К соответствующему выводу в своем расследовании пришла редакция
"Новой газеты".
Ранее международная команда расследователей Bellingcat обнародовала доклад, в котором говорится о том, что перевозка установки "Бук", с которой предположительно был сбит самолет рейса MH17, осуществлял отставной российский генерал-майор Сергей Дубинский известный под псевдонимом "Хмурый".
Также публиковалась запись телефонного разговора "Хмурого" о катастрофе MH17.
При подготовке материала журналист "Новой газеты" поговорил с Дубинским по телефону, а затем отправил образцы аудиозаписей экспертам по анализу языка из Института нейрологии и физиологии Гетеборгского университета в Швеции (Institute of Neuroscience and Physiology, University of Gothenburg).
Анализ был проведен в лаборатории Voxalys (осуществляет криминалистические экспертизы по заказу прокуратуры, полиции и судов Швеции) методом "слепого теста" без погружения в контекст и в соответствии с инструкциями Международной ассоциации криминалистической фонетики и акустики (IAFPA).
Эксперты не были знакомы с тем, когда, кому и по какому поводу говорилось то, что было предоставлено им в качестве материалов для исследования.
Руководил исследованием криминалист-аналитик и член исполкома IAFPA Йонас Линд.
Шведские специалисты проанализировали исключительно технические (акустические) параметры: тон, частоту и тембр голосов. Для оценки сходства эксперты из Гетеборгского университета использовали девятибалльные шкалу, утвержденную Шведским национальным экспертно-криминалистическим центром.
+4 соответствует высокой степени совпадения исследуемых голосов ( "с чрезвычайно высокой вероятностью голоса на записях принадлежат одному человеку"), -4 — малейшем ("голоса с высокой вероятностью принадлежат разным людям"), а нейтральный показатель в 0 баллов говорит о невозможности экспертов рассчитать вероятность сходства / различия.
Потратив 10 дней на исследования, шведы подготовили криминалистическое заключение, в котором сообщили, что записи представляют небольшое, но достаточное для выводов количество материала.
"Таким образом, результаты их исследования поддерживают гипотезу о том, что сравниваемые голосовые образцы принадлежат одному и тому же человеку + 2 балла", — сообщает "Новая газета".
"Указанный строго технический анализ и другие собранные нами свидетельства подтверждают, что голос организатора транспортировки комплекса "Бук" по территории Донбасса принадлежит российскому офицеру Сергею Дубинскому", — отмечается в материале.
Кроме того, издание пообщалось с бывшим сослуживцем Дубинского Сергеем Тиуновым, лидером самообороны Запорожья и ветераном боевых действий в Афганистане.
Тиунов рассказал о том, что лично общался с Дубинским после катастрофы МН17, когда приезжал забирать из плена "ДНР" украинских военных.
Газета цитирует разговор двух мужчин.
"Видишь, как жизнь сложилась, Сергей, — сказал "Хмурый". — В Афгане мы с тобой на одной стороне воевали, а сейчас воюем друг против друга. Никак не пойму, почему ты за хунту".
Тиунов вспоминает, что в ответ не сдержался: "Но пассажирский самолет по-бандитски сбили вы!", — сказал он и отметил, что по лицу увидел, как это задело его собеседника.
Дубинский ответил: "Ты же не думаешь, что это я сделал [сам]?" А потом показал пальцем наверх: "Это же сделали уроды из Москвы!".
Позже, как рассказал Тиунов, боевики придумали легенду о том, что "Боинг" якобы сбил украинский летчик на СУ.
По сведениям российского издания, "Хмурый" также воевал в Чечне, где представлялся журналистам как "специалист по диверсиям", объясняя, что воюет с теми, кто "не хочет жить по нашим русским законам, не хочет молиться нашей вере".
В ДНР же он занимал должность заместителя министра обороны и возглавлял военную разведку самопровозглашенной республики.
При этом как минимум до середины 2015 годы Дубинский получал выплаты от Министерства обороны России (более 300 тыс рублей в 2015-м).
Из ДНР он в итоге был изгнан "за мошенничество и отъем собственности у местных жителей". Подтвердить данные сведения издание не может, однако им удалось узнать, что по возвращении из Донецка в Ростов в 2015 году Сергей Дубинский зарегистрировал на свое имя несколько автомобилей, в том числе люксовый внедорожник Volkswagen Tiguan.
Напомним, что самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 в Донецкой области.
Погибли 298 человек, находившихся на борту. Пассажирами рейса были граждане 10 стран. Большинство погибших (196 человек) — граждане Нидерландов.