Обзор проекта коалиционного соглашения от Блока Порошенко

Предложенный Блоком Порошенко многостраничный проект соглашения о коалиции предусматривает реформы в 17 направлениях, но содержит слишком мало конкретики

В пятницу после объявления Яценюком потенциального состава Кабмина (в представлении самого премьера) Блок Порошенко сделал ответный ход. На сайте партии был обнародован проект коалиционного соглашения, который якобы уже две недели обсуждается демократическими партиями.

От первого варианта соглашения, которой появился на свет еще 29 октября, нынешний документ отличается прежде всего объемом: в первом варианте было 48 страниц, а теперь уже 66. При этом, раздел о принципах работы и принятия решений внутри самой коалиции, занимавший целых 12 страниц в октябрьском документе, в новой версии пока отсутствует вообще.

Согласно сообщениям участников переговоров, окончательно согласовать регламент работы коалиции в середине недели. Пока что достигнуты такие предварительные договоренности: премьер будет формировать состав Кабмина по согласованию с коалицией; министры получат право самостоятельно подбирать себе заместителей; в коалицию смогут войти только фракции, а не отдельные нардепы; ключевым рабочим органом станет Совет коалиции, в котором каждая фракция получит по одному голосу; решения в Совете будут приниматься 3/4 голосов, по некоторым вопросам – консенсусом.

Фокус предлагает обзор основных составляющих проекта коалиционного соглашения в версии Блока Порошенко.

В целом, предлагается проведение реформ сразу по семнадцати направлениям. Позитивная деталь – по многим пунктам соглашения указаны конкретные сроки их выполнения ("на протяжении III квартала 2015 года", "на протяжении 2016 года" и т.п.). С другой стороны, многие пункты и подпункты описаны очень общими формулами, например, "ликвидация коррупционных схем в госсекторе – постоянно".

Обновление власти и борьба с коррупцией

Ключевое направление – обеспечение работы принятых под конец работы Рады седьмого созыва законов о Национальном антикоррупционном бюро (НАБ) и Нацгентстве по вопросам предотвращения коррупции. Впрочем, в закон о НАБ уже предлагается внести изменения – более четко прописать процедуры приема сотрудников на работу, их материального обеспечения и сотрудничества с другими ведомствами. Также уже в декабре этого года ББП предлагает "усовершенствовать процедуру назначения главы НАБ", отстранив от этого процесса парламент (и, очевидно, замкнуть назначение на одного президента).

А вот проверка госсужащих на предмет соответствия их уровня жизни официальным доходам начнется только со второго квартала 2016 года. Тогда же предлагается обязать органы власти обнародовать в форме, "позволяющей автоматическую обработку", всех данных о госзакупках, декларациях чиновников, данных единых госреестров и т.д.

Судебная реформа

Раздел прописан в очень общих выражениях ("будет внедрен эффективный контроль", "будет усилена этическая составляющая" и т.д.). Предлагается ужесточить принципы назначения на должность и наказания провинившихся судей. Деятельности двух ключевых органов судебной ветви власти, Высшему совету юстиции и Высшей квалификационной комиссии, посвящено всего два абзаца, предлагается наполнить их "авторитетами в отрасли права с безупречной репутацией". Возможно, такая лаконичность связана с другой идеей – внести изменения в Конституцию и создать новый орган, который будет отвечать за назначение, карьеру и увольнение судей (очевидно, ВСЮ и ВККС в таком случае подлежат ликвидации).

Децентрализация и реформа публичного администрирования

Самый большой по объему раздел. Но в сфере децентрализации никаких радикальных реформ, например административно-территориальной, не предусматривается – в проекте Соглашения речь идет прежде всего о выполнении и совершенствовании уже существующих законов в сфере местного самоуправления, в первую очередь, это касается финансирования соответствующих органов. Своей конкретикой выделяется лишь пункт о том, что время приезда скорой помощи и пожарных не должно превышать 30 минут.

Предлагается еще в этом году принять новый закон о госслужбе, в котором предусмотреть превращение отделов кадров в HR-службы с соответствующими методами работы, а также унифицировать зарплаты чиновников в соответствии с их категорией.

