мнению С.Батрина, изменилась в сторону нарушения прав: ранее предполагалось, что представление рассматривается не позднее семи дней со дня представления соответствующего заключения специальным комитетом. Сейчас такое представление рассматривается после направления парламентом и не позднее 5 дней со дня его внесения.

«В итоге, так называемое упрощение процедуры заключается в том, что процедура предоставления согласия парламентом на привлечение к уголовной ответственности уничтожена как таковая. Это означает, что закон 3883 предусматривает возможность предоставления согласия на арест и задержание народного депутата без доказательств или даже вероятности их существования», — подчеркнул юрист.

С.Батрин добавил, что «процедура о предоставлении согласия Верховной Радой на задержание или арест судей оставлена без изменений: по-прежнему требуется предварительное заключение комитета».

Напомним, сегодня В.Олийнык объяснил, что представленный им законопроект по уголовным производствам против народных депутатов является упрощением сложной процедуры, а не попыткой лишить кого-то мандата.

«Вопрос идет не об отмене депутатской неприкосновенности, а об упрощении процедуры рассмотрения этого вопроса. Если депутат, по которому принято решение, в суде не будет признан виновным, то он вновь становится депутатом», — пояснил Олийнык.
 

Читайте также: