Китай лидирует в мире по числу заключенных журналистов

Четверть всех заключенных журналистов в мире приходится на долю Китая, который уже второй год подряд признаётся главным мировым «тюремщиком» прессы: 49 журналистов в неволе в 2015 году является рекордным для этой страны числом. Такие данные приведены в опубликованном 15 декабря специальном докладе международного Комитета по защите журналистов (Committee to Protect Journalists, CPJ).

 То, насколько далеко Китай готов идти по пути подавления критики, становится понятно на примере судеб трёх человек, не вошедших в составленный CPJ список журналистов в неволе – братьев вашингтонского корреспондента финансируемого правительством США Радио «Свободная Азия» (RFA) Шохрета Хошура, уйгура по национальности, критикующего Китай за жестокое обращение с уйгурским меньшинством. В отместку за репортерскую работу Хошура, не имея возможности арестовать его самого, власти Китая бросили в тюрьму трёх его братьев – Тудахуна, Шаукета и Рехима, живущих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, – по обвинениям в антигосударственной деятельности. Также весьма рискованным занятием стало освещение экономических проблем – из-за этого были арестованы многие журналисты.

Как отмечается в докладе, в 2015 году в мире численность журналистов, посаженных в тюрьмы в связи с их профессиональной деятельностью, составила 199 человек против 221 в 2014 году. «Численность журналистов за решёткой несколько снизилось по сравнению с рекордными цифрами, зафиксированными за последние три года. Однако некоторые страны продолжают систематически использовать тюремное заключение как инструмент для подавления критики», – отмечается в докладе.

Вторым главным «тюремщиком» журналистов в мире назван Египет, где президент Абдель Фаттах ас-Сиси продолжает подавление инакомыслия под видом обеспечения национальной безопасности. В тюрьмах этой страны удерживается 23 журналиста, тогда как в 2012 году в Египте не было ни одного работника масс-медиа, оказавшегося в неволе за свою работу.

Обвинения в антигосударственной деятельности остаются излюбленным средством для отправки журналистов в тюрьму в Иране, где численность журналистов-узников снизилась в 2015 году до 19 (по сравнению с 30 в предыдущем году). Но власти этой страны используют так называемую политику «вращающихся дверей», при которой одних журналистов временно выпускают на свободу, а других арестовывают. В сфере СМИ Ирана сохраняется атмосфера страха, а многие из выпущенных на свободу журналистов продолжают подвергаться судебным преследованиям или жёстким ограничениям, включая перспективу быть насильственно высланными из страны, подчеркивается в докладе.

Положение СМИ ухудшилось и в Турции, где численность сидящих в тюрьмах журналистов за год удвоилась и достигла 14 человек. В стране, признававшейся в течение последних двух лет подряд главным «мировым тюремщиком» журналистов, десятки арестованных представителей прессы вышли на свободу в 2014 году, но в 2015-м – на фоне двух туров парламентских выборов и окончания хрупкого перемирия с боевиками запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК) – последовали новые аресты, которые поставили страну на пятое место среди наихудших «тюремщиков» журналистов. Один из получивших широкую огласку случаев – арест руководящих сотрудников независимой газеты «Джумхуриет» («Республика») Джана Дюндара и Эрдема Гюля после того, как они обнародовали факты переправки турецкими властями в Сирию оружия под видом гуманитарной помощи.

В Узбекистане в местах лишения свободы находятся четверо журналистов – Мухаммад Бекжанов (Бекжан), Юсуф Рузимурадов, Солижон Абдурахманов и Дильмурод Саидов.

Авторы доклада отмечают, что, если обвинения в антигосударственной деятельности являются самым распространённым предлогом для отправки журналистов за решётку (55 процентов судебных дел), то за последние пять лет около четверти дел против представителей прессы были сфабрикованы по произвольным, выдуманным обвинениям, таким как хранение наркотиков, растрата денежных средств или применение насилия. Примером этого является дело Азимжана Аскарова, который в отместку за опубликование фактов нарушений закона, совершённых сотрудниками полиции и прокурорами, властями Кыргызстана был осужден на пожизненный срок по обвинению в причастности к убийству полицейского. В докладе CPJ Аскаров признан единственным заключенным журналистом в Киргизии. Также один журналист – Сапармамед Непескулиев – отбывает наказание и в Туркменистане. Эта страна вновь появилась в «тюремном списке» CPJ в 2015 году после отсутствия ее в перечне 2014 года.

Казахстан и Таджикистан в этом году не включены в список стран-«тюремщиков» журналистов. // Фергана

You may also like...