В Кабинете министров предлагается ввести должности госсекретарей в каждом министерстве, порядок назначения и их компетенция не уточняются. Надо напомнить, что это будет не первая попытка ввести институт госсекретарей в Украине, и на практике это обычно приводило к бюрократическим конфликтам и борьбе за полномочия.

Также предлагается делегировать органам местного самоуправления функции по оказанию базовых админуслуг: регистрации места жительства, регистрации объединений граждан, юрлиц и физлиц-предпринимателей, выдачи водительских прав и т.д.

Претендовать на тендеры по госзакупкам не смогут компании, которые не обнародовали информацию о своих конечных собственниках, имеющих долю более 10%.

Кроме того, предлагается сократить список объектов госсобственности, которые не подлежат приватизации.

Реформа органов правопорядка

Главный пункт – реформа самого Министерства внутренних дел. В частности, предлагается ликвидировать транспортную, ветеринарную милицию, ГАИ и УБОП и службу госохраны. Вместо ГАИ появится единая патрульная служба, которая будет входить в состав Национальной полиции (НП). Также в структуре НП будет выделена уголовная полиция, судебная полиция и спецподразделения быстрого назначения. Все сотрудники МВД пройдут полную переаттестацию.

Будет создано Государственное бюро расследований, к которому перейдут функции УБОП и следственные функции прокуратуры и СБУ.

Отдельно будет выделена военная и муниципальная полиция, последнюю будут создавать и финансировать органы местного самоуправления.

Реформа сферы национальной безопасности и обороны

Еще до конца текущего года предлагается ввести в Военную доктрину понятие "вероятного противника" и официально прописать курс на вступление в НАТО. На протяжении следующего года нужно будет реформировать СНБОУ, системы мобилизации и информационной безопасности (конкретных мер не указано). Затраты на оборону будут составлять не менее 3% от ВВП.

С начала следующего года предлагается повысить зарплату военным и начать реформирование всей системы Вооруженных сил "с учетом современных вызовов и опыта АТО".

Отдельным пунктом вынесен вопрос о Крыме и оккупированных частях Донбасса, главная цель – их возвращение под контроль украинской власти. С этой целью предлагается "всестороннее оккупационным властям и террористическим группировкам", защита крымских татар и других жителей Крыма и Донбасса, оказавшихся под оккупацией, а также беженцев, формирование на Юге Украины и на прифронтовых территориях дополнительных органов власти, которые будут помогать жителям оккупированных территорий.

Реформа здравоохранения

Из конкретики – провести широкополосный интернет во все медицинские заведения и предоставить им статус неприбыльных (очевидно, имеются ввиду государственные клиники), ввести обязательное социальное медицинское страхование, снять запрет на закрытие медзаведений, запретить рекламу лекарств, алкоголя и табака. Остальные предлагаемые меры в основном начинаются словами "стимулировать" или "создать условия" и т.п.

Регулярная политика и развитие предпринимательства

"Улучшать бизнес-среду" в Украине предлагается лишенными всякой конкретики методами: за год перевести систему регулирования предпринимательства на "европейскую", а также сократить количество разрешений и лицензий (каких именно, не указано).

В параграфе о налоговой реформе, напротив, все очень конкретно – предлагается оставить всего девять налогов: НДС, на прибыль, с доходов физлиц, акциз, ренту, с недвижимости, экологический, единый налоги и пошлину. Уголовное дело по факту неуплаты налогов будут возбуждать, если его объем будет составлять 2000 необлагаемых минимумов, а не 1000, как сейчас. С 1 января 2016-го также предлагается провести налоговую амнистию капиталов.

Остальная часть раздела – стандартные предложения о максимальной дерегуляции и упрощении условий ведения бизнеса в различных сферах, но опять-таки без конкретики.

Реформа энергетики

Главные цели прописаны в преамбуле – снизить зависимость Украины от импорта энергоносителей и за пять лет снизить энергоемкость ВВП на 20%. Для этого предлагается:

– реорганизовать НАК Нафтогаз, разделив деятельность по добыче, транспортировке, хранению и поставке газа;

– в 2015-17 годах ввести экономически обоснованные цены и тарифы для всех потребителей, с адресной помощью малообеспеченным гражданам;

– до 2016 года приватизировать все шахты, а те, что удастся приватизировать – закрыть или законсервировать; параллельно сокращать дотации на угольную отрасль с тем, чтобы с 2021 года полностью отказаться от ее поддержки;

– продолжать диверсификацию источников получения энергоносителей, чтобы доля любого из них не превышала 30%;

– развивать альтернативную энергетику.

Реформа ЖКХ

Главный акцент – на дальнейшее развитие объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД) и усиление их статуса. Также предполагается обеспечить прозрачность всех тарифов на коммунальные услуги.

Финансовая реформа

Ставится задача "интегрировать украинский финансовый сектор в мировые рынки капитала", с этой целью предлагается привести в соответствие с нормами ЕС украинское законодательство в сферах работы страховых компаний, участников фондового рынка, а также либерализировать валютное регулирование и упростить процедуры для иностранных инвесторов. Конкретные инструменты, как и сроки выполнений задач, обычно не указаны.

Инфраструктура и транспорт

По конкретным сферам:

– Железнодорожный транспорт: Реализация непрофильных активов Укрзалізниці, монопольная госсобственность на ж/д инфраструктуру при создании конкурентного рынка перевозчиков.

– Морской и речной транспорт: унификация законодательства, привлечение и защита инвестиций;

– Эксплуатация дорог: передача дорог местного значения в ведение ОГА, усиление ответственности подрядчиков за качество построенных и отремонтированных дорог;

– Безопасность дорожного движения: автоматическая фиксация нарушений и фиксированная сумма штрафов;

– Городской транспорт: передача методики расчета тарифов на местный уровень;

– Авиация: курс на подписание соглашения с ЕС о едином воздушном пространстве.

Реформа сельского хозяйства

Самого важного пункта – об отмене моратория на продаже земли сельхозназначения – в проекте Соглашения нет. Вместо этого предлагается усовершенствовать арендные отношения и провести в следующем году всеукраинскую денежную оценку с/х земель. Кроме того, государство и впредь обязуется поддерживать сельхозпроизводителей, обеспечивая их льготными кредитами и возвращая НДС при экспорте.

Предлагается также вывести на организованный рынок частные сельские хозяйства, до конца 2015 года предоставив им статус сельхозпроизводителей. Чтобы упростить аграриям жизнь, будут отменены ряд разрешительных документов, в частности, карантинные и ветеринарные сертификаты.

Социально-гуманитарная реформа

Предлагается реформа системы социального страхования и пенсионного обеспечения – соцвыплаты станут адресными, единый социальный взнос будет снижен, кроме того, гражданам не придется подавать в органы соцобеспечения дополнительные справки. А льготы и привилегии "всем должностным лицам" будут отменены.

Также предусматривает проведение независимой аттестации работников образования – те, кто успешно ее пройдут, смогут рассчитывать на повышение зарплаты. В школах будет развиваться профильное образование, во все учебные заведения проведут широкополосный интернет (конкретные сроки не указаны).

В гуманитарной сфере отдельно подчеркнут запрет на коммунистическую пропаганду в любой форме, наряду с нацистской, фашистской и антиукраинской.

Обеспечение ускоренного экономического развития

Здесь речь идет прежде всего о создании в Украине выгодных условий для высокотехнологического бизнеса.
Реформа избирательного законодательства

На протяжении первого квартала 2015 года предлагается перейти к пропорциональной системе с открытыми списками на выборах в парламент. На протяжении первого полугодия 2015-го – ввести аналогичную систему на местных выборах (кроме выборов сельсоветов), а также проводить выборы мэров крупных городов в два тура.

Конституционная реформа

С учетом того, что многие вышеописанные реформы будут требовать внесения изменений в Конституцию, предлагается создать временную специальную комиссию ВР, с привлечением Президента, Кабмина, юристов-конституционалистов и Венецианской комиссии к ее работе над конкретными проектами изменений в Основной Закон.

Экологическая реформа

Речь идет о приведении украинского законодательства к директивам ЕС, что предусмотрено Соглашением об Ассоциации.

Милан Лелич, Фокус

You may also like